США в системе международных отношений. Американская геостратегия XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы американской геостратегии и её роли в системе международных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) остановиться на истории международных отношений США;
2) рассмотреть современную геостратегию США с другими государствами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История международных отношений США 5
Глава 2. Новые рубежи американской геополитики 9
2.1 Геостратегия США, КНР и России 9
2.2 Политика США в Центральной Азии 22
Заключение 29
Список источников и литературы 31

Содержимое работы - 1 файл

америка.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный Университет

Исторический факультет

Кафедра «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

США в системе международных отношений. Американская геостратегия XXI века.

 

 

 

 

Выполнил: Давлетова Е.Р.,

студентка 212 гр.

Научный руководитель :

Прилукова Е.Г.,

доцент, к филос. Н.

 

 

 

 

Челябинск

2011

Оглавление

 

 

Введение

Глава 1. История международных отношений США             

Глава 2. Новые рубежи американской геополитики             

2.1 Геостратегия США, КНР и России

2.2 Политика США в Центральной Азии

Заключение

Список источников и литературы

 

 


Введение

 

 

         История становления США как мировой геополитической дер­жавы проходила поэтапно, и путь к вершине могущества, достиг­нутой в конце XX в., был далеко не всегда прям и благороден. Скорее всего, это была дорога, по которой продвигалось постоянно набирающее силу, вес, накачивающее экономические, военные, финансовые мускулы государство-хищник. Свои отношения с со­седями колонисты из Старого Света испытали сначала на корен­ных жителях Америки — индейцах. Загнав их в резервации, стали постепенно теснить соседей по континенту.

        Колонисты в основной массе были протестантами, принесшими в Новый Свет свои нрав­ственные ценности. Для них решающее значение имел прагматизм, умение делать деньги. Из людей надо выжимать деньги — вот кре­до большинства протестантов-колонистов, возмечтавших создать в Новом Свете землю обетованную. Это кредо США воплощают в жизнь вот уже более 200 лет: захват чужих территорий, бомбарди­ровки мирных жителей, торговля оружием, влияние на политиче­ских лидеров других стран, внедрение повсюду «американского образа жизни» — и все это во имя своих корыстных интересов, которые прикрываются фальшивыми лозунгами демократии, толерантности, прав человека.

        Объектом исследования являются Соединённые Штаты Америки.

        Предметом исследования являются международные отношения США  со странами КНР, России и Центральной Азии.

        Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы американской геостратегии и её роли в системе международных отношений.

         Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)     остановиться на истории международных отношений США;

2)                рассмотреть современную геостратегию США с другими государствами.

Теоретическую основу настоящего исследования составили научные труды и учебные пособия учёных: А.В. Маринченко, Н.А. Нартова, А. Батова и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. История международных отношений США

 

 

             Американо-английский Версальский мирный договор 1783 г. подтвердил победу США над Англией в борьбе за независимость. Колонисты – американцы в борьбе против Англии пользовались поддержкой Франции, Испании, Голландии и России. Франция, Испания и Голландия были прямыми союзниками США в борьбе против владычицы морей. Однако текст Версальского договора американцы около года держали в тайне от своих союзников.

         Согласно договору границы США определялись на западе по реке Миссисипи и услов­ной линией по направлению к Великим озерам, на севере — по ли­нии Великие озера — река св. Лаврентия, на востоке — по берегу океана, на юге ограничивались Флоридой, которая принадлежала Испании. Современные южные штаты США были мексиканскими.

       Итак, когда американцы получили независимость, их территория составля­ла около 1/5  территории, ныне занимаемой Соединенными Штатами Америки. Вот почему еще в середине 80-х гг. XVIII в. автор Декларации независимости США Томас Джефферсон сказал: «Я содрогаюсь от страха за свою страну, когда осознаю, что Бог справедлив»[1].

          Третий Президент США знал, что говорил. Решив первоначаль­но свои территориальные проблемы за счет индейцев, освободив­шись от назойливой опеки «старой доброй Англии», колонисты-протестанты устремили свои взоры на земли соседней Флориды, Мексики, а потом и Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин.

           Заинтересованность плантаторов-рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии ставила перед политиками страны задачу создания благоприятных условий для расширения террито­рии США и выдвижения лозунгов, оправдывающих «преимуще­ственные права» Вашингтона на Американском континенте.         

           Лидеры США к 40-м гг. XIX в. сформулировали принцип, связывающий рост могущества и благосостояния страны с процессом экспансии, расширением территории. В 1824—1826 гг., прикрываясь миролюбивой фразеологией, они предотвратили освобождение Кубы и Пуэрто-Рико силами Колумбии и Мексики. Более того используя этот факт, президент Д. Полк в середине 40-х гг. XIX в. обосновал «права» США на присоединение мексиканских территорий: Техаса, Орегона и Калифорнии. Американцы инспирировали «желание» населения этих земель присоединиться к США. В захват­нической войне 1846—1848 гг., под флагом доктрины Монро, северный сосед, защищая права «суверенного Техаса» на самоопреде­ление, отторг более половины территории Мексики.

         Меридиональная экспансия была первым этапом становления США, как мировой державы. Внешняя политика Вашингтона, по призна­нию американского социолога В. Вильямса, носила сугубо прикладной характер. Она решала практические задачи — расширение жиз­ненного пространства, которое проходило не только в меридианальном направлении. В 1867 г. набирающее экономическую мощь го­сударство путем дипломатических усилий, экономической экспансии, действий лоббистов, влияющих на царя Александра II, заставило Россию продать за бесценок Аляску и Русскую Калифорнию. За Аляс­ку (якобы взяв ее в аренду на 99 лет) американцы уплатили России смехотворную сумму — 7,2 млн. долл.

          В конце XIX — начале XX в. США выполняли, по сути, полицейские функции в западном полушарии. В первом десятилетии XX в. они осуществили многочисленные интервенции на Кубу, в Мекси­ку, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и дру­гие страны. Политика «большой дубинки» и «дипломатия доллара», которые американцы и сейчас демонстрируют по отношению к сво­им южным соседям, в полной мере использовались Вашингтоном и против большинства стран земного шара.

          Второй этап становления США в качестве мировой державы связан с широтной экспансией, где талассократический империализм проявился в классической форме. Экспансия Вашингтона, испове­дующего теорию и практику «анаконды», охватила большинство стран Западной Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Океании, включая Австралию, Индонезию, Фи­липпины и т.д. Американцы точно выполнили советы своих со­отечественников — генерала Мак-Келлана, впервые разработавшего стратегию «анаконды» (блокирование вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что постепенно приводит к стратегическо­му истощению противника), и адмирала Мэхена, рекомендовавшего правительству выполнить следующие условия: Соединенным Шта­гам следует тесно сотрудничать с британской морской державой; пока есть необходимость, препятствовать германским морским пре­тензиям; противодействовать экспансий Японии в Тихом океане; объединяться с европейцами против народов Азии.

          Вашингтон постоянно стремился держать под контролем свои береговые зоны и одновременно старался оторвать от континента береговые зоны противника, душив в кольцах «анаконды» евразий­ские державы — СССР, Китай, Германию. США делали это, пере­крывая где только можно выходы к морю.

         Такую стратегию Вашингтон реализовал в Первую мировую вой­ну против Германии и ее союзников, она видна в организации «бе­лого движения» в России. Во время Второй мировой войны эта стратегия служила удушению как Германии, Италии, так и Японии. Но наиболее ярко она была продемонстрирована в пору «холодной войны» против СССР и его союзников. В то время стратегия «ана­конды» достигла глобальных размеров. Подобную политику про­должают американцы и сейчас, небезуспешно пытаясь руками япон­цев, прибалтов, немцев, политиков Украины лишить Россию выход в моря и океаны. Вашингтон сейчас не употребляет термин «полити­ка сдерживания», отражающий стратегию «анаконды», но стратеги -НАТО на практике реализует эту глобальную установку[2].

         Итак, для создания глобального монополярного мира, где все народы жили бы под руководством США, у западных политиков и уче­ных, кроме стратегии «анаконды» и контроля над Rimland, нарабо­тано много сценариев, включая стимуляцию интереса Китая к ма­лозаселенным территориям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, а также тихое поэтапное продвижение НАТО на Восток, включая Кавказ и Среднюю Азию, а как идеальный вариант — расчленение России. Для достижения этих глобальных целей Ва­шингтон применяет весь арсенал новейшего оружия, и прежде все­го информационного.

 

 

 

 


Глава 2. Новые рубежи американской геополитики

 

2.1 Геостратегия США, КНР и России

 

          После Второй мировой войны во время «холодной войны» стратегическая стабильность в мире поддержи­валась за счет баланса сил двух сверхдержав - США и СССР. Между этими странами и возглавляемыми ими военно-политическими блоками существовала граница сфер влияния, т.е. мир был фактически разделен на два противостоящих лагеря. В тот период не было акторов, способных вмешаться в спор двух сверхдержав и прив­нести в него собственную логику. В то же время с конца 70-х - начала 80-х гг. XX в.,  в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе (АТР) начинает формиро­ваться блок экономически развитых государств, способ­ных влиять на систему безопасности в регионе. Особен­но на этом фоне выделяется КНР, которая стала активно развиваться в экономическом и военном плане. Приме­чательным является тот момент, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе после 1973 г. (прекращение войны во Вьетнаме) не было крупных конфликтов.

           Су­ществует мнение, с которым нельзя не согласиться, о том, что именно эта своеобразная модель стабильности гарантировала устойчивое развитие стран этого региона и «оказалась лучше приспособленной к гашению деста­билизирующих колебаний, ставших побочным результа­том миросистемных трансформаций начала 90-х гг. XX в.»[3].

          В целом, рассматривая эволюцию отношений в «тре­угольнике» США - КНР - Россия (СССР), необходимо подчеркнуть, что в годы «холодной войны» основная роль в установлении и поддержке стабильности в АТР принадлежала политике Москвы и Вашингтона. Разви­тие ситуации происходило под непосредственным воз­действием динамики американо-советских, американо-китайских и советско-китайских отношений[4]. При этом если сотрудничество между КНР и СССР, кроме стратегических аспектов, строилось на основе близости позиций, идеологий и общественно-политических сис­тем, то американо-китайское сотрудничество было результатом чистого расчета и стремления уравновесить или даже уменьшить влияние СССР в регионе.

          В Америке всегда очень внимательно следили за развитием советско-китайских отношений. С начала 50-х гг. XX в. сотрудничество между СССР и Китаем было достаточно активным, однако разрядка междуна­родных отношений, в том числе и американо-советских, стала если не первопричиной, то важным поводом для ухудшения советско-китайских отноше­ний в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

          В советской на­учной мысли также существовало мнение, что одной из причин ухудшения советско-китайских отношений в 1960-х гг. стало недовольство, которое вызвал в Пекине отказ Советского Союза предоставить Китаю техно­логию производства ядерного оружия[5]. Особую роль, в ухудшении китайско-советских отношений сыграло стремление США пере­вести советско-китайские противоречия в свою пользу и создать в АТР систему «баланса сил», использовав в этом случае КНР как основной «рычаг» для «сдержи­вания» СССР и противовес его влиянию в регионе.

          Очередной пик в обострении советско-китайских отношений произошел в середине 70-х гг. XX в., что было связано с подписанием в августе 1975 г. Заклю­чительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, окончанием Вьетнамской войны и выводом оттуда американских войск, что, по оценкам китайских руководителей, могло привести к усилению советского влияния в регионе[6]. Поэтому, в данном случае в американо-китайском сближении была заинтересована не только американская сторона, но и КНР.

         Стремясь не допустить усиления советского влияния, КНР пошла на «форсированное» сближение с Вашингтоном. Подтверждением этому может служить то, что при установлении дипломатических отношений с США Китай не потребовал более четкого решения тайваньского вопроса, что стало причиной дальнейших трений и разногласий в двусторонних американо-китайских отношениях. США, в свою очередь, рассчи­тывали за счет «блокирования» с КНР, развития с ним экономических связей и предоставления Китаю воен­ной помощи сделать его своим союзником и усилить свои мировые позиции. В тот период на Западе суще­ствовало мнение, что, прежде всего страх перед Китаем и его растущей мощью заставил СССР пойти на «раз­рядку» международной напряженности[7].

           Однако 80-е гг. XX в. не принесли Китаю ожидае­мых результатов. Несмотря на то, что при сближении с Америкой Китай пытался создать противовес СССР, он также надеялся и на способствование Соединенных Штатов в решении своей главной проблемы - воссо­единение Тайваня с материковым Китаем. Однако США, установив дипломатические отношения с КНР, продолжали вести «двойную» игру, поддерживая с Тайванем не только тесные экономические и культур­ные связи, но и активно сотрудничая с ним в военно-технической области, поставляя вооружение. Еще при администрации Дж. Картера Конгресс США принял Закон об отношениях с Тайванем (1979 г.), который официально закрепил американо-тайваньское сотруд­ничество в военной сфере. С приходом к власти Р. Рей­гана эти связи еще больше активизировались, во мно­гом даже в ущерб американо-китайским отношениям.

Информация о работе США в системе международных отношений. Американская геостратегия XXI века