Борьба Шотландии за независимость в XII-XVвеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи.
Целью данной работы является изучение и рассмотрение средневековой истории Шотландии, а именно периода войн за независимость XII-XVвек, так как именно он представляет интерес для автора данной работы.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
- Дать краткий очерк о самом происхождении Шотландского народа, атак же очерк о Географическом положении.
-Рассмотреть период Англо- Шотландских отношений, для выявления событий которые привели к войнам за независимость.
-Описать основные события войн за независимость и определить их значение.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Кельты во времени и пространстве.
&1.Кто такие кельты 6
&2.Географический очерк. 7
Глава 2.Эволюция отношений Англии и Шотландии в XII-XIIIвв……………9
Глава 3.Во имя свободы. Войны за независимость.
&1. Разрыв с Англией и восстание Уолесса…………………………………...15
&2Война Брюса.....................................................................................................18
&3.Шотландия в столетней войне. (1337 — 1453)………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список Литературы……………………………………………………………...27

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 95.55 Кб (Скачать файл)

Неудача шотландцев в "Битве стяга" внезапно обернулась успехом. В начале 1139 г. Стефан, против которого снова поднялась часть английских баронов, в надежде на помощь Шотландии признал за принцем Хенри графство Нортамберленд помимо владений, перешедших к принцу в 1136г. В 1141г. Дэвид завладел "Ланкастерским хонором", т.е. северным Ланкаширом до реки Риббл; тогда же его канцлер Уильям Комин занял Дарем и обосновался на землях этого епископства.

В 1139-1153 г. гегемония Англии на Британских островах была впервые поставлена под сомнение, Дэвид I отодвинул свои рубежи далеко на юг, овладев английскими графствами Нортамберленд, Камберленд, Уэстморленд, Дарем и (отчасти) Ланкашир, и был весьма близок к созданию Шотландско-нортумбрийского королевства, которое занимало бы уже не треть, а половину Великобритании. Смерть Дэвида и Стефана Блуаского, которые пережили своих сыновей, помешала этому замыслу. Шотландская корона перешла ко внуку Дэвида, 11-летнему Малкому IV(1153-1165). На престол Англии взошел один из самых властных монархов в ее истории - Генрих II Плантагенет.10

Генрих II вовсе не собирался выполнять свои обещания в пользу юного короля Шотландии. Хотя Малколм еще несколько лет удерживал северную Англию, которая формально принадлежала его младшему брату Уильяму, в 1157 г. он был вынужден вернуть ее Генриху. До второй половины XII в. внешняя политика Шотландии почти всецело сводилась к ее английской политике. И все же Шотландия издавна была связана с Ирландией, Норвегией, другими странами континента. Шотландцы деятельно участвовали в крестоносном движении, начиная с первого похода, когда Гибер Ножанский обратил внимание на их диковинный наряд. Шотландия крайне нуждалась в надёжном союзнике, ибо от ныне она имело дело не с терзаемой распрями страной, но с державой Плантагенетов. Естественным союзником шотландцев стал самый опасный и непримиримый соперник Плантагенетов- король Франции. По преданию "старинный" франко-шотландский союз восходил ко временам Карла Великого и пиктских королей, чему есть некоторое подтверждение у Эйнгарда и Алкуина.11 В действительности первый шаг к нему был сделан в правление короля Шотландии Уильяма I Льва (1165-1214), главной целью которого было возвращение североанглийских графств, хотя бы и на вассальных условиях. Получив в этом резкий отказ Генриха II, Уильям выжидал время.

В 1173 г. Уильям Лев счел благоприятным момент, когда сыновья Генриха II поднялись против своего отца при содействии короля Франции. В награду за участие в войне Уильяму были обещаны Нортамберленд, Камберленд и Уэстморленд, что подтвердил и Людовик VII, и трехтысячное шотландское войско перешло границу .После беспорядочной и несогласованной кампании в июле 1174 г. он нелепым образом попал в плен. Последствия были тяжкими. Уильям подписал унизительный договор в Фалезе (Нормандия), по которому Шотландия впервые становилась английским фьефом, а Уильям - вассалом Генриха за свое королевство Шотландская церковь должна была подчиниться английской, а все магнаты обязывались присягать королю Англии и его потомкам. Если Уильям Лев неосмотрительно поставил свое королевство в зависимость, то ему всё же хватило способностей и упорства, чтобы искупить вину. Прежде всего он подавил волнения в Гэл-лоуэе, которые начались вслед за пленением короля в1174г при подстрекательстве ГенрихаII.

Из-за разных политических осложнений Генриха II Фалезский договор не оказался столь обременительным для Шотландии, как можно было опасаться. Уильяму ни разу не пришлось нести военную службу для Генриха, ни выслушивать в английском суде апелляции по искам шотландской короны.  Что касается подчинения церкви, шотландские прелаты единодушно воспротивились этому, заявив в римской курии, что уступка исторгнута силой. Уже в 1176 г. особой папской буллой этот пункт договора был отменен. Полностью и безусловно Фалезский договор был отменен в 1189 г. "Кентерберийским отказом" нового короля Англии Ричарда Львиное Сердце.12 В последние годы его полувекового правления Уильяма I не покидала надежда вновь заполучить северную Англию. Английский король Джон, который узурпировал власть в обход старшей ветви Плантагенетов, испытывал слишком много затруднений, чтобы прямо отвергнуть эти претензии. В 1209г. едва не произошёл разрыв. Король Англии встревоженный о дальнейшем франко-шотландском сближении, поспешил вместе со своим войском к пограничной реке Туид и в замке Норем заключил соглашение с Уильямом. В 1211-1212г.волнения охватили графство Росс. Вступление на шотландский престол молодого короля Александра II (1214-1249) послужило поводом для последнего значительного восстания из тех, что потрясали север страны в XII- начале XIIIв. Вожди восстаний 1211-1215 г. из рода МакУильям и Мак-Хет были разгромлены и казнены как раз благодаря верным короне гэльским магнатам.

Александр II приложил значительные усилия, чтобы повысить авторитет короны по всей Шотландии, особенно в отдаленных северо-западных областях. Он совершил несколько успешных сухопутных и морских экспедиций в Морей, Аргайл, Кейтнесс и Гэллоуэй, где погасил очаги недовольства и принял необходимые меры к порядку. В июле 1249 г. Корону унаследовал его сын Александр III (1249-1286), которому не исполнилось и восьми лет. Когда Александр III достаточно возмужал, опираясь на недавно возникший шотландский парламент, но показал себя незаурядным правителем. Главным успехом Александра III было присоединение (вернее, возвращение) к Шотландии Гебридских островов, покоренных викингами в IX в. и закрепленных за Норвегией в 1098 г. Стремление шотландской короны вернуть обширный архипелаг, как и сама возможность этого, определялись географической и исторической близостью его к Шотландии.

 В 1263 г. король Хокон IV лично повел сильный норвежский флот на юго-запад и, заставив жителей Гебрид дать ему подкрепления, напал на берега Шотландии.2 октября в бою при_Ларгсе норвежцы были отброшены рыцарями и пехотой под началом Александра Стюарта. Хокону пришлось повернуть назад, и по пути он умер на Оркнейских островах.

По Пертскому договору 1266 г. король Норвегии Магнус Хо-конссон уступил Александру III все Гебриды от Люиса до Мэна включительно за четыре тысячи марок, подлежавших уплате в четырехлетний срок, и за "вечный" ежегодный платеж в сто марок. Особенно ценным приобретением был цветущий Мэн.13 Остальные двадцать лет власти Александра III были самыми благополучными в беспокойной истории Шотландии.  Отношения с Англией никогда не отличались таким дружелюбием как в этот период времени. 
Король, умерший всего сорока четырех лет, пережил всех своих детей, и право на престол перешло к его внучке Маргарет, родившейся в 1283 г. - дочери Эрика II Норвежского. Но вдова Александра по слухам (не подтвердившимся) ждала ребенка. До определения наследника верховная власть поручалась шести "Хранителям королевства", избранным парламентом впервые. Хранителями стали два епископа - Сент-Эндрюс (Уильям Фрэй-зер) и Глазго (Роберт Уишарт), два графа - Файф (Данкан Мак-Дафф) и Бахан (Александр Комин) и два барона - Джеймс Стюарт и Джон Комин, лорд Бэднох. В случае смерти Маргарет претендентами на трон оказывались прежде всего ближайшие родственники королевского дома: Роберт Брюс - лорд Эннандейл и Джон Бэллиол - лорд Гэллоуэй, а среди Хранителей было поровну сторонников каждого из них.14

Предвидя трудности  и даже возможность гражданской  войны, Сконский парламент отправил посольство к Эдуарду I Английскому (1272-1307). Этот шаг не был выражением покорности, как могло показаться в дальнейшем. Обращение к Эдуарду за советом выглядело естественным: сосед шотландцев пользовался громкой славой в Европе и приходился шурином Александру III. Главным было то что за все прошедшие годы Эдуард ничем не проявил враждебности к Шотландии, однако его хитрость послужила ему в исполнении свои далеко идущих замыслов. Тем временем в Шотландии нарастало напряжение, и к 1289 г Хранителей осталось четверо. Граф Файф был убит своими врагами из рода Эбернети, а граф Бахан умер своей смертью. На смену им никого не избрали из-за раздоров между магнатами. Юная королева все еще находилась в Норвегии, и вопрос о престолонаследии не был разрешен. В марте 1290г. в Биргеме был провозглашён  Биргемский Акт15, который провозгласил Шотландское королевство "самостоятельным, отдельным и свободным, без какого-либо подчинения Англии, со своими порядками, областями и марками, как соблюдалось издавна и поныне". Биргемский договор выносился на утверждение папы, и Эдуарду до поры пришлось с ним считаться.

В сентябре 1290 г. "Норвежская Дева" умерла на Оркнейских островах, по пути в Шотландию. Это смешало все расчеты Эдуарда и Хранителей. Несмотря на это Эдуард I, не заставил себя долго ждать,10 мая Эдуард лично прибыл в Норем и внезапно испросил у шотландских послов признания его сюзереном. Послы, похоже, пришли в замешательство и добились отсрочки, чтобы обдумать ответ. После трехнедельного раздумья шотландцы возвратились в Норем. Они также могли бы сослаться на примеры из истории ("Кентерберийский отказ" или оговорку Александра III на присяге 1278 г.). Но хотя ответ не содержал ничего подобного, он был хорошо взвешен. Тем самым запрос был умело  отклонён. Эдуарду пришлось пойти в обход. В июне 1291 г. он "убедил" Брюса, Бэллиола и еще семерых соискателей шотландской короны в своем сюзеренитете. Магнаты, подписавшие "Норемский Дар", признали за Эдуардом верховенство над Шотландией, призвали короля рассудить их и передали в его руки управление страной и королевскими замками. Они сделали это "без какого-либо принуждения и давления", хотя под Норемом стояла английская армия. "Великая Тяжба" за шотландский престол - один из крупнейших судебных процессов Средневековья, который приобрел европейское значение. Среди четырнадцати соискателей, помимо шотландских и английских баронов, были граф Голландский, короли Норвегии и Англии. Эдуард I выступал не только арбитром, но и одним из претендентов, как потомок короля скоттов Малколма III.16 На процессе, тянувшемся полтора года, наиболее вероятными кандидатами были Бэллиол, Брюс, англичанин Джон Хэйстингс и граф Флорис Голландский - прямые и законные потомки короля скоттов Дэвида I, внук которого оставил трех дочерей. 
Джон Бэллиол держался уверенно и немногословно. Его иск покоился на одном аргументе: коль скоро Шотландское королевство неделимо, наследовать должен представитель старшей ветви. Справедливость утверждения была очевидна, и лишь усилия других претендентов отсрочили решение трибунала, 17 ноября 1292 г. победа была присуждена Бэллиолу.

За свое краткое правление (1292-1296) Бэллиол предпринял ряд продуманных мер, призванных упрочить власть короны. При этом он неизменно действовал через парламент, который в течение года с небольшим созывал четырежды. Постоянной заботой Бэллиола было правосудие короны. Накануне очередного парламента он предложил всем желающим "открыть перед нами и советом нашим обиды и преступления, кем-либо им причиненные". Ранее свободная подача исков в парламент не допускалась. Но именно апелляции приблизили разрыв с Англией и падение Бэллиола.

Эдуард I сразу дал понять, что он не только "верховный", но и "прямой" господин Шотландии. Через неделю после коронации в Сконе житель Берика Бартоломью, проигравший три разных дела в суде Хранителей, обжаловал приговор в курии не шотландского, а английского короля. 
Никогда прежде шотландцы не обращались в суд английской короны как высшую инстанцию. Теперь путь был открыт. Король скоттов оказался в незавидном положении. Эдуард I обращался с ним как с заурядным вассалом и постоянно напоминал о своем сюзеренитете. После морской схватки у мыса Сен-Матье в мае 1293 г. Англия и Франция приближались к войне. Через год Филипп IV конфисковал герцогство Аквитанское у Эдуарда I, который принял вызов. Английский король намеревался сполна использовать права сеньора Шотландии, но этим он только повредил себе. В июне 1294 г. он приказал Бэллиолу прекратить морское сообщение Шотландии с континентом, что затрагивало купцов и горожан и грозило стране большим ущербом. Настало время положить конец всем домогательствам Эдуарда I. Осенью 1294 г. папа Целестин V дал шотландцам освобождение от всех клятв, вырванных силой. Французская война и валлийское восстание отвлекли Эдуарда I от Шотландии. В июле 1295 г. парламент в Стирлинге взял власть у Бэллиола (без низложения короля) и передал ее чрезвычайному совету, куда вошли четыре епископа, четыре графа и четыре барона. Совет двенадцати, по составу походивший на регентский совет 1286 г., вернулся к патриотической политике Хранителей. Перед Советом стояли две неотложные задачи: союз с Францией и оборона страны. Стирлингский парламент послал к Филиппу IV миссию во главе с епископами Фрэйзером и Крэмбетом входившими в Совет. 23 октября в Париже они скрепили франко-шотландский договор, содержавший условия взаимной военной поддержки.17

Наступательный  и оборонительный союз с Францией наложил больше обязательств на шотландцев, чем на их партнеров, но это был  союз с сильнейшей европейской державой. В феврале 1296 г. шотландский парламент в Данфермлине одобрил Парижский договор, причем к нему приложили печати шесть бургов - первый случай участия третьего сословия в делах государства. 
Постоянные разногласия  между Англией и Шотландией вXII-XIII веке, постоянно накаляли обстановку вокруг этих двух стран. И несмотря на все усилия Английской короны, а в частности Эдуарда I, каким-либо образом сделать шотландские земли своей собственностью, Английская корона встретила мощное сопротивление. Это доказывало то что несмотря на междоусобицы в Шотландии был довольно сплочённый аппарат управления, и будущие своих земель шотландцам было далеко небезразлично. 

 

 

 

 

Глава 3.Во имя свободы. Войны за независимость. 
&1. Разрыв с Англией и восстание Уолесса. 
Союз с Францией был объявлением войны Эдуарду I. В октябре 1295 г. он приказал передать ему пограничные замки и закрыть французам и фламандцам доступ в Шотландию. Совет Двенадцати отвечал, что их страна свободна, и они будут принимать у себя кого им угодно. Верные Эдуарду бароны юга и английское духовенство бежали или были изгнаны из Шотландии. В Берике перебили английских купцов. Зимой Совет Двенадцати объявил по стране военные смотры. 11 марта 1296 г. шотландское феодальное войско собралось в Кэддонли, возле Селкирка, но еще 1 марта в Ньюкасле собралась английская армия.

5 апреля Бэллиол, руководимый своими советниками, сделал смелый шаг. Два францисканца доставили от него в Берик резкое письмо, обвинявшее Эдуарда в постоянных и крайних злоупотреблениях. Перечислив подробно все от вызова в английский парламент до жестокостей Берика, король Джон взял назад вассальную присягу за себя и своих подданных, выражая решимость стоять до конца. Конец наступил раньше, чем Бэллиол мог полагать. 27 апреля граф Серри рассеял шотландские отряды при Данбаре, захватив в плен почти всех их предводителей. Сам же Беллиол был настигнут в Кинкардине. С Беллиола были сорваны знаки королевского достоинства, заставили отречься от престола и отменить французский союз, он сам был отправлен в Лондон.18                                                                                                 Исход скоротечной кампании 1296 г. нетрудно объяснить. Возможности противников были несоизмеримы. Много уступая в общей численности, шотландская армия особенно проигрывала в тяжелой рыцарской коннице. Так же король скоттов не мог прибегнуть к услугам наемников, что постоянно делал Эдуард I. Не в пользу шотландцев было сравнение в дисциплине и опыте, вооружении и боевом искусстве. Легкая пехота шотландцев почти не была защищена латами и сражалась с круглыми деревянными щитами, обтянутыми кожей, длинными копьями и топорами. Шестифутовый английский лук превосходил качеством стрельбы короткий шотландский. Все это могло быть частично возмещено тактической и стратегической мудростью, но в 1296 г. шотландское войско подчинялось сразу восьми магнатам, так и не пришедшим к согласию. Ещё одной причиной стало то что подавляющее большинство шотландцев никак не ощущало английской власти, не имело особых оснований для недовольства и осталось безучастным. Для них это была чуждая, "баронская" война, обреченная на неудачу. 
Столицей "английской" Шотландии стал Берик, который заселили англичане взамен истребленных жителей. Осенью 1296 г. там заседал парламент, принявший закон о новом устройстве страны. Наместником Шотландии   Эдуард назвал графа Серри, канцлером - Уолтера Эмерсема, верховным судьей - Уильяма Ор-мсби. Шотландское казначейство возглавил Хью Крессингем, и все высшие должности достались англичанам наряду с королевскими замками. Настал черед и духовенства. 1 октября 1296 г. Эдуард предписал, что бенефиции в диоцезе Гэллоуэй будут отныне занимать англичане, а через год расширил приказ на прочие диоцезы. 
Доходы  шотландской короны стекались в Берик  и далее в Лондон. Запасы шотландской шерсти были доставлены в ближайшие порты на нужды короля.19 
"Умиротворение" Шотландии оказалось обманчивым как раз потому, что было легко достигнуто. Шотландцы убедились, к чему ведут "реформы" Эдуарда I, остановить которые могла лишь открытая борьба. В начале 1297 г. волнения произошли на западе страны, весной - в областях Гэллоуэй и Map. Восстание вспыхнуло стихийно и нуждалось в предводителе. Именно тогда и "поднял голову" Уильям Уоллес из Элдерсли - простой рыцарь, чье имя не значилось в "Рэгманском свитке". Англичане клеймили его "разбойником", а шотландцы славили "молотом и бичом англичан" и сегодня с гордостью произносят его имя. 
В мае 1297 г. Уоллес убил в Лэнарке английского шерифа Хэй-зелриджа, что послужило знаком ко всеобщему выступлению.20 К восставшим примкнул и Роберт Брюс младший, граф Кэр-рик. Впервые он обратился и против короля Англии, и против собственного отца. Возможно, он строил надежды на корону, хотя не мог не знать, что его товарищи считали законным королем Бэллиола. В июле казначей Крессингем доносил в Лондон о том что налоги не собираются из за опасностей ,а шерифы и чиновники либо перебиты либо пленены. Английская администрация разваливалась, и шотландцы повсюду восстанавливали прежний порядок.

Информация о работе Борьба Шотландии за независимость в XII-XVвеках