Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме

Автор работы: n**********@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции и Древнем Риме. Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
- определение понятия «благотворительности»;
- выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
- анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
- изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
- освещение благотворительности в дохристианскую эпоху в Древнем Риме;
- изучение благотворительной деятельности в церкви и христианских общинах в Римской Империи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
Благотворительность: понятие и сущность.
5
1.2 Основные теоретические подходы к анализу благотворительности.
13
2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 19
2.1 Общественная благотворительность. 19
2.2 Складывание государственной благотворительности.
23
3 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 27
3.1 Благотворительность в дохристианскую эпоху. 27
3.2 Благотворительная деятельность в церкви и христианских общинах.
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

КР.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

         Помощь нуждающимся, ассоциировавшаяся в народе с именем императора Августа, способствовала росту его авторитета, а также оправдывала звание Отца отечества, которое ему было присвоено сенатом. Можно иронизировать по поводу обожествления Октавиана Августа, которое привело к возникновению культа императоров, но нельзя не признать, что его время было одним из самых плодотворных в истории римской культуры.

         Одно из величайших творений древних римлян – римское  право, которое и сегодня изучается  юридической наукой, указывает на существование определенные организации, носившие благотворительный характер. Такими были так называемые погребальные коллегии, которые выделяются среди коллегий религиозно-политического характера, появившихся в римском обществе во второй половине I в. н. э., в Риме их называли collegia tenuiorum. Исторические сведения об этих коллегиях можно почерпнуть из фрагмента юриста Марциана в Дигестах и из надгробных надписей, в частности, из надписи, содержащей в себе устав похоронной коллегии в городе21. Попытаемся установить причину появления collegia tenuiorum. Латинские источники I—IV вв. свидетельствуют о том, что богатые люди того времени, заботясь о судьбе своего тела и тел своих ближних после смерти, приобретали за городом места для погребения, из которых постепенно образовывались семейные гробницы. Очевидно, что бедняки, в силу своего материального положения, не могли подражать богатым и поэтому для того, чтобы обеспечить себе места для погребения, они вступали в collegia tenuiorum, члены которых за малый ежемесячный взнос в пользу коллегии получали право на покупку погребального места. Посредством членских взносов в рамках коллегии образовывалась погребальная касса, из которой в случае смерти члена выдавалась сумма, необходимая для его погребения, таким образом, collegia tenuiorum были основаны на принципе взаимопомощи составляющих их лиц.

         При этом погребальные кассы, помимо суммы членских взносов, состояли из денежных пожертвований третьих лиц, которые, если приять во внимание характер личных намерений жертвователей, не были в строгом смысле благотворительными. Поминальные завещания, составлялись не столько с целью помощи организации, сколько с намерением поддержать честь имени завещателя. Кроме того, посредством завещания в память умершего можно было лишь передать пожертвование в пользу одной из существующих коллегий, между тем поминальное завещание, ввиду того, что оно рассматривалось во многих случаях в качестве учредительного документа, служило также средством создания благотворительной организации. Думается, что описанное сходство collegia tenuiorum c христианскими благотворительными учреждениями обусловлено во многом тем, что первые христианские общины, пытаясь избежать гонений со стороны государственной власти, принимали форму collegia tenuiorum, о чем свидетельствует римский юрист Тертуллиан, когда, упоминая о ежемесячных взносах христиан в общинную кассу.

         Следующие благотворительные  организации в римском праве  – это алиментарные учреждения римских императоров, предназначенные для содержания детей-сирот и детей бедных родителей (alimenta или stipendium). Появление первых алиментарных учреждений, средства которых предназначались для содержания детей-сирот и детей бедных родителей, относят ко времени царствования императора Нервы. Сведения об alimenta периода I в. н.э. встречаются в летописи Дионисия Галикарнасского, согласно которой в тот период несовершеннолетние дети трех Горациев получали alimenta из ararium22. Впоследствии особый интерес к alimenta проявил император Траян, учредивший стипендии (stipendium) для детей бедных родителей.

         Примеру Траяна последовали  многие императоры: так, например, Плиний Младший пожертвовал городу Комум  большой капитал в целях призрения  бедных детей, Антонин Пий основал alimenta для девочек-сирот, Септимий Север  — для мальчиков и девочек23. Большой капитал для учреждения stipendium был назначен Александром Севером.

         Основанные римскими императорами алиментарные учреждения представляли собою денежные кассы, состоящие из сумм (alimenta), подлежащих раздаче в пользу детей-сирот  и детей бедных родителей. Аlimenta являлись, по сути, императорскими кассами с той особенностью, что составляющие их суммы обеспечивались, как правило, поземельной собственностью частных лиц и общин той местности, для которой соответствующие alimenta предназначались: с одной второй, оценочной стоимости земельного участка отчислялся умеренный процент на содержание нуждающихся детей. Избирательный характер alimenta отличал их от производимых римскими императорами хлебных раздач, которые, как известно, были всеобщими.

         Еще одним свидетельством благотворительной природы alimenta является безвозмездность предоставляемых  в их рамках услуг, ведь необходимые  суммы — alimenta выдавались детям без  компенсации. Алиментарные учреждения отличались также гуманной целью, которая является одним из признаков благотворительности. Действительно, о хлебных раздачах римских императоров известно, что они преследовали исключительно политические цели: посредством раздач императоры хотели «склонить народ на свою сторону»24. Напротив, алиментарные учреждения создавались преимущественно из гуманных побуждений, ведь alimenta были предназначены для детей, то есть той части римского населения, которая не имела возможности участвовать в управлении государством. Еще одними благотворительными учреждениями были ad pia causa. Благотворительные учреждения ad pia causa появились впервые в период царствования императора Константина Великого. Латинские источники того периода упоминают о xenodochia— странноприимных домах, предназначенных для приема бедных странников. При этом невозможно установить, когда, кем и в каких целях была основана первая странноприимница. Известно лишь, что в середине IV — начале VI вв. xenones, а вслед за ними и прочие благотворительные учреждения, получили широкое распространение в восточной части Римской Империи, так что к середине IV в. в одном лишь Константинополе существовало 35 благотворительных учреждений ad pia causa. Затем благотворительные учреждения появились на западе, причем названия древних западноевропейских странноприимниц и госпиталей — xenon и nosocomia, которые лишь впоследствии были заменены словами hospitium и hospital, указывают на восточные корни благотворительных учреждений Западной Европы. Одной из характерных особенностей латинских учреждений ad pia causa является то, что их деятельность не ограничивалась уставной целью. По этому поводу Г.Ульгорн замечает, что особое название каждого учреждения, относящее его к определенной отрасли благотворительности, не исключало помощи и в других ее отраслях. Так, например, в госпиталях (nosocomia), предназначенных для лечения больных, находили приют не только больные, но и «нуждающиеся всякого рода»25.

         Необходимость научного анализа проблем латинской организованной благотворительности классического  и постклассического периодов, обусловлена тем, что функционировавшие в тот период благотворительные корпорации (collegia tenuiorum) и учреждения (piae causae) представляли собой исторически первые разновидности благотворительных организаций романо-германской системы права, в том числе благотворительных организаций Российской Империи.

         Кроме того, в период конец XIX — начало XX вв. основные элементы латинских благотворительных учреждений ad pia causa были использованы германскими  и российскими правоведами для  разработки организационно-правовых форм благотворительных организаций и, прежде всего, организационно-правовой формы учреждения. Вследствие этого отдельные признаки латинских piae causae прослеживаются в современных благотворительных организациях Германии и России. 
 
 

    1. Благотворительная деятельность в христианских общинах и церкви

         Как и всякая новая  религия, христианство возникло не на пустом месте. Именно поэтому необходимо рассмотреть явления, которые оказали  влияние на происхождение, развитие, становление христианской религии и, следовательно, основных ее идей. Такие явления принято разделять на социальные и идейные. Под социальными истоками христианства (а понятие это достаточно многозначно), мы понимаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и достаточно быстрому распространению данной религии. К социальным истокам следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство26. Как известно, христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье,  входила в состав Римской империи.

         В то время эту  огромную империю раздирали глубочайшие  социально-политические антагонизмы, и христианство выступало сначала  как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов - как движение угнетенных27. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249—251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284—305 гг.)28. Классовый характер, приобретённый социальной помощью в античности, ограничивал её объект только теми категориями нуждающихся, которые считались полноправными членами общества. Противоречие между потребностью в социальной помощи, которая очень остро ощущалась в начале I тысячелетия, и ограниченными возможностями её реализации было снято в христианстве, предложившем своё понимание благотворительности. В иудаизме, который стал в каком-то роде идейным источником христианства, необходимость помощи нуждающимся связывалась с волей Бога, а в буддизме, индуизме и конфуцианстве – с потребностями самосовершенствования личности, которая должна была постигнуть гармонию мира. Существование этой гармонии как изначального состояния мира, которому были противны различные проявления недоброжелательности по отношению к людям, предполагалось восточной культурной традицией, а милосердие иудейского Бога не обосновывалось в Пятикнижии Моисея, а только постулировалось им.

         В христианстве мы впервые  встречаемся с теорией благотворительности, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и  любовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей. Несмотря на распространённость христианских общин в I в., они не отличались многочисленностью. Это было обусловлено не только странностью воззрений христиан, которые призывали любить своих врагов, но и необычностью состава их общин, включавших в себя представителей социальных низов. Люди, не соответствовавшие античному идеалу совершенной личности (например, калеки), в христианских общинах выдвигались на первый план как наиболее нуждающиеся в помощи29. Среди них было много нищих, для которых единственную возможность нормально поесть составляли совместные трапезы, завершавшие богослужения. Такие трапезы – вечери любви – символизировали отношения между членами общины, жившими в ожидании второго пришествия Христа. Поскольку это ожидание затягивалось, они всё чаще оборачивались беспорядками, которые привели к отделению их от богослужений. Апостол Павел выговаривал членам коринфской общины, что во время их собраний «всякий поспешает, прежде других, есть свою пищу, так что иной бывает, голоден, а иной упивается»30. Отделившись от богослужений, совместные трапезы в христианских общинах приобрели исключительно благотворительный характер, хотя и оставались объектом критики за встречавшееся в них чревоугодие. Как известно в первой части Библии, Ветхом Завете, говориться о том, что Бог является покровителем бедных на земле, а, следовательно, тот, кто помогает бедным,  делает богоугодное дело.

         Итак, на территории Римской Империи, в отличие от Древней Греции, сложилась, помимо частной  благотворительности, которая включала в себя раздачу хлеба, денег всем нуждающимся, организацию благотворительных пиров и т.п., система государственной помощи гражданам. Появление специализированных благотворительных учреждений, таких как погребальные коллегии, алиментарные учреждения и ad pia causa, способствовало расширению сфер благотворительности и улучшению ее качества. Так же Римская Империя подарила миру еще один значимый вид благотворительности, который мы сегодня называем меценатством. Стоит заметить, что иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значит тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. В идее эта щедрость имела в себе нечто похвальное: богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм, храмов, исправление мостовых и т. п. Таким образом, богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость на пользу сограждан и государства. Но продукты этой щедрости – общеполезные сооружения и мероприятия – должны были делаться достоянием не только бедных, но и богатых. В итоге в Риме знаменитая фраза «хлеба и зрелищ» не помогла добиться того социального равновесия, мира и стабильности какая сложилась ранее в Элладе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В ходе исследования в рамках курсовой работы было выявлено, что исследование благотворительности как объекта социальной реальности, характерного для современного общества, происходит в рамках диатропической модели познания. Это объясняется тем, что в рамках этой модели удается преодолеть взаимоисключения и противостояния в теоретических подходах не путем отказа от какой либо их части, а выяснением общих свойств социального разнообразия, отраженного в них. Эта тенденция характерна сегодня для социологической науки в целом, так как в рамках диатропической модели познания осуществляется способность аккумулировать накопленное социологическое знание путем не простого его суммирования, а переработки на принципиально иной методологической основе.

         Так же было определены этапы развития феномена благотворительности, так, например, начало развития благотворительности и призрения в Древней Греции можно проследить еще в легендах и мифах этой страны. На территории Древней Греции присутствовали как частные виды благотворительности, такие как литургии, раздача хлеба и денег, организация праздников, так и государственные основы благотворительности, например, выдача социальных пособий или организация игрищ, тем не менее,  нельзя назвать благотворительные акты Древней Греции идеальными, так как они носили строго классовый характер, а, следовательно, самые нуждающиеся слои населения, то есть рабы, оставались вне защиты и поддержки, как общества, так и государства, а в Риме мы увидели, что, на его территории, в отличие от Древней Греции, сложилась, помимо частной благотворительности, которая включала в себя раздачу хлеба, денег всем нуждающимся, организацию благотворительных пиров и т. п., система государственной помощи гражданам.

         Появление специализированных благотворительных учреждений, таких как погребальные коллегии, алиментарные учреждения и ad pia causa, способствовало расширению сфер благотворительности и улучшению ее качества. Так же Римская Империя подарила миру еще один значимый вид благотворительности, который мы сегодня называем меценатством. Стоит заметить, что иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значит тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. В идее эта щедрость имела в себе нечто похвальное: богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм, храмов, исправление мостовых и т. п. Таким образом, богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость на пользу сограждан и государства. Но продукты этой щедрости – общеполезные сооружения и мероприятия – должны были делаться достоянием не только бедных, но и богатых. В итоге в Риме знаменитая фраза «хлеба и зрелищ» не помогла добиться того социального равновесия, мира и стабильности какая сложилась ранее в Элладе.

Информация о работе Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме