Крупные предприниматели в пищеперерабатывающих отраслях промышленности России во второй половине XIX- начале XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:05, автореферат

Краткое описание

Проблема состояния и развития современного пищеперерабатывающего предпринимательства на данном историческом этапе стоит достаточно остро. Исчезновение, с экономической карты страны начиная с конца 20-х г.г. XX. вообще предпринимательской сферы естественным негативным образом повлияло на все пищеперерабатывающее предпринимательство. В первую очередь это отразилось на крупных пищепереработчиках. Частная инициатива в этой сфере в ходе национализации, попросту говоря, исчезла, уступив место вначале государственным предприятиям в составе трестов и синдикатов, а затем главков и министерств. Это в свою очередь не могло не сказаться на качестве продуктов питания, а также и на всем общественно-экономическом и социальном положении в стране.

Содержимое работы - 1 файл

Крупные предприниматели в пищеперерабатывающих отраслях промышле.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

               В диссертации более подробно анализируется деятельность крупнейшей астраханской фирмы «Братья Сапожниковы», которые своими достижениями в технологии переработки, заготовки и торговли по существу повлияли на развитие всех рыболовных промыслов России.

      В четвертом разделе  «Промышленники винокуры и виноторговцы» раскрывается предпринимательская деятельность крупных винокуренных промышленников. После введения в 1863 г. акцизной системы проведя модернизацию своих предприятий в 80-е годы и специализируясь на выпуске в основном  высших сортов  спирта и качественного хлебного вина, они в значительной мере  стали влиять на состояние всего алкогольного рынка страны.

          В конце XIX в. перед введением  винной государственной монополии к таким преуспевающим предприятиям относились: ( с годовым объемом производства в пересчете на ведра в 40 град.) АО «Бекман и К*» в Петербурге -  4000 тыс., Товарищество « П.А. Смирнова» – 3500 тыс. в Москве, Московское Товарищество «Прием. вдовы И.С. Поповой» - 1210 тыс., фирма  «Петров В.Е.» из Петербурга – 599, Товарищество «Долгов А.В. и К*» в Н.Новгороде – 162 тыс., петербургское АО « Больман и К*» - 86 тыс., казанская фирма «Вараксин Д.И.» - 31 тыс. московский Торговый дом «Шустов Л.Н. с С-ми», московская и петербургская фирма «Шритер В.А.», Товарищество «Мариинского винокуренного и ректификационного завода» (Липецк-Москва).77

       Как пример в диссертации рассматривается деятельность наиболее известного виноводочного Товарищества «П.А. Смирнов», качество продукции которого во второй половине XIX в. считалось определенным стандартом,  как в отрасли среди специалистов, так и у потребителей.

      В пятом разделе  «Крупные российские сахарозаводчики, чаеторговцы и кондитеры» раскрывается    производственная и общественная деятельность наиболее известных предпринимателей в этих отраслях.

Начиная с 1850-х г.г. и вплоть до начала  первой мировой войны среди крупных сахарозаводчиков выделялись три наиболее знаменитых династии сахароваров: Браницкие, Бобринские и Терещенко, которые, каждая в свое время, оказали большое влияние на развитие отрасли. По данным за 1876 г. на 6 заводах А.В. Браницкого, В.В. Браницкого и  К.В. Браницкого, расположенных в Киевской губернии производилось до 536600 пуд. сахара.78 Граф Александр Андреевич Бобринский с его сыновьями Андреем, Владимиром, Георгием, Львом и Петром на 6 заводах в Киевской, Черниговской и Тульской губерниях вырабатывали 457800 пудов.79 В разделе дается  характеристика  такому общеотраслевому явлению, как предпринимательская «нормировка»,  - один из способов ухода от  перепроизводства, вызвавшего кризис в отрасли в период с 1887 по 1994 г. и способствовавшего изданию 20 ноября 1895 г. соответствующего  указа о «правительственной нормировке» для всей сахарной промышленности.80 

В разделе также дана характеристика действия синдика рафинеров и его влияние на развитие отрасли.81 Так называемое «государственное регулирование» цен и выпуск на рынок дополнительной сахарной массы, отвечало в основном не столько интересам всей сахарной отрасли, сколько крупным сахарозаводчикам, в частности владельцам рафинадных заводов. Именно они в начале XX. в. по-существу во взаимодействии с заинтересованными лицами из правительства фактически управляли  всей сахарной промышленностью.82

В разделе как пример приводится характеристика деятельности клана сахарозаводчиков семьи Терещенко, которые почти более полувека влияли не только на сахарную промышленность, но и на развитие всей агропромышленной сферы Юго-Запада России.

         В разделе дается анализ появления знаменитой чайной кяхтенской торговли, которая к 1854 г. уже имела 58 купеческих домов, в том числе 37 сибирских с общим оборотом 5,8 млн.руб. и 21 фирму из других мест Европейской России.83 Именно из недр торговой Кяхты середины XIX в. появились такие влиятельные крупные чаеторговые фирмы, как Расторгуев, «Петра Боткина сыновья»,  А.Г. Кузнецов /Наследники А.С. Губкина/. Развешанным чаем под своей торговой маркой на ярмарке торговали фирмы  «Братья К.и С. Поповы», В.И. Попов, «Василий Перлов с сыновьями», затем С.В.Перлов, Климушин, «Вогау и К».

         В разделе дан анализ деятельности в 70-80-х г.г. XIX в. некоторых фирм, во главе которых стояли иностранные предприниматели, такие как Вогау, барон Кноп, Лорх, Ценкер и другие. Эти так называемые предприниматели «новой волны», с помощью своих нанятых соотечественников экспедиторов и многих злоупотреблений русских таможенных чиновников, смогли в эти десятилетия  весьма значительно нажиться на не совершенстве таможенной политики министерства финансов.84 В результате этого выйти в лидеры чаеторгового дела.

         Основная  часть исследования крупных российских чаеторговых домов в разделе посвящена таким предпринимателям, как Боткины, Перловы, А.С. Губкин и А.Г. Кузнецов, чья деятельность самым положительным образом сказалась на всей чаеторговой отрасли России.

         Во второй  половине XIX в.  благодаря росту городов и городского населения

в наиболее развитых промышленных центрах  возникает фабричное производство кондитерских изделий.  В конце XIX – нач. XX в.в. большинство кондитерских мастерских, фабрик, паровых и простых булочных, а также небольшие заводы стали специализироваться на каком-то одном или нескольких видах кондитерской продукции. Однако были и такие предприятия, которые, получив в 80-е годы фабричный статус, сумели развить  широкий спектр ассортимента, создав  всевозможные специализированные отделения по производству кондитерской продукции. Основными отделениями  на таких фабриках были: конфетное, (карамельное, мармеладное), бисквитное, фруктовое, шоколадное. Кроме этого фабрики имели вспомогательные производства: холодильное, сушильное, слесарное, ящичное, котельное, машинное, а иногда и собственную электростанцию. К числу подобных кондитерских фабрик относились такие широко известные фабрики, как фабрично-торговое Товарищество « А.И. Абрикосова Сыновей», фабрики немецкого предпринимателя «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь)», французского «Сиу и К*» («Большевик»), Товарищество Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове, фабрика Ландрина, М. Конради и другие.85

           В  разделе дается развернутая характеристика  Товарищество « А.И. Абрикосова  Сыновей», первых кондитерских фабрикантов   в России и его основателя  А.И. Абрикосова.  

 В шестом разделе «Крупнейшие российские купцы и торговцы  гастрономическим    продовольствием и колониальными товарами» дается развернутая характеристика наиболее крупных представителей этой  торговой и перерабатывающей сферы, которая впервые в отечественной историографии отражается в данной работе. Основой для исследования этой отрасли послужили адресные, справочные городские издания, в которых  в конце XIX- начале XX был собран богатейший статистический материал.

 По Положению, утвержденному  Министерством финансов 1 декабря 1898 г. гастрономическими и колониальными товарами могли торговать лишь те лица, которые выкупали промысловые свидетельства I и II разрядов.86 Это способствовало появлению среди купцов-гастрономов, бакалейщиков, торговцев колониальными товарами крупных предпринимателей. В 1896/7 г.г. в Москве учитывая все лабазы, погреба, склады оптовой и розничной торговли, магазины, лавки, киоски места в торговых рядах всей бакалейно-гастрономической и колониальной торговли (с некоторыми повторами по ассортименту товаров, без биржевых маклеров и агентов заведений) значилось 2044 заведения.87 В Петербурге всех торговых заведений связанных с бакалейно-гастрономической и колониальной торговлей (включая винную торговлю и ренсковые погреба) насчитывалось 266. В Риге- 194, в Харькове – 142, в Одессе – 102, в Варшаве – 94, в Лодзе -81, в Киеве -18, Н.Новгороде – 11.88

           Среди наиболее влиятельных и известных торговых фирм в этот период выделялись  в С.Петерубрге – семья В.И. Черепенникова и В.Г. Баскова, Я.А.Фохте, фирма «Денкер Теодор и К»;  в Москве – С.С. Уткин-Егоров, А.А. Баскакин, А.Д. Белов; в Сибире и на Дальнем Востоке – Торговый дом фирмы « Бр.Эльвангер», в Харькове – Торговый дом «Жевержеев с С-и», в Одессе –  рыбопромышленник и консервный заводчик А.К. Дубинин. Большое место в разделе уделено наиболее известной и значимой фирме «Бр.Елисеевым». Эта самая настоящая «гастрономическая империя» имела  собственную гастрономическую фабрику, виноградники на Юге России, погреба как в Петербурге, так и в европейских странах, сеть из 7 крупных магазинов в Петербурге и по одному в Москве и Киеве, собственный торговым флот, конный завод, большое количество недвижимости, акции предприятий, таких как петербургский пивоваренный завод «Новая Бавария», автомобильного «Фрезе и К* и других, сельскохозяйственное имение. За 15 летнюю деятельность – с 1898 по 1913 г.г. Торговый дом Елисеевых заплатил государству только таможенных пошлин около 2 млн.руб., а суммарный оборот фирмы достигал астрономической цифры по тем временам – 369 млн.руб.89

             В заключении автор подводит итоги работы, делает обобщения, выводы, которые заключаются в том, что развитие крупного предпринимательства в пищеперерабатывающих отраслях промышленности России во второй половине XIX – начале XX в.в. зависело от множества факторов. Назовем здесь лишь некоторые.

        В первую очередь зависимость предпринимателей от той конкретной пищеперерабатывающей отрасли, а также от того типа деятельности, (индустриально- городского или сельскохозяйственного) к которым принадлежал конкретный купец или заводчик.

          Следующим фактором, определяющим развитие крупных пищепереработчиков  являлись родовая преемственность и семейная клановость. Эти факторы были обусловлены природно-климатическим, аграрно-сезонным и культурно-традиционным влиянием.

          По хронологическому принципу появление и развитие крупных пищеперерабатывающих предпринимателей можно разделить на два типа.

        К первым относились предприниматели, бывшие крестьяне, мещане или мелкие купцы так называемой новой капиталистической волны, которые начинали свое дело в начале XIX и, как правило, достигали своего наивысшего расцвета, а вместе с тем иногда и упадка  в  конце 70 х - середине 80-х г.г. или к середине 90-х гг.

       Второй тип предпринимательства, так называемый «пореформенный» или индустриальный, который был рожден реформами 1861-63 г.г. Этот тип уже имел совсем иные возможности и качества. Основанный на широкомасштабном технологическом перевооружении, этот тип сообщества крупных пищепереработчиков смог преобразовать отрасли из архаично-кустарных в индустриальные, и тем самым изменить облик всей агропромышленной сферы в России.

      Основными различиями, которые выделяли пищеперерабатывающих предпринимателей из  всего предпринимательского  сообщества России были, прочная и многогранная связь пищепереработчиков с биоресурсами и аграрным землепользованием, кроме этого прямое влияние результатов их труда на здоровье и социальное положение народонаселения.

    Одна из заслуг крупных предпринимателей состояла в развитии сельского хозяйства России, а также в создания профессионального отраслевого образования.

     О многогранном значении  видных крупных предпринимателей  в области пищевой переработки  может служить такие факты, как использование нынешним поколением предпринимателей тех материальных ценностей, которые до сих пор служат России. А также возрождение традиционных форм, способов, технологий и торговых марок знаменитых продуктов, которые основывали и развивали крупные предприниматели пищеперерабатывающих отраслей России во второй половине XIX-начале XX веков.

 

 

 

 

 

               

 

              По теме исследования опубликованы следующие работы:               

     

 

                                                    Монография:

  1. Рогатко С.А. Выдающиеся продовольственные предприниматели России. М. «Пищепромиздат», 1999 г.  197 с. (17 п.л.).

 

               Работы, опубликованные в изданий, рекомендованных ВАК

                    Министерства образования и науки РФ:

     

2.   Рогатко С.А. Знаменитые  мясопереработчики России XIX в.// «Вопросы

      истории». 2010. №5. С.139-142. (0,3 п.л.)

 

 

                                     Научные статьи:

 

3. Рогатко С.А. Некоторые сведения об охлаждении продуктов с древних времен

     до конца XIX в. //  «Холодильная техника», 2002, № 1. С.28-31 ( 0,3 п.л.).

      4. Рогатко С.А. Развитие холодильной промышленности в России ( с 1910 по

            1914 г.г.) //  «Холодильная техника», 2002, №2. С. 26-30 (0,3 п.л.)

      5. Рогатко С.А. Развитие холодильных технологий. Применение холода в

            различных пищевых отраслях. // «Холодильная техника», 2002, №4. С.27-29

           ( 0,25 п.л.).

  1. Рогатко С.А. История развития  мясной промышленности России. //

      «Пищевая промышленность», 1999 № 9. С. 78-80 (0,25 п.л.)

7. Рогатко С.А. Абрикосовы // «Пищевая промышленность»,1999, № 6. С.20-23

     (0,3 п.л.).                                   

      8.   Рогатко С.А. Филипповы // «Провиант», 1997, №12. С.37-41 (0,3 п.л.)

9.    Рогатко С.А. Быль пивоварения. // «Провиант», 1998, № 2. С.42-45 (0,3 п.л.)

10.   Рогатко С.А.  От Минина до Бугровых. Исторический взгляд на

      нижегородское   предпринимательство.  // «Провиант», 1998, № 3. С.41-45 (0,3

      п.л.)

 

                     

1 Максимов С. Куль хлеба и его похождения. Спб.,1875.

2 Мясников А. Вопрос дня. О необходимости развития у нас мукомолья и практический взгляд на значение

   развития систем помола  за границей. (Из записок Общества  сельского хозяйства южной 

   России). Одесса, 1876.

3 Лященко П.И. Мукомольная промышленность России и иностранные потребительские рынки России.

  Спб.,1909;  П.И.Лященко. Русская мукомольная промышленность и торговля мукой.  М.,1911.

4 Вебер К.К. Мукомольное дело. Руководство к устройству мукомольных и крупяных мельниц при конных,

  ветряных, водяных и паровых  двигателях. Спб.,1908.

5 .Регель Р.Э.( Под редакцией проф. Н.И. Вавилова) Хлеба в России.  Пг.,1922.

6 Баур А. Зерновые злаки. Экономика и культура хлебных злаков в России.  М.,1924.

7 Вера фон Цир Милен. Хлебопекарное и булочное производство. Пг,1916.

Информация о работе Крупные предприниматели в пищеперерабатывающих отраслях промышленности России во второй половине XIX- начале XX вв.