Бурятия в XIX веке. Эвенки Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:23, реферат

Краткое описание

Существует предание, что на территории северной части современной Бурятии на пространстве от Байкала до Витима еще до прихода ныне живущих здесь эвенков расселилось эвенкийское племя мойогиров. Пришедшие первыми эвенки рода киндигиров встретили сопротивление мойогиров. Но так как киндигиры были хорошо вооруженным воинственным племенем, имели стрелы с металлическими наконечниками, боевые доспехи, а красота Байкала и богатство тайги так пленили их, что они без особых препятствий продвигались по земле мойогиров и заняли ее. Однако за право остаться на этой земле киндигиры согласно преданию, сражались с бурятским племенем баргутов и монгольскими племенами.

Содержимое работы - 1 файл

МБОУистория.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Следующий пласт, тунгусский, образовался во второй период этногенеза прототунгусов. Оставшиеся прототунгусы в это время освоили горную тайгу, примыкавшую к Байкалу […]. Следующий, третий период, относится к этногенезу тунгусов (предков эвенов и эвенков) и характеризуется расселением их на запад и восток от Байкала. Причиной этого, по видимому, явился выход тюркоязычного населения к Байкалу […] (Г.М. Василевич. Эвенки. – Л., 1969. – С. 39-40).

Ко  времени прихода за Байкал русских  казаков тунгусы еще не представляли единой народности. Это были многочисленные племена, компактно расселившиеся  за Байкалом. Племя Баргузинских эвенков делилось по родовому составу на лимагиров, баликагиров, чильчагиров, някугиров идр. Някугиры обитали на полуострове Святой Нос, у Чивыркуйского залива и далее на север по берегу Байкала. Баликагиры освоили часть побережья Байкала у оз. Котокель и по рекам Кика, Сухая, Итанца, Селенга и др

Основными формами хозяйственной деятельности эвенков в XVII в. были охота и оленеводство. Баргузинские и северобайкальские эвенки, как и подлеморские эвенки-шемагиры занимались еще и рыболовством.

После прихода русских служилых людей  эвенки, как и все другие народы Сибири, были обложены натуральной  податью - ясаком. Ясак в первые годы колонизации эвенки вносили только соболями. В связи с сокращением  добычи соболя позднее было разрешено  вносить и шкурки других промысловых  зверей. Ясак тяжелым бременем ложился  на плечи охотников, принудительный сбор подати вынуждал эвенков откочевывать в труднодоступные районы с целью укрытия от ясака. Несмотря на то, что он в XIX веке был намного облегчен по сравнению с XVII веком, за эвенками постоянно числилась недоимка.

В XIX веке все эвенки были крещены и  во всех острогах построены церкви.

Родовой состав эвенков Баргузинского присуда в XVII веке выглядел следующим образом: Баргузинский острог - лимагиры, баликагиры, намясинцы (намегиры), почегоры, някугиры, киндыгиры; Баунтовский и Северо-Байкальский - киндыгиры и чилчагиры; Кучидский - киндыгиры, «украинский» (вэкоройский род). Указанные родовые единицы сохранялись до Октябрьской революции, за исключением намясинцев и почегоров, слившихся с другими родами.

В начале XX века эвенкийские роды кочуют там же, где они кочевали в XVII веке. Освоенную территорию род считал источником своего существования и  благоденствия. Естественно, что посягательство на ее ресурсы со стороны других родов, а также соседних народов род считал нарушением нормы обычного права, а это не могло не сопровождаться различными конфликтами.

Род у эвенков представлял собой  коллектив кровных родственников, имеющий общее происхождение  по мужской линии. До Октябрьской  революции у эвенков сохранялись отдельные элементы родового строя: деление на патрилинейные роды, соблюдение экзогамии рода, норм обычного права, в том числе дележа некоторых видов охотничьей добычи («мясного» зверя) всем стойбищем.

У эвенков издавна сложился промыслово-охотничий  тип хозяйствования. Главным объектом пушного промысла оленных и конных эвенков являлись соболь и белка - главные источники для добывания средств существования, из «мясных» животных - лось, изюбрь, дикий северный олень, кабарга. Промысел на крупных зверей велся круглый год, а на пушных - поздней осенью и зимой. Оленные эвенки на промысле, естественно, передвигались верхом на олене, конные эвенки и подлеморские шемагиры - пешком и на лыжах. И также естественно, промысел был немыслим без помощи специально приученной и натасканной собаки.

Оленеводство  имело главным образом транспортное и продовольственное назначение. Успех на промысле находился в  большой зависимости от наличия  ездовых оленей. Практиковался вольный  выпас, о какой-либо селекционной работе и речи не велось. Для защиты от гнуса  оленеводы устраивали дымокуры. Никаких  мер для отпугивания или уничтожения  хищников не предпринималось, что приводило  к значительным потерям от волков. Следует отметить, что в результате сильных эпизоотии в XVII и XIX веке погибало много оленей. Скотоводство оленным эвенкам до революции не было известно.

Важнейшей отраслью хозяйства считалось рыболовство, в основном у подлеморских шемагиров и береговых киндыгиров. Горные оленные эвенки рыболовством занимались мало. Рыба потреблялась в вареном и вяленом виде, шла на корм собакам. Береговые киндыгиры и подлеморские шемагиры, а также конные эвенки с наступлением весны выходили на промысел байкальского тюленя (нерпы). Промысел велся при помощи специальных санок с белым маскировочным парусом.

До  выхода Устава «Об управлении инородцев» эвенки управлялись своими «князцами», или шуленгами. В 1824 году были образованы две инородческие управы (Баргузинская и Баунтовская) и три управления (Нижнеангарское и Верхнеангарское, Подлеморско-Шемагирское).

Развитие  товарно-денежных отношений пагубно  отразилось на хозяйстве эвенков. Неэквивалентный  обмен товаров на пушнину, произвольно  устанавливаемые цены на товары самими торговцами - «тунгусниками» и, наконец, водка, тайно доставляемая спиртоносами, окончательно подорвали маломощное натуральное хозяйство эвенков. Главное орудие торговой эксплуатации - система кредита вынудила большинство эвенков попасть в кабалу к торговцам. Так, долг баунтовских эвенков купцам и торговцам в 1900 году составлял 6006 рублей - сумма в те времена более чем внушительная.

Империалистическая, а затем и гражданская войны  сильно подорвали хозяйство эвенков. Реквизиция лошадей и оленей, грабежи, проводимые белогвардейцами, а также  отсутствие подвоза извне предметов  первой необходимости: муки, соли, оружия и боеприпасов - поставили эвенков  в чрезвычайно тяжелое положение. Советское правительство в первый же год победы над контрреволюцией  и интервенцией в Забайкалье стало  принимать все необходимые меры, чтобы оказать помощь населению  в его бедственном положении. В декабре 1925 года был создан Бурятский  комитет Севера, который более 10 лет руководил хозяйственным  и культурным строительством на севере республики. Коллективизация проходила, как и везде на Крайнем Севере, с учетом особенностей экономического и культурного состояния населения. Лучшей формой коллективизации, приемлемой в тех условиях, была организация  простейших производственных объединений. Затем ППО были укрупнены и преобразованы в колхозы. Организация колхозов сопровождалась рядом мероприятий по хозяйственному, бытовому и культурному строительству. Было проведено землеустройство, построены колхозные центры с сельским Советом, правлением, школой, клубом и жилыми домами для охотников.

Этот  период явился началом усиленного перехода эвенков на оседлый образ жизни.

 

 

Список  используемой литературы:

эвенк бурятия сибирь традиция

1. По материалам  статьи к.э.н. А.И.Шубина "Эвенки" в сборнике "75 лет северобайкальскому району Республики Бурятия."

2. Беликов  В.В. Эвенки Бурятии: история  и современность. - Улан-Удэ, 1994. - 175 с.

3. Шубин А.С.  Эвенки Прибайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во  Бэлиг, 2001. - 120 с.

 


Информация о работе Бурятия в XIX веке. Эвенки Бурятии