Финансовое и налоговое управление Российской империи при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансового и налогового управления Российской империи при Петре I.

Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

- проанализировать причины петровских реформ первой четверти 18 века;

- оценить финансовые и налоговые органы государственного управления в России в первой четверти 18 века.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Причины петровских реформ первой четверти 18 века 4
1.1. Внешние политические реформы 4
1.2. Внутренние политические реформы 10
Глава 2. Финансовые и налоговые органы государственного управления в России в первой четверти 18 века 17
2.1. Система финансов России и ее реформирование при Петре I 17
2.2. Система налогообложения Российского государства 27
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35

Содержимое работы - 1 файл

Финансовое и налоговое управление Российской империи при петре I.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

     Со  времени учреждения коллегий во главе  финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё  возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

     по  дворам;

     по  кабинетной сумме (по государевым нуждам);

     по  штатам коллегий;

     по  штатам всех высших и низших судов;

     по  гвардии и пехоте;

     по  кавалерии;

     по  артиллерии;

     по  фортификации;

     по  генералитету;

     по  адмиралтейству;

     по  губернскому и провинциальному управлению;

     по  церквям, просвещению, благотворительности;

     по  общественным постройкам;

     по  медицине;

     по  дипломатии.

     Составив  по этим пунктам смету, Штатс-контора  вычисляла, сколько придётся расхода  по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

     Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов8.

     К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

     Во  главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.

     Финансовые  преобразования на первом этапе сводились  главным образом к поиску новых  источников средств в основном на военные нужды.

     К уже существовавшим таможенным и  кабацким поборам прибавились сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), а также косвенные налоги (банные, рыбные, конские, налог на дубовые гробы и т. д.). Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

     В начале 18 века Пётр I провел денежную реформу. Важной мерой в ее осуществлении стало введение подушной подати - налога вместо подворного обложения. Проведенная в 1710 году перепись (ревизия), обнаружила резкое уменьшение населения вследствие бегства крестьян от обременительных налогов. Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. По этой причине в 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения.

     Полученные  данные позволили правительству  установить размер подушной подати путем  простого соотношения денег, необходимых для содержания армии и флота, и численности населения. Податью облагались только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, солдаты и казаки от подушной подати освобождались

     Результатом данной реформы явилось существенное увеличение казны, примерно в четыре раза, что в условиях постоянных войн было крайне важно для государства.

     2.2. Система налогообложения  Российского государства

 

     Начало 1722 года принесло жителям России множество  перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

     Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

     Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид  на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

     Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

     Каждый  из этих выдумщиков выискивал новые  объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная  с 1704 года один за другим вводились  такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

     Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй  невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для  чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

     Лишь  к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

     И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей  в России вплоть до 1887 года.

     Первым  шагом налоговой реформы стало  проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

     Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

     Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы  крестьян мигом смекнули, что император  замыслил новый налог, который будет  зависеть от поданных «сказок». Поэтому  списки составлялись с жуткими искажениями  и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

     В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

     Налоговая повинность превратились в самое  мощное орудие контроля государства  над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

     Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

     Первые  рьяно пытались освободить своих  крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными  виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

     Однако  реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два  миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

     В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие  аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные  верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

     Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

 

      Заключение

 

     В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и после петровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Информация о работе Финансовое и налоговое управление Российской империи при Петре I