Глобализация мировых финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:50, реферат

Краткое описание

Важной предпосылкой финансовой глобализации стало снятие ограничений по текущим операциям и трансграничным операциям с капиталом на национальном уровне сначала в развитых рыночных экономиках (в 1960 -1980-е годы), а впоследствии - и в развивающихся странах (в 1980 -1990-е годы). В 1990-е годы к процессу валютной и финансовой либерализации присоединились и бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы и СНГ, а также Китай. Другой ключевой предпосылкой развития глобализационных процессов в финансовой сфере стали технологические достижения, позволившие связать между собой, с одной стороны, национальные финансовые рынки, а с другой - рынки различных финансовых инструментов.

Содержание работы

1 Финансовая глобализация: сущность и масштабы 3

2 Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику 4

3 Ответы на вызовы финансовой глобализации: развитые и развивающиеся страны 9

4 Вызовы, стоящие перед денежно-кредитной политикой Беларуси 12

Список использованной литературы: 15

Содержимое работы - 1 файл

Глобализация рынков.docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

    Учреждение  образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат по теме:

    Глобализация  мировых финансовых рынков 
 
 
 
 

    Реферат подготовила 

    Студентка 3 курса ИЭФ МДНД 14

    Стабровская Т. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Минск, 2010 

Оглавление 

    1 Финансовая глобализация: сущность и масштабы 3

    2 Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику 4

    3 Ответы на вызовы финансовой глобализации: развитые и развивающиеся страны 9

    4 Вызовы, стоящие перед денежно-кредитной политикой Беларуси  12

    Список  использованной литературы: 15 

 

    

    1 Финансовая глобализация: сущность и масштабы

 

    Для современной стадии развития мировой  экономики характерна активизация  процессов глобализации, в том  числе ее финансовой составляющей. В литературе приводятся различные  определения финансовой глобализации. Мы исходим из того, что она представляет собой процесс постепенного объединения  национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой финансовый рынок, а также усиления взаимозависимости  между рынками отдельных финансовых инструментов.

    Важной  предпосылкой финансовой глобализации стало снятие ограничений по текущим  операциям и трансграничным операциям  с капиталом на национальном уровне сначала в развитых рыночных экономиках (в 1960 -1980-е годы), а впоследствии - и в развивающихся странах (в 1980 -1990-е годы). В 1990-е годы к процессу валютной и финансовой либерализации  присоединились и бывшие социалистические страны Центральной и Восточной  Европы и СНГ, а также Китай. Другой ключевой предпосылкой развития глобализационных процессов в финансовой сфере стали технологические достижения, позволившие связать между собой, с одной стороны, национальные финансовые рынки, а с другой - рынки различных финансовых инструментов.

    Объем сделок на мировом валютном рынке  существенно превышает показатели мировой внешней торговли. Если в  апреле 2004 г. среднедневной оборот первого  составил 1, 88 трлн долл., то годовой объем мирового экспорта товаров и услуг в том же году был равен 11, 2 трлн долл. (1) В то же время среднегодовой темп прироста оборота мирового валютного рынка в 1989-2004 гг. составил 8%, тогда как объем мировой торговли товарами и услугами за тот же период в долларовом выражении увеличивался на 6, 4% в год. Отсюда следует, что мировой валютный рынок все меньше обслуживает внешнеторговые сделки и все больше - сделки, связанные с движением капитала.

    Трансграничные  потоки капитала в ведущих промышленно  развитых странах в 1990 - начале 2000-х  годов действительно росли более  высокими темпами, чем внешнеторговый оборот. Рассмотрим динамику трансграничного  движения капитала (2) в 1991-2005 гг. на примере  трех стран: США, Великобритании и Канады, первые две из которых являются лидерами в данной области.

    Прежде  всего отметим значительные темпы прироста трансграничных потоков капитала за рассматриваемый период (17% в среднем за год в США, 26, 9 - в Великобритании и 9, 8% - в Канаде). Но при этом рост потоков капитала не был постоянным. Так, в США и Великобритании имели место два отчетливых спада - в 1998 и 2001-2002 гг. Первый был, очевидно, связан с последствиями потрясений на азиатских и российском финансовых рынках, а второй - со спадом активности на фондовом рынке развитых стран. В Канаде, помимо отмеченных, наблюдался спад в 1995 г., а спад 2001-2002 гг. распространился и на 2003 г.

    Один  из ключевых качественных показателей  финансовой глобализации - разница  между реальными ставками процента в различных странах. В теоретических  работах сформулирован тезис  о том, что под влиянием роста  объемов трансграничных финансовых потоков и повышения эффективности  финансового посредничества этот разрыв должен постепенно сокращаться.

    Мы  проанализировали данные о разнице  реальных процентных ставок по государственным  ценным бумагам (Treasury bills) ведущих промышленно развитых стран и по основным парам валют (трехмесячные ставки LIBOR) (см. рис. 2 и 3). Действительно, к середине 2000-х годов по сравнению с началом 1990-х годов эта разница между странами уменьшилась. Однако здесь требуются некоторые уточнения. Если за точку отсчета принять конец 1980-х годов, сделанный вывод становится менее очевидным. Кроме того, внутри рассматриваемого периода прослеживается несколько подпериодов, когда разница практически всех пар реальных ставок процента достигала минимума: для государственных ценных бумаг это 1995 и 1998-2000 гг., а для ставок LIBOR - 1989, 1994 и первая половина 2000-х годов. Вместе с тем во второй половине 1990-х годов для мировых валют и в первой половине 2000-х годов для государственных ценных бумаг наблюдалось существенное расхождение реальных ставок процента.

    Таким образом, процесс глобализации привел к значительному росту финансовых потоков и оборотов на мировом  валютном рынке, снижению разницы между  процентными ставками. Но при этом, на наш взгляд, данный вывод необходимо скорректировать: финансовую глобализацию нельзя характеризовать как однонаправленный процесс; в ее рамках вполне возможны откаты назад, о чем свидетельствуют  кризисы в ряде развивающихся  рынков в 1990-е годы, наиболее разрушительным среди которых был региональный азиатский финансовый кризис 1997 г., а также спад на ведущих фондовых рынках в 2001-2003 гг., приведший к рецессии в развитых странах (3).

    В настоящее время также существуют риски, способные привести к очередному (но, по всей видимости, опять временному) развороту в глобализационных тенденциях. Назовем прежде всего две проблемы: глобальных дисбалансов, порожденных "двойным дефицитом" в США (государственного бюджета и текущего счета платежного баланса), и спекулятивных "пузырей" на финансовом рынке (речь идет главным образом о рынке недвижимости).

    2 Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику

 

    Финансовая  глобализация создает новые вызовы для национальной денежно-кредитной  политики, ограничивая пространство ее независимого проведения. Это связано  с усилением воздействия внешней  среды на национальную экономику  в целом и денежно-кредитную  сферу в частности. По мере все большего включения экономик в систему мирохозяйственных связей усиливается их взаимозависимость. Так, отношение объема внешней торговли к мировому ВВП выросло с 19% в 1980-1989 гг. до 25% в 2000-2004 гг. (4) В результате национальные центральные банки при принятии своих решений должны учитывать большее число факторов, находящихся за пределами их прямого контроля: динамику глобальной экономики и экономик соседних стран; состояние основных мировых товарных и финансовых рынков; решения других центральных банков, прежде всего ключевых игроков на мировом рынке (Федеральной резервной системы, Европейского центрального банка и Банка Японии).

    Действие  внешних факторов ограничивает национальную денежно-кредитную политику по нескольким направлениям: непосредственно, сужая  возможности центральных банков по использованию отдельных инструментов и установлению различных целей, и опосредованно, когда центральные  банки вынуждены реагировать  на последствия внешних негативных шоков.

    Из-за отказа от инструментария валютного  регулирования, в частности отмены ограничений на трансграничные операции с капиталом, снижается степень  независимости центрального банка  при определении целей денежно-кредитной  политики и использовании процентных ставок как ее инструмента. Из экономической  теории известно, что одновременно можно достигать лишь двух целей  из трех: полная мобильность капитала, фиксированный валютный курс и независимая  денежно-кредитная политика. То есть в современных условиях проведение независимой денежно-кредитной политики уже не может сочетаться с какой-либо формой фиксации валютного курса (в  отличие, скажем, от ситуации 1960-х годов).

    Увеличение  потоков капитала при отмене ограничений  на его внешнюю мобильность приводит к тому, что процентная ставка внутри экономики определяется в значительной степени на мировых финансовых рынках (с учетом заложенной в нее инвесторами  премии за риск). В настоящее время  даже крупнейшие мировые центральные  банки оказывают меньшее прямое воздействие на средне - и долгосрочные внутренние реальные ставки процента, чем раньше. Однако регулирование  краткосрочных ставок процента все  еще остается прерогативой денежных властей.

    В качестве примера внешних шоков  рассмотрим две их разновидности, наиболее важные, на наш взгляд, для проведения национальной денежно-кредитной политики: ценовые шоки и финансовые кризисы. Но прежде обратимся к вопросу  о том, как меняется сама природа  ценообразования в условиях финансовой глобализации. Глобализационные процессы способствуют снижению темпа инфляции внутри страны. Наиболее мощным каналом распространения подобного воздействия выступают ограничения на рост издержек фирм. В результате усиления глобальной конкуренции предприятия все в большей степени начинают воспринимать цены как заданные, и им становится сложнее переносить издержки на покупателей.

    Рост  издержек во многом удается ограничивать за счет уменьшения расходов на заработную плату. В результате, с одной стороны, более активного включения в мирохозяйственные связи стран с большим населением и низким уровнем оплаты труда (прежде всего Китая и Индии), а с другой - растущих возможностей переноса производства за пределы страны и аутсорсинга переговорная власть профсоюзов в развитых странах по поводу заработной платы снижается, а развивающиеся страны также сталкиваются с внешними ограничениями на ее рост.

    Существуют  и другие объяснения воздействия  глобализации на инфляцию. Так, специалисты  отмечают, что в целом разрыв между  совокупным спросом и совокупным предложением в национальном выпуске (output gap) как фактор инфляции играет все менее важную роль. Значительная часть внутренней инфляции, по их мнению, зависит от некоего "общего фактора", связанного с глобализацией. Исследование, проведенное М. Чикарелли и Б. Моджоном, показывает, что 70% вариации инфляции в 22 странах ОЭСР в 1960-2003 гг. определялось этим "общим фактором" (5). Эксперты МВФ считают, что в новых условиях увеличиваются издержки проведения слишком мягкой экономической политики, поскольку на ее последствия реагирует также иностранный капитал, находящийся в стране. Другими словами, глобализация стимулирует проведение более взвешенной экономической политики (6).

    Чтобы понять, как повлияла финансовая глобализация на инфляционные процессы в целом, рассмотрим динамику мировой инфляции с 1970 по 2005 г. и прогноз МВФ на 2006-2007 гг.

    Начиная с 1996 г. темп инфляции в мире опустился  ниже 10% и в первой половине 2000-х  годов снизился до рекордной отметки 3-4%. В то же время период конца 1980- начала 1990-х годов был отмечен  экстремально высокой глобальной инфляцией  в результате трансформационного кризиса  в странах с переходной экономикой и высокой инфляции в крупных  латиноамериканских экономиках (Аргентине, Бразилии, Уругвае, Перу и др.). Однако в промышленно развитых странах с 1980 по 2005 г. наблюдалась устойчивая тенденция снижения темпа инфляции (если в 1980 г. лишь в одной из десяти рассматриваемых стран темп инфляции был ниже 5%, то с 1996 г. - во всех десяти странах, см. рис. 5). В то же время текущий период в этом отношении вряд ли можно назвать уникальным: 1960-е годы с их достаточно жесткими ограничениями на трансграничное движение капитала при действии золотовалютного стандарта также характеризовались низкими темпами инфляции.

    Помимо  общего уровня цен, глобализация повлияла и на относительные цены. В результате бурного роста спроса в азиатских  странах резко повысились цены на энергоносители, тогда как увеличение предложения продукции обрабатывающей промышленности с их стороны, наоборот, способствовало снижению относительных  цен на нее. В 1999-2005 гг. цены на нефть  на мировых рынках (в долларах США) росли со среднегодовым темпом 22, 2%, а на продукцию обрабатывающей промышленности, участвующую в мировой торговле, - всего 2, 2% (7). Рост цен на энергоносители в начале 2000-х годов является классическим примером внешнего ценового шока, под влиянием которого начинает повышаться внутренняя инфляция, чему способствует инфляция издержек. Однако последний ценовой шок мировой экономике в целом удалось смягчить за счет усиления глобальной конкуренции. Вместе с тем отдельные нефтедобывающие страны (например, Нигерия, Азербайджан) в первой половине 2000-х годов столкнулись с увеличением темпов инфляции.

    На  первый взгляд основные тенденции в  развитии инфляционных процессов расширяют  возможности национальных центральных  банков: они могут проводить более  мягкую денежно-кредитную политику с целью стимулирования экономического роста, в меньшей степени опасаясь ее инфляционных последствий. Именно такую  политику и проводили до недавнего  времени Федеральная резервная  система и Европейский центральный  банк. Однако пока преждевременно говорить о том, что нынешнее глобальное снижение темпов инфляции является окончательным  и что невозможно движение в обратном направлении, в том числе и  в силу того, что достигнутые успехи отчасти объясняются эффективной  антиинфляционной политикой, проводившейся  начиная со второй половины 1990-х  годов. Так, рост цен на энергоносители на мировых рынках, хоть и с некоторым  лагом, уже отражается на внутренней инфляции.

Информация о работе Глобализация мировых финансовых рынков