Российско-индийские отношения. Перспективы

Автор работы: Марина Маркина, 29 Августа 2010 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Россию и Индию объединяет богатая традиция близкой дружбы, доверия и сотрудничества. Это ценное наследие, на котором строятся отношения между странами. Красота и самобытность двух стран вызывают восхищение, а одаренность, усердие и трудолюбие народа заслуживает глубочайшего уважения. В то же время русский народ с большим уважением относится к индийским культурным традициям. Идеалы терпимости, уважения к религии, образу жизни и мнению другого наиболее раскрываются именно в традиционных течениях в культуре Востока.

Содержимое работы - 1 файл

Индия-Россия.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

      Дели сочетает функции политико-административного центра Индии с транспортными, промышленными, культурными. В старым отраслям производства – текстильной и пищевой добавилось точное машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. В Дели  работают три  университета, десятки научно-исследовательских институтов. Северный  район -  аграрный штат. Он располагает 18,8 млн. га. Орошаемых площадей и является крупнейшим производителем зерновыз, в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, картофеля, фруктов. Район дает половину индийского сахарного тростника. Северная Индия  стоит на одном из последних мест в Индии по уровню промышленного производства и по экономическому развитию.

    Для Северо-Запада Индии показательно  отсутствие  крупной индустрии.

    Уникальное  сочетание  полезных ископаемых Восточной Индии обуславливает активную индустриализацию района, главная  угольно-металлургическая база  Индии.

      Северо-Восток богат  гидроэнергетическими  ресурсами, но из-за удаленности  района используются они крайне  слабо.

      Центральная Индия – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности.

      Западная Индия – главный нефтеносный  район страны.

    Южный район  важный для  рисосеяния, крупный  производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов.

    Удельный  вес Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению: доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до  0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары.

      Главные торговые партнеры Индии:  по экспорту – США, Россия, Япония и Великобритания, по импорту – Россия, США, ФРГ, Великобритания, Канада.

    Основные  экспортные товары: чай, железная руда, хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, джут, кожи и товары из нее, жемчуг и  драгоценные камни, машины и оборудование.7

    Вывод: Индия играет ведущую роль в южноазиатской системе государств, занимая выгодное географическое положение. За годы независимости экономический потенциал Индии значительно вырос. Произошли коренные изменения в структуре ее хозяйства. В последнее время в структуре индийского экспорта растет доля продукции металлургии, машиностроения, фармацевтической промышленности, компьютерных программ.

    Экономика Индии показывает последовательный рост, прочно занимая позиции среди  стран, добившихся самых высоких  показателей роста в мире. Макроэкономические данные последних нескольких лет выглядят благоприятно при росте ВВП в районе шести процентов. Это один из наиболее высоких параметров роста, наблюдаемых в настоящее время. Состояние платежного баланса Индии за последние годы также оставалось довольно благоприятным.

 

     2. Россия и Индия отношения на современном этапе

     2.1. Российско-индийские экономические отношения: тенденции, проблемы, перспективы. 

    Быстро  развивающаяся индийская экономика  делает сотрудничество с этой страной  все более привлекательным и перспективным для наиболее развитых государств мира. Так, товарооборот Индии и США в 2004 г. составил около 28 млрд. долл. Показатели двусторонней индийско-китайской торговли превысили 14 млрд. долл. Торгово-экономические связи Индии и Японии, по оценкам специалистов, «стагнируют»: их объем не выходит за пределы 4 млрд. долл. в годовом исчислении. Примечательно, что правящие круги всех трех стран рассматривают торговлю с Индией не только как действенное подспорье национальной промышленности, но и как эффективный механизм укрепления своих геоэкономических и геополитических позиций в Азии, наиболее динамично развивающейся части мира.

    Товарооборот  между Индией и Россией составляет около 1,7 млрд. долл. и не имеет тенденции  к увеличению. Между тем в советский период двусторонние торгово-экономические связи не только позволяли нашей стране решать важные стратегические задачи в мировом пространстве, но и способствовали полноценной загрузке важных сегментов национальной промышленности, действуя тем самым стабилизирующим образом на внутриполитическую ситуацию в стране.8

    По  оценкам специалистов, торгово-экономические  отношения нашей страны с Индией в последние 20 лет переживают период стагнации. Как известно, в 1986 г., во время визита в Индию, Михаил Горбачев и Раджив Ганди поставили цель удвоить объем товарооборота между двумя странами в течение пяти лет. К 1991 г. эта цель не была достигнута, а с распадом Советского Союза обмен товарами, услугами, технологиями продолжал быстро сокращаться.

    На  мой взгляд, регрессивную динамику двусторонних российско-индийских экономических отношений «стимулировали» как минимум три основных фактора.

    Во-первых, форсированная деиндустриализация России, обвальное сокращение влияния научно-технологического уклада и олицетворяющих его производительных сил в экономике нашей страны в результате постсоветских «реформ». В то же время Индия, начавшая свои преобразования синхронно с российскими, направила реформы по прямо противоположной траектории. Главными ориентирами индийских реформ стали полная индустриализация хозяйства, «сайентификация» экономики, укрепление единого экономического пространства за счет сознательного развития горизонтальных связей, полноценное включение в него индийской глубинки. Логика реформы и достигнутые на пути модернизации осязаемые результаты предопределили заинтересованность индийской экономики в изделиях с высокой долей добавленной интеллектуальной стоимости, инновационных услугах, «продвинутых» технологиях мирового уровня.9

    Расхождение алгоритмов развития, собственно, и привело к практическому сворачиванию двусторонних экономических связей. В настоящее время объем двусторонней торговли адекватно отражает вышеописанную тенденцию. К тому же структура товарооборота имеет для нас невыгодный («полуколониальный», как считают отечественные экономисты) характер.

    Во-вторых, демонтаж в России системы государственного интервенционизма во внешнеэкономических  связях имел хорошо прогнозируемые для  российско-индийских отношений последствия: резкое снижение доли машинотехнической продукции, относительное увеличение доли сырьевых товаров в российском экспорте, видоизменение фактора военно-технического сотрудничества (обладающего, при правильной постановке дела, значительными ресурсами увеличения объема и повышения качества двусторонних обменов).

    В-третьих, фактическая деинституционализация системы двусторонних торгово-экономических отношений была напрямую связана с обстоятельством политического происхождения, т.е. сознательной переориентацией (начатой в годы перестройки и активно продолженной после распада СССР) внешнеэкономических связей в западном направлении. В результате, с одной стороны, произошло углубление сырьевой ориентации российской экономики (отечественная машинотехническая продукция на Западе неконкурентоспособна). А с другой стороны, утрата традиционных для нашей промышленности рынков на Востоке имела следствием фактическую «компрессию» реального сектора экономики (под влиянием естественного для либеральных преобразований обвала спроса на индустриальную продукцию) и осязаемое обострение проблем социально-политической стабильности в России.

    В 2000 - 2004 гг. российско-индийские экономические  отношения начали вновь обретать поступательную динамику. Однако, по оценкам  специалистов двух стран, положительные  тенденции связаны с более полным использованием накопленного потенциала, тогда как для «прорыва» в двусторонних отношениях (подобного достигнутому в отношениях Индии с США или Китаем) Россия должна задействовать весь потенциал государственного интервенционизма и личной инициативы российских предпринимателей.10

    Мировой опыт показывает: наиболее действенная  сила поступательного развития внешнеэкономических  связей между странами – взаимодополняемость их экономик, имеющая место, например, в Западной Европе. Другой фактор уплотнения торгово-экономических контактов – сходство задач, решаемых странами-партнерами в процессе модернизации. Так, по подобному сценарию развиваются отношения между Индией и Китаем. Иными словами, восстановлению наших двусторонних отношений в объемах, сопоставимых с интенсивностью связей Индии с ведущими странами мира, могло бы стать понимание индийской стратегии внешнеэкономической деятельности, которая в сфере международных экономических отношений реализует общий долгосрочный замысел, стратегию развития своей страны.

    Стратегия развития страны подготовлена и уже  представлена индийскому обществу. Ее титул – «Индия: Видение – 2020». В этом документе обозначены основные «проблемные зоны» (т.е. «узкие места» хозяйственной системы), предложены сценарии решения задач структурного характера, особое ударение сделано на повышении качества управления страной. После более чем 10 лет успешных экономических реформ показательно возвращение специалистов к идеям квалифицированного государственного интервенционизма, рассматриваемого как компенсатор дефектов рыночного механизма, в частности в стимулировании высокотехнологичных производств.

    В программе «Индия – 2020» определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Это, в частности, энергетика (включая атомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося «нового технологического уклада» народного хозяйства), «стратегические отрасли» (оборонно-промышленный комплекс, аэро-космический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности, атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направлений экономики является высшим приоритетом Индии, поэтому сотрудничество с Россией (товары, технологии, совместное производство, инвестиционная деятельность) в этих секторах хозяйства способно решить и экономические, и геополитические задачи нашей страны.

    Однако  для решения столь серьезных  задач необходимо выполнить как  минимум два предварительных условия: 1) добиться совместимости российской и индийской моделей управления экономикой, в т.ч. внешнеэкономической деятельностью и 2) качественно уменьшить влияние стихийности на развитие двусторонних связей.11

    В Индии существует хорошо отлаженный и десятилетиями отшлифованный механизм взаимодействия государства и частнокорпоративного сектора. Роль государства реализуется в процессе формирования стратегических направлений развития, в побуждении с помощью институциональных мер делового сообщества к участию в долгосрочных проектах, в защите предпринимателей на внешних рынках и т.д. Частью этого механизма является Плановая комиссия Индии, рассматриваемая даже противниками государственного интервенционизма как интеллектуальный «локомотив» модернизации. По аналогичной схеме работают в Японии, на Тайване и в Южной Корее, хотя в этих странах институты, обеспечивающие согласование интересов политической власти и бизнес-сообщества, называются по-своему.

    За  последние 12-15 лет экономика Индии  изменилась. Аналогичным образом стали более «требовательными» запросы индийцев к потенциальным внешнеторговым партнерам, включая традиционные сегменты экспорта и импорта. Индийские предприниматели нередко сетуют на отсутствие в России твердых, институционально закрепленных правил внешнеэкономической деятельности, что сдерживает развитие бизнеса между негосударственными компаниями. Поэтому нередко с их стороны звучат вопросы о моделях взаимодействия государства и частного бизнеса в России в сфере внешнеэкономической деятельности.

    Главный фактор «прорыва» в российско-индийских  отношениях – необходимый импульс  развития, своеобразный «первотолчок», особенно важный в ключевых для Индии  отраслях промышленности. Сознательная активность российской стороны должна поддерживаться фактором «ретроспективы»: ведь за последние 20 лет наше физическое и информационное присутствие на индийском рынке качественно сократилось. Восстанавливая двусторонние отношения, Россия обязана учитывать мировой опыт «агрессивного маркетинга», соединяющий в себе и экономические, и политические начала. Весьма полезным может оказаться чилийский опыт завоевания западноевропейских рынков начала 90-х годов. Субсидирование экспорта, в частности, сельскохозяйственной продукции, позволило Чили уже в середине 90-х годов приобрести устойчивые позиции на рынках Германии и других стран Евросоюза. Таким образом, сознательный отказ от первоначальных экономических выгод может обернуться долгосрочными преимуществами для российских предприятий на индийском рынке.

Информация о работе Российско-индийские отношения. Перспективы