Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий (1865-1944)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

9 июля 1865 года поместье Прилбичи Яворовского повета у польского графа Яна Шептицкого родился сын, нареченный в крещении Романом Александром Марией. Граф происходил из знатного рода Галицкой Руси, получившего боярское достоинство в конце XIII века от князя Льва Даниловича. После заключения Брестской унии князья Шептицкие стали ее сторонниками, полстолетия спустя они постепенно стали переходить в латинство.

Содержание работы

•Юные годы
•Монашество
•Станиславовский епископ
•Галицкий митрополит
•Хранитель украинства
•Переписка с епископом Антонием Храповицким
•Реаниматор Унии
•«Какой мерзавец!»
•Возвращение
•Призрак Святого Юра
•Конкордат Польши и Ватикана
•Защитник православия
•Собиратель Украинской церкви
•Свой во Израиле
•В годы войны
•Церковное примирение в Украине

Содержимое работы - 1 файл

Андрей Шептицкий.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  истории Украины на тему:

Андрей  Шептицкий, митрополит Галицкий (1865-1944)  
(священник Сергий Голованов)
 

Первоиерарх УГКЦ митрополит Андрей граф Шептицкий

 
 
 
 
 
 
 
 

   Ученицы 10-А класса

                  ОШ № 102

  Подобрий Татьяны 
 
 

г. Донецк. 2003. 

                                                               План

  • Юные годы
  • Монашество
  • Станиславовский епископ
  • Галицкий митрополит
  • Хранитель украинства
  • Переписка с епископом Антонием Храповицким
  • Реаниматор Унии
  • «Какой мерзавец!»
  • Возвращение
  • Призрак Святого Юра
  • Конкордат Польши и Ватикана
  • Защитник православия
  • Собиратель Украинской церкви
  • Свой во Израиле
  • В годы войны
  • Церковное примирение в Украине
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Юные годы

9 июля 1865 года поместье Прилбичи Яворовского повета у польского графа Яна Шептицкого родился сын, нареченный в крещении Романом Александром Марией. Граф происходил из знатного рода Галицкой Руси, получившего боярское достоинство в конце XIII века от князя Льва Даниловича. После заключения Брестской унии князья Шептицкие стали ее сторонниками, полстолетия спустя они постепенно стали переходить в латинство. В XVIII столетии из этого рода вышли 4 униатских владыки: Варлаам, епископ Львовский (ум. 1715), Афанасий, митрополит Киевский (ум. 1746); Лев Киевский (ум. 1776), Афанасий Перемышльский (ум.1779). Оттуда же происходил римско-католический Полоцкий епископ Иероним (ум. 1773). После раздела Польши Шептицкие оказались на территории Австрийской империи и, чтобы сохранить свои привилегии, почти все к середине XIX перешли в латинский обряд и считались поляками. Граф Ян производил генеалогические изыскания и знакомил с ними своих детей. Усадьбу украсил портретами предков, среди которых выделялись униатские епископы. В 1875 году Роман поступил в гимназию им. Франца Иосифа во Львове, а годом позже принял первое причастие в монастырской церкви оо. Бернардинов во Львове по латинскому обряду. Его мать графиня София часто молилась о духовном призвании для своего сына. В 1883 году молодой шляхтич по окончании с отличием гимназии посетил вместе с отцом резиденцию греко-католического митрополита в Уневе близ Львова. После этого он ездил на реколлекции иезуитов под руководством о. Генриха Яцковского в новициат Нова Весь, где у него родилось желание перейти в обряд своих предков русинов и стать монахом Чина Св. Василия Великого.

Это не понравилось  родителям. Его мать позже в своих  воспоминаниях писала про русинов: «Их обряда я совсем не знала, я видела в них только представителей униженной и враждебно настроенной к нам нации, которая настырно выступала против Римско-католической церкви и польской национальности»

По воле отца Роман вступил в 1-й Австрийский  уланский полк в Кракове, но вскоре после перенесенной скарлатины оставил  военную службу и поступил на теологический факультет Вроцлавского университета. Позже слушал лекции по юриспруденции в Кракове.

В апреле 1886 года Роман совершил паломничество в  Рим, где был представлен кардиналу  Мечиславу Ледоховскому и бывшему  Львовскому униатскому архиепископу Иосифу Сембратовичу, отозванному с кафедры по просьбам галицкой аристократии.

В следующем  году он посетил Почаев, Ченстохову, Варшаву, Вильно. В Киеве завязалось знакомство с украинским историком  польского происхождения Владимиром Антоновичем. В Москве беседовал с философом Владимиром Соловьевым.

 

Монашество

Весной 1888 года Роман вместе с матерью побывал  на аудиенции у папы Льва XIII, которому сказал о желании поступить в василиане.

Наконец, 28 мая  после защиты доктората права  Ягеллонского университета его приняли  в послушники Добромыльского монастыря  Василианского чина. При пострижении  он получил имя Андрей. Продолжил  изучения богословия в коллегии оо. Иезуитов в Кракове.

В 1891 году ездил  к старообрядцами в Белую Криницу. Позже помог открыть им часовню  во Львове на улице Петра Скарги.

В следующем  году принял вечные монашеские обеты  в Кристинопольском монастыре и  посвящен в иеромонахи епископом  Юлианом Пелешем.

11 сентября 1892 года  новый священник совершил первую  Божественную литургию в Прилбичах.  Вскоре был назначен воспитателем  новоначальных иноков в Добромыльском  монастыре, позже стал советником  настоятеля, преподавал греческий  язык. В 1896 году возглавил монастырь св. Онуфрия во Львове.

Станиславовский епископ

В 1899 году, когда  отец Андрей служил профессором догматического и морального богословия в Кристинопольском монастыре, Австрийский император назвал его кандидатом на кафедру города Станиславова (ныне Ивано-Франковск). После его утвержден Папой Львом XIII новонареченный епископ направил пастырские послания верным своей епархии «Первое слово пастыря», в которой призвал их являть пример доброй христианской жизни «разлученным своим братьями» (т.е. несоединенным православным, которые жили в соседней Буковине).

Русинское общество в своих приветствиях новому епископу, напоминало ему о его происхождении, ожидая, что он будет защищать их интересы.

В ответ он заверил: «Я Украинец с деда-прадеда.»

После посвящения в епископы в Соборе Св. Юра, он вступил  на кафедру Воскресенского собора г. Станиславова, которому подарил свою личную библиотеку.

Пастырские начинания  тридцатипятилетнего епископа были направлены на повышения образовательного уровня духовенства, пастырские беседы с галицкой интеллигенцией, противодействие революционной агитации, утверждение пасомых в католической вере.

Галицкий митрополит

Пробыв год  в Станиславове Кир Андрей был  избран главой Львовской архиепархии  после смерти митрополита Юлиана Куиловского. Направив прощальное послание верным об истинной вере, где размышлял  о вселенском и национальном в Католической церкви, он переехал в град Льва, где 17 января 1901 года возведен на кафедру Митрополита Галицкого, Архиепископа Львовского, епископа Каменца-Подольского.

В нескольких посланиях  он призвал украинскую интеллигенцию  сохранять христианские ценности в повседневной жизни, не поддаваться искушению атеизма и материализма. Распорядился выделить средства на охрану памятников истории и культуры, собирать в церковный музей старые иконы. Прекратил борьбу с русофилами, в которых польская аристократия видела тайных агентов Российской империи. Посетил украинскую диаспору в мире и позаботился о ее духовном окормлении.

Хранитель украинства

На своем представлении  императору Францу-Иосифу в 1901 митрополит просил разрешения основать украинский университет. Об этом позже он неоднократно говорил на сессиях Австрийской палаты господ, пока не дождался 12 лет спустя декрета императора, в соответствии с которым занятия должны были начаться в 1916 году. Российское правительство заявило решительный протест, ибо полагало, что преподавание на украинском языке, которого, с его точки зрения как такового вообще не существовало, приведет к пропаганде т.н. «мазепинства» (украинской самобытности).

В 1905 году основал  во Львове Украинский Национальный музей, который был торжественно открыт в 1913 году и передан в собственность  украинского народа.

Пытался учредить украинскую высшую богословскую школу  с правом защиты докторских диссертаций, ибо греко-католическое духовенство было вынуждено продолжать обучение в западных университетах, где проникалось духом латинского благочестия, который потом передавался их воспитанникам.

До первой мировой  войны, он на собственные средства построил народную больницу и общежитие (бурсу) для пономарей во Львове на улице Пера Скарги.

Послал в Риме церковно-историческую миссию для поиска, изучения и копирования документов, касающихся истории Украины и  Киевской митрополии.

24 апреля 1908 он  осудил политическое убийство наместника Галиции польского графа Андрея Потоцкого украинским студентом Мирославом Сичинским. За это митрополита закидали тухлыми яйцами радикалы из украинской диаспоры во время одной из зарубежных поездок.

В начале 1914 года выступил в преддверии избирательной реформы с призывом к примирению поляков и украинцев в Галиции.

Украинские интеллигенты назвали его отцом и защитником «угнетенной нашей Галицкой Руси».

Переписка с епископом Антонием Храповицким

В 1903 год митрополит Андрей написал Епископу Волынскому Антонию (Храповицкому):

«Мы червонороссы, искренно и сердечно любим наш обряд греческий, наше славянское богослужение, и если с душевной горечью видим закравшиеся с течением времени некоторые новшества, то все же уповаем, что с помощью десницы Господней и нам удастся воскресить у себя вожделенную полноту обрядной древности»

Епископ Антоний  удивился доброму отношению «вождя украинского сепаратизма» (как называли его в русских газетах) к великорусскому народу, выслал ему свои сочинения и ,в ответ на приглашение, обещал приехать во Львов, если ему разрешат духовные власти.

Митрополит во втором письме призывал Антония: «Нужно бы, чтобы верные Христовы, забывши внутренние раздоры, сплотились в одно воинство, дабы дружнее и легче отразить и сокрушить этот дух антихриста, который начинает заражать народы»

В ответном послании владыка Антоний с сожалением сообщил, что духовное начальство запретило  ему поездку во Львов из-за толков, что он хочет принять унию. Ему не рекомендовали даже близко подъезжать к границе.

Выяснилось, что  Синод не против визита Шептицкого в Почаевскую лавру, но требовалось  испросить пропуск лично у  К.П. Победоносцева. К сожалению, митрополит из-за болезни не стал продолжать переговоры о разрешении поездки в Россию.

После возвращения  с лечения, он писал владыке Антонию, что из всех отраслей Восточной церкви самой главнейшею ему представляется Русская Православная Церковь, в  которой побуждаются новые духовные силы, но чувствуется какая-то тоска по потерянной вселенскости. Он призвал Антония выступать за возврату к патриаршему строю правления.

Любопытна оценка митрополита Шептицкого Брестской  унии, которая: «: хоть и как свята и велика была сначала, сбилась потом с истинного пути, пошла в службу к польской политике, и потеряла чрез это свою силу, свою идею. И так оставлена поляками, нетерпима русскими - она стала позорищем миру, и упала собственной бессильностью. Верю, что прежде чем уничтожило ее Русское правительство , она давно уже задавлена была и умерщвлена Польшей:И так мы, говоря о соединении России с католичеством вовсе не понимаем этого соединения тождественным с нашей униею; так как уния, по прежним понятиям и не мыслима».

Будущее сближение  церквей, по Шептицкому, может осуществиться только через их медленное самоусовершенствование.

Реаниматор Унии

В мае 1906 года митрополит получил письмо от статского советника  д-ра Иосифа Добрянского, галичанина, жившего в Петербурге и греко-католика по вероисповеданию, в котором он сообщил о последствиях указа о веротерпимости. Добрянский говорил с неким лицом, приближенным к государю, о возможности существования униатской церкви в империи.

Ему ответили, что правительство могло бы разрешить унию при условии ориентации ее иерархии на русскую политику и противодействие польской пропаганде. Добрянский предложил митрополиту попросить Римскую Курию начать переговоры с российским правительством о легализации униатства.

В феврале следующего года митрополит Андрей получил от папы Пия X все необходимые полномочия для окормления греко-католиков  в границах Российской империи.

В апреле 1907 года Иосиф Добрянский, узнав поездке  митрополита в Рим, и очевидно, догадываясь о положительном решении вопроса, предложил приобрести в юго-восточных губерниях несколько имений, где могли бы жить проповедующие униатские священники.

Вскоре митрополит направил русскому правительству официальное  ходатайство о разрешении ему приобрести в Витебской, Минской, Могилевской и Смоленской губерниях земельные участки для переселения туда галицких селян, страдающих от малоземелья. Российские власти отказали ему, очевидно полагая, что Шептицкий тем самым пытается возродить унию.

В феврале следующего года 14 февраля на аудиенции в Риме папа подтвердил его полномочия как «администратора митрополии Киевской и всея Руси, а также архиепархий Владимирской, Полоцкой, Смоленской» и других епархий, которые были отсоединены от Католической церкви в результате наступления Российского государства на Киевскую митрополию.

«За тря дня Бог дал мне больше, чем наша Церковь получила от Брестской Унии», - писал митрополит своему брату Казимиру

По возвращении  он отправил тайное послание «православному духовенству своих богоспасаемых епархий» в России по вопросу веры и обрядов, в котором призвал строго соблюдать византийский обряд.

«Святая Русь, - писал он, - так сжилась с этим священным обрядом, сыны ее так возлюбили его, что после святой православной веры, нет и не должно быть ничего столь дорогого их благодарному сыновнему сердцу, как священный обряд, который есть драгоценное воплощение этой веры.

Для приступающих к единству с Апостольским престолом  он призывал не требовать «другого исповедания веры, кроме символа Никейско-цареградского» и «отречения от каких-либо исторических святынь Русской церкви»

Информация о работе Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий (1865-1944)