Последний день Помпеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Одно дело – узнать просто научные факты, и другое – увидеть это в изображении художника. Я совершенно не задумывалась о том, что испытывали люди, жившие у подножья вулкана во время этого бедствия. Картина К.Брюллова смогла наглядно показать тот ужас, который пережили люди. Я невольно стала размышлять об этом событии и поставила пред собой цель: узнать как можно больше о причинах и последствиях этого природного явления и исторического факта, а также о том, что сейчас там происходить, как выглядит эта территория в настоящее время.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………. 3
2. История и географическое положение города………… 3 – 4
3. Жизнь горожан …………………………………………… 4 – 7
4. Как происходила трагедия? …………………………….. 7 – 14
5. Как нашли город...……………………………………….. 14 – 17
6. Что раскопали ……………………………………………. 17 – 22
7. Заключение ………………………………………………. 22 – 24
8. Список литературы ………………………………………. 25

Содержимое работы - 1 файл

Реферат на тему.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

      Наступил  роковой день 24 августа 79 года. Как  мы уже упоминали вначале, голубое  небо было безоблачно. Солнце начало припекать  с утра, жители Помпеи и Геркуланума  занимались своими делами. По мощеным  улицам Помпей грохотали двухколесные повозки, нагруженные зерном и овощами.

     Поначалу  мало кто из жителей Помпеи обратил  внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом Везувий, ведь Везувий давно уже  считался уснувшим.

     Над вершиной Везувия неожиданно возник гигантский клубящийся столб белого цвета, быстро поднявшийся на высоту более 10 км. В верхних слоях атмосферы он как бы растёкся в стороны. Облако, размеры которого непрерывно увеличивались, было похоже на шляпку гигантского гриба или крону средиземноморской сосны — пинии.

           В час дня, когда жители принимались за обед, внезапно раздался ужасающий оглушительный грохот, земля задрожала, дома закачались, как пьяные. С вершины Везувия в небо ударил столб огня, окруженный тучами черного дыма. Из горловины разверзающегося кратера взлетели султаны пепла и обломков пемзы. Из него начал падать пепел, и этот пеплопад усиливался с каждым часом. Сначала пепел был очень мелким, но постепенно размеры обломков становились всё больше и достигли нескольких сантиметров в диаметре.

     Они заслонили солнце, все небо, стало совершенно темно, лишь багровые отсветы вулкана пробивали наступившую тьму. Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды. Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю. Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица. На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни.

      На  Помпеи начал все гуще падать град пепла и камней, вес которых  доходило до 6 килограмм. Птицы падали с неба, морские волны выбрасывали  на берег мертвую рыбу. Людей и животных охватил неописуемый ужас; каждый думал лишь о собственном спасении. Обезумевшие лошади и мулы мчали арбы и колесницы. Мужчины, женщины и дети, прикрывая головы, метались по тесным улочкам в густых и серных парах, дышать в котором было невозможно.

     Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км. Многие жители  поддались  обманчивой надежде, что вулканический  дождь не продлится слишком долго, и прятались в подвалах ближайших  домов, пытались укрыться от пепла в  домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей. Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи. Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями. Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театре, где проходили представления или бои гладиаторов.

     Взрыв был растянутым во времени, поэтому  большинство жителей Помпеи успели покинуть город. В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища. Пепел и камни падали на город без перерыва, так что на улицах и площадях образовывались непреодолимые топкие завалы из несколько метров высотой. Те, кто слишком поздно пытался бежать из города, увязали в этих завалах и, бомбардируемые камнями, падали мертвыми судорожно прижимая к груди свои ценности. Другие погибали в развалинах домов, которые рушились под тяжестью камней и пепла. Так погибло более 2 тысяч помпеянцев, 10% населения города.

     Утро  следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной  тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала 3 метров. Вместе с Помпеями погибли еще несколько окрестных городов: Геркуланум, Стабия и Октавианум.

      Никто не мог предугадать размеров катастрофы. Вулканический дождь падал на город ещё 2 последующих дня. И  все это время стоял глубокий мрак, лишь из жерла вулкана вырывалось красное пламя. Только 27 августа солнце начало пробиваться сквозь завесу пепла, поднимающуюся над землей. Уцелевшим предстояло ужасное зрелище. Помпея и Геркуланум совершенно исчезли под 15 метровым слоем камней и пепла, лишь кое-где выглядывали из-под него одиночные колонны и крыши более высоких зданий. Вулканический саван на 18 километров вокруг покрыл все окрестности. Ветры принесли серый пепел в Рим, даже на побережье Африки, в Сицилию и Египет.

     Совсем  иначе протекала катастрофа в Геркулануме. На склоне Везувия, находившегося всего в 4 километрах от городка, разверзлась трещина, подобна кровоточившей ране. Из трещины полилась густая липкая грязь, образованная морской водой, пеплом и мелкими камнями, так называемыми лапиллиями. У подножия вулкана потекла река- поток грязи высотой в 15 метров. С неудержимой силой, хотя и не очень быстро, этот поток пожирал храмы, дома, прекрасные виллы, мраморные колонны, публичные здания и стены амфитеатра. Постепенно Геркуланум исчез под 15 метровым слоем грязи, которая под жарким солнцем скоро отвердела, как камень.

      В отличие от помпеянцев жители Геркуланума  вовремя распознали грозящую им опасность  и поняли, что перед страшным потоком  грязи им остается только одно - бежать. Никто не пытался спасти свое имущество или спрятаться в подвале, поэтому, кроме нескольких несчастных, которым болезнь или старость помешали уйти, все население Геркуланума вышла из катастрофы почти без потерь. 

        Археологические раскопки этих городов дополняются свидетельствами римского писателя Плиния Младшего, рассказавшего в 2-х письмах к известному историку Публию Корнелию Тациту, о смерти своего дяди — ученом и префекте Мизенского флота Плинии Старшем. Когда со стороны Везувия появилось похожее по форме на пинию облако грязновато-белого цвета, Плиний Старший приказал снарядить корабли и плыть из Мизены к Помпеям, чтобы провести эвакуацию живших на побережье людей. Однако доступ к берегу был прегражден обвалом и тогда Плиний принял решение идти к Стабиям, месту отдыха богатых римлян, находившемся к юго-востоку от Помпей. Здесь Плиний Старший взял управление в свои руки: он пытался успокоить людей и начал постепенную эвакуацию, советуя не прятаться в домах от падающего с неба раскаленного пепла и кусков пемзы, а привязать полотенцами на головы подушки и уходить из города. С наступлением ночи со стороны Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. 25 августа вместе с землетрясением началось цунами, море отступило от берегов, а над Помпеями и окрестными городами нависла черная грозовая туча, скрывшая Мизенский мыс и остров Капри. Наступила непроглядная темнота и пепел стал падать тяжелым дождем. Бо́льшая часть населения Помпей смогла спастись, но на улицах и в домах города от ядовитых сернистых газов погибло около 2 тыс. человек. В числе жертв был и Плиний Старший.    

      Судьба  Кампании произвела глубокое впечатление  на италийское общество. Император Тит создал сенатскую комиссию для оказания помощи несчастным жертвам Везувия. Он даже лично побывал на месте, чтобы своими глазами увидеть размеры катастрофы.

      Во  время своего посещения император  Тит приказал вывести из Помпей все, что удастся, особенно статуи богов и императоров, какие можно откопать. Срывали даже мрамор с колонн и аттиков, выступающих на поверхности. Жители прорывали туннели в свои дома, что бы извлечь самое ценное имущество.

      Судьба  двух погибших  городов в памяти италийцев вскоре была отодвинута на второй план другой стихийной катастрофой, которая обрушалась на римлян. Там разразился огромный пожар , который поглотил половину города, а затем среди погорельцев вспыхнула устрашающая эпидемия чумы.

      Прошло  немного времени, и не только извержение Везувия, но даже географическое положение Помпеи и Геркуланума были забыты. Там, где под саваном пепла лежали эти города, построили новые дома, посадили деревья, разбили виноградники. Память о них сохранилась лишь среди крестьян, которые там вели хозяйство и называли это место «Цивита», то есть «Город».

      В средние века никто уже не вспоминал  о Помпеях и Геркулануме. Многие люди того времени на вопрос о трагической  судьбе этих городов ответили бы пожатием плеч.  

     V

     На  многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы. Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. При прокладке труб от реки Сарно рабочие встречали на месте древнего города крепостные стены, части домов, памятники. Инженер даже нашел надпись "Помпеи", но так и не уразумел, что перед ним засыпанные городские кварталы.

     Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией. За это время было обнаружено, что Помпеи, находившиеся в 9,5 км от кратера Везувия и в 4,5 км от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы мощностью около 5 — 7 м и покрыты пластом вулканического пепла. Эта масса под воздействием хлынувшего дождя превратилась в жидкую грязь, впоследствии затвердевшую и образовавшую слой от 1,5 до 6 м толщиной. Другой город Геркуланум, находившийся в 7 км от кратера вулкана и примерно в 2 км от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Дождь превратил вулканический пепел в вулканическую грязь, которая, затвердев, приобрела большую прочность. Сверху все было залито лавой. Общая высота вулканического слоя в Геркулануме достигала от 12 до 23 м в толщину.

     Испанец Алькубиерре в 1748 году проверял действие водопровода Фонтаны. Во время инспекции  Алькубиерре услышал от местных  жителей, что здесь нередко находят в земле древние предметы. Любознательный испанец заинтересовался.

     Получив от неаполитанского короля      разрешение, он с помощью двенадцати каторжников, которые были переданы ему для пользы дела, приступил  к земляным работам. Это и принято  считать началом помпейских раскопок. Хотя затея Алькубиерре не имела никакой научной ценности.

     То, чем он занялся, было попросту поиском  кладов. Найденное - бронзу, мрамор, куски  мозаик и настенных росписей - он увозил в Неаполь, вместо того, чтобы  оставлять на месте, благодаря чему можно было бы составить представление о быте, культуре и искусстве античного города.

     В дальнейшем много вреда принесли Помпеям и землекопы-грабители, которые  по заказу отдельных богачей выискивали различные ценности для частных  коллекций.

     Два с лишним века раскопки в Помпеях  производились хаотично и грабительски, если не варварски. Их целью было прежде всего собрать как можно большее количества ценностей, произведения искусства и монет. Находки попадали в музеи или же во дворцы королей и аристократов для придания им большего блеска и даже выставлялись на продажу. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы научно исследовать раскопы и воссоздать полную картину материальной культуры двух римских городов, которые сохранились до нашего времени почти в таком же состоянии, в каком покинули их жители в первом веке нашей эры.

           Трудно сейчас установить точные размеры вреда, который был  нанесен вандализмом тех веков. Виликолепную настенную живопись вырубали из стен и переносили в Неаполитанский музей. Более того, если какая –нибудь кому либо недостаточно красивой, её разбивали на куски и выбрасывали на свалку. Раскопанные дома, после того, как они были дочиста обобраны заново засыпали землей.  Когда находили какую – либо мраморную таблицу с бронзовой надписью, отдельные буквы срывали с мрамора и бросали в корзину, после чего восстановить текст было уже невозможно. Из фрагментов скульптур фабриковались сувениры для туристов, нередко с изображениями святых; и, что еще хуже, каждый, посещавший руины, мог унести с собой все, что ему заблагорассудиться. 

     VI

     Лишь  с 1868 года начались подлинно научные  раскопки и восстановление города, когда во главе всех работ, проводимых в Помпеях, стал археолог Джузеппе Фиорелли. При нем прекратили добывать какие-либо экспонаты для музеев. С территории Помпеи убрали горы мусора, оставленные после тех работ, что проводились ранее.  Были расчищены промежутки между домами, которые уже освободились от вулканических слоев. Пространство внутри дома, Фиорелли предложил расчищать не снизу от входа, что делалось раньше (при такой расчистке часто обваливались перекрытия), а сверху вниз. Он же стал заливать гипсом те пустоты, которые образовались от сгнивших балок.

Информация о работе Последний день Помпеи