Молодёжь, как социальная общность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной РФ. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Молодёжь, как социальная общность. Дифференциация и возрастная стратификация молодёжи………………………….……………………………..4

Социальные проблемы молодёжи…………….……….………………..………..9

Заключение…………………………………………….………………..………..15

Список литературы………………………………………………….……………………16

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа 2.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Молодёжь, как  социальная общность. Дифференциация и возрастная стратификация молодёжи………………………….……………………………..4

Социальные проблемы молодёжи…………….……….………………..………..9

Заключение…………………………………………….………………..………..15

Список литературы………………………………………………….……………………16

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

        Одна из актуальных отраслей  современной социологии  - социология молодежи.

Эта тема очень  сложна и включает в себя целый  ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и  социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи  и коллектива и целый ряд других.  

       Особенно остро проблема молодежи  и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной РФ. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.  

       Конкуренция на уровне массового  сознания советских, национальных  и так называемых "западных" ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. 
 

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы. 
 
 
 
 
 

Молодёжь, как социальная общность. Дифференциация и  возрастная стратификация  молодёжи.

 

Молодежь - это  социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет  подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет  наступает физическая зрелость и  человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек  проживает важный этап семейной и  внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как  самостоятельную социально-демографическую  группу.

Социально-экономические  трансформации российского общества в постсоветское время не только нанесли «культурную травму»  массовому сознанию россиян, деформируя его и стирая прежние стереотипы, но и оказали влияние на поколение  тех 17-20-летних юношей и девушек, социализация которых выпала на годы реформ, а  также еще более молодых – 15-16-летних, родившихся в эпоху перестройки.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи.

С 60-х годов  XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.

С конца 80-х годов  внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более  заметным.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь играют основную роль.

Первый –  социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий  XX. Хотя в последующие два года XXI в. Отмечался некоторый экономический рост, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор – особенности социальной мобильности  в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать  престижное социальное положение в  очень короткие сроки.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в  действительности слишком часто  основанная на криминале, являлась, тем  не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.

Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение  приобрела преступность среди российской молодежи.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение  к специфике молодежных субкультур России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультуным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России. 

          В современном российском обществе социальная стратификация воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация отражает ее качества. Отсюда следует, что проблема образовательной стратификации теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям. 
Именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах.  
Что касается методологического подхода, то можно отметить факторы субъективного характера как весьма важные для определения поведения молодых людей в новых условиях. Ряду экономистов неоклассического направления необходимым условием успеха в трансформационном обществе считают социально-психологические составляющие: усилия самих людей, направленные на изменение ситуации в свою пользу, достижения нового качества жизни, соответствующего места в социальной структуре. 
В современном российском обществе в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры – доходов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства высокопрофессиональных и властных элит, образование продолжает обеспечивать важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы. 
Советская система была ориентирована на массовость образования, исходя из той идеологии, что образование является важнейшим компонентом прогресса социалистического общества. При социалистической распределительной системе образовательный уровень сам по себе, как правило, не гарантировал адекватное ему благосостояние – в этом смысле образованная и квалифицированная часть средних слоев общества оказалась в невыгодных условиях, что, однако, не влияло на высокий уровень престижности умственного труда. 
Рассматривая функции образования по поддержанию ценностно-ориентационных образцов, П. Бурдье писал, что следует обратить внимание на связи социальной дифференциации и образования. Он указывал на то, что трансмиссия знания от высших страт к низшим является важной предпосылкой воспроизводства культурного капитала, под которым понимал, прежде всего, уровень притязаний и характер духовных запросов, нормы и ценностно-ориентационные установки. П. Бурдье раскрыл прямую связь между семейным статусом, культурным капиталом и академической успеваемостью личности. По его мнению, академическая успеваемость является одной из форм доминирующего положения семьи в социальной структуре. Опираясь на  приведенные положения П. Бурье  возникает вопрос, насколько модели вертикальной мобильности в образовательной сфере обнаруживают влияние материально положения семьи на достижения учащихся? Определяющую роль, играет культурно-образовательный уровень родителей и ценностно-ориентационная установка учащихся, а прямая связь между благосостоянием семьи и академическим достижением респондентов незначима. Иными словами, социально-профессиональный статус родителей, их образовательный уровень сами по себе становятся некоторыми обязательными требованиями к формированию адекватных типов поведения молодых людей посредством установки на достижения и последующую карьеру. 
Несмотря на существенное снижение материального положения среднего слоя интеллигенции, именно из этой среды больше всего осуществляется пополнение студенчества в высшие учебные заведения. С одной стороны, наблюдается довольно значимая связь между сравнительно низким уровнем семейного дохода и высоким образовательным уровнем родителей в указанной группе респондентов, с другой стороны, выраженность ожидаемой материальной помощи со стороны родителей для получения высшего образования именно в этой группе более сильна. Можно объяснить это тем, что в указанной группе в связи с переходом обучения на платную основу больше экономят из семейного бюджета ради затрат на учебу, что в значительной степени определяет академическую успеваемость. 
Образовательная стратегия молодежи уже на этапе выбора профессии определяется двумя основными моментами: во-первых, стремлением достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, дающих возможность для относительно свободного «включения» в рынок труда и обеспечивающих относительно стабильное, устойчивое положение на нем, и, во-вторых, желанием удовлетворить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основе новых потребительских стандартов. Речь идет о прямых связях достижительных мотиваций и поведенческих приоритетов. Большое значение «материальной» позиции и возможность быть востребованным на рынке труда в установке молодых людей на образовательный уровень является наиболее важным индикатором социальной мобильности, а также стратификации как проявления социальной дифференциации в среде молодежи. 
Молодые люди планируют предложить на рынке труда, прежде всего, свое будущее образование и высокую квалификацию в качестве «собственноресурсного» дивиденда занятия определенной статусной позиции. Важнейшим средством получения данного статуса, в их представлении, является достижение материального благополучия. Именно этот показатель социальной стратификации определяет значимость поведенческих приоритетов образовательной цели. 
Социальная стратификация образовательных карьер неразрывно связана с процессом рационализации жизни. Отсюда важность проблемы рационального планирования и, соответственно, взвешивания шансов на успешную карьеру: как планировать свои действия, чтобы достичь наилучшего из существующих вариантов в масштабах социальной дифференциации групп, различающихся по статусу, степени успеха на рынке труда и потребления. 
Молодежь, принадлежащая к разной социально-профессиональной среде, ориентирована на высокий уровень притязаний на образование и получение профессиональной квалификации. Для молодых знание, квалификация, профессия являются условием достижения конкурентоспособного положения на рынке труда и, тем самым, обеспечения необходимого уровня потребления. Материальное благополучие, благосостояние в ценностных представлениях молодых людей является индикатором проявления статуса в новых условиях социальной мобильности и стратификации. Для достижения нужной статусной позиции, необходима новая трудовая этика и «поведенческие» приоритеты: способность и готовность к более высоким нагрузкам, жесткой дисциплине, индивидуально-инициативным действиям. Именно эти «внутренние» факторы являются особенно важными для изменения социальной позиции и движения от низших страт к высшим.
 
 
 
 
 
 
 

Социальные  проблемы молодежи. 

Современная молодёжь, будь-то молодежь Москвы или любого другого города, в последние годы предоставлена сама себе. Таковы реалии нашей нынешней жизни, в которой  трудности молодежи сливаются с  общими проблемами каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Взрослые серьёзные люди с высоких трибун говорят о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и  т.д. Жаль, что этот самый фундамент  в пылу политических и финансовых баталий некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии.

Творчество молодежи интересует лишь ограниченный круг лиц, государственных дотаций для  талантливых и по-настоящему одаренных  молодых людей как таковых  нет. Государственные молодежные организации  создаются, как правило, в тот  момент, когда приближаются очередные  выборы, после которых о молодежи сановные мужи очень быстро забывают, в очередной раз предоставляя возможность молодежи решать свои проблемы самостоятельно. Достойная работа для  молодежи, даже для тех, кто с отличными  показателями закончил престижные высшие учебные заведения, не предоставляется. Проблемы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их никто не собирается.

Поневоле с  ностальгией вспоминаются охаянные не одну тысячу раз советские времена, когда существовала специальная  программа «Молодежь», которая служила  гарантией того, что молодой человек  по окончании любого учебного заведения  сможет устроиться на работу по своей  специальности, будет приносить  пользу и себе, и государству своим  профессиональным трудом.

Никто не говорит, что добровольно-принудительные молодежные организации вроде всеобщей (так  и хочется сказать – воинской обязанности) комсомольской организации  – это очень хорошо, и никаких  проблем у молодежи в те времена  не было. Проблемы молодежи всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом  пытались решать, и зачастую ведь решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас? Лозунги с трибун, разговоры о том, что требуется  реализация молодежного потенциала, партийные газетки типа «Молодежный  экспресс города Загуляйска» или  «Вестник молодежи поселка Гнутово» - неужели кто-то из государственных  людей всерьез может считать, что все это может представлять интерес для молодежи современности. Молодежи, которая воспитана в духе свободы, если не сказать вседозволенности. Молодежи, которая прекрасно видит отношение к ней со стороны родного правительства, депутатов и прочих «слуг народа», умеющих лишь красиво обещать и не выполнять своих красивых обещаний. Нет, молодежи это не интересно.

Не стоит полагать, что молодежь о будущем не думает, что молодежь развращена западной моралью, а вернее ее отсутствием, испорчена, вульгарна и разнуздана, это совсем не так. Огромное количество молодых  людей хотят быть полезными своей  стране, хотят заниматься любимым  делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, который, к сожалению, в нашей стране стал уже просто перманентным. Но самостоятельно все трудности молодежи решить не удастся. Только целенаправленное систематическое  участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения  сможет разрешить все проблемы молодежи, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая армейской дедовщиной и произволом на рабочих местах.

Рынок труда  молодежи является особым социально-демографическим  сегментом российской экономики, подчиняющимся  собственным закономерностям, которые  необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются  неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного  стажа и опыта работы и, как  следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка  труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой  риска. В то же время, в отличие  от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект  трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет  способность к постоянной смене  трудовых функций, огромные возможности  профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей  трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С  одной стороны, вопросы трудоустройства  чрезвычайно значимы для молодых  людей, с другой — реализовать  свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных  и субъективных факторов: уровень  материальной обеспеченности, возможность  реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать  карьеру, обеспечить свои гражданские  права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения  в силу особой остроты ее негативных последствий.

Информация о работе Молодёжь, как социальная общность