Биография Г.Распутина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Краткое описание

Сведения о дате рождения Распутина крайне противоречивы. Источники сообщают различные даты рождения между 1864 и 1872 годом. БСЭ (3 издание) сообщает что он родился в 1864-1865 году.[1]
Сам Распутин, в зрелые годы, не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца».

Содержимое работы - 1 файл

Биография.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Биография

Рождение

Родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой. Обрусевший зырянин (коми).

Сведения о  дате рождения Распутина крайне противоречивы. Источники сообщают различные даты рождения между 1864 и 1872 годом. БСЭ (3 издание) сообщает что он родился в 1864-1865 году.[1]

Сам Распутин, в  зрелые годы, не добавлял ясности, сообщая  противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца».

По мнению историка Эдварда Радзинского, Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января (по старому стилю) 1869 года. Это день святого Григория потому младенца так и нарекли.[2]

Начало жизни

В молодости  Распутин много болел. После паломничества  в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.

В 1890 женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия.

В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. Сравнительно долго жил на обратном пути в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому).

В 1903 году инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представив его также и епископу Гермогену (Долганову).

Петербург с 1904 г.

 

Дом на Гороховой, где проживал Распутин (с окнами на двор)

В 1904 году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“»[3]. Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша — Милице и Анастасии. Сестры и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей».

Г. Распутин и императорская фамилия

Царское село. Распутин с императрицей, четырьмя детьми и  гувернанткой.1908 год. Из книги " NICOLAS et ALEXANDRA «(L’album de famille)Texte de Michel de Grèce Publié chez Perrin en 1992.ISBN 2-262-00976-7.

Дата первой личной встречи с императором  хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике:

1-го ноября. Вторник. Холодный ветреный день. От берега замерзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят все утро. Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много занимался и провел вечер с Аликс.[4]

Есть и другие упоминания Распутина в дневниках  Николая II.

В 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Федоровны и великих княжен, к Распутину.

Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой.[5]. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу „Святой Чёрт“ о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции.

Распутин и церковь

Позднейшие жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся  церковной властью в связи  с деятельностью Распутина некий более широкий политический смысл [6]; но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне конкретные деяния Григория Распутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие.

В 1910-х общественное мнение усматривало в некоторых Высочайших кадровых решениях по ведомству православного исповедания (то есть Святейшего Синода) влияние и прямое участие Распутина, в особенности в устранении с Санкт-Петербургской кафедры в 1915 году митрополита Владимира (Богоявленского) и назначении на неё „распутинца“ Питирима (Окнова). Оценить достоверно реальную степень его участия в данных назначениях не представляется возможным.

Первое дело о „хлыстовстве“ Распутина 1907 г.

 

Секретное дело Тобольской духовной консистории о  крестьянине Григории Распутине.

В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных „фактов“ протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.

Негласный надзор полиции, Иерусалим — 1911 г.

В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.

В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение [7].

В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина [8], а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.

16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствии Илиодора „обличал“ его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка.

В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.

По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.

Второе дело о „хлыстовстве“ Распутина 1912 г.

Указ Николая II

В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода дело о «хлыстовстве» Распутина и передать для доклада Родзянко, «и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте».[9] 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях.

Новый (сменивший  Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ  Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования. Противники Распутина полагают, что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.

Однако исследователи  полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря  его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его  проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.[10]

Информация о работе Биография Г.Распутина