Внешняя политика СССР в 20-30 гг. ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:30, реферат

Краткое описание

“Германский молот и русский серп победят весь мир!” - гласил в то время официальный лозунг. Однако в августе польские войска разгромили части Красной армии под Варшавой. Это поражение нанесло сокрушительный удар и по самой мировой революции, которая теперь по меньшей мере “откладывалась” на несколько лет.

Но до середины 20-х гг. мировая революция еще представлялась большевикам “задачей номер один”.

Журналист Михаил Кольцов писал в 1924 г.: “Торопитесь! Еще несколько лет - и Коминтерн уйдет от нас. Его столицей станет Берлин или Париж. Вы тогда будете жадно смотреть рисунки журналов, расспрашивать знакомых, приехавших оттуда, и по-провинциальному вспоминать о том, как Коминтерн был “совсем тут, близко, в Москве, на Моховой”.

Содержание работы

Введение .3

1. Внешняя политика СССР в 20-х годах .5

2. Внешняя политика СССР в 30-х годах 10

Заключение .14

Список литературы 16

Содержимое работы - 1 файл

Внешняя политика СССР в 20.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. ХХ в. 

Содержание  

Введение .3  

1. Внешняя политика  СССР в 20-х годах .5  

2. Внешняя политика  СССР в 30-х годах 10  

Заключение .14  

Список литературы 16  

Внешняя политика СССР в 20-х  годах  

“Германский молот  и русский серп победят весь мир!” - гласил в то время официальный лозунг. Однако в августе польские войска разгромили части Красной армии под Варшавой. Это поражение нанесло сокрушительный удар и по самой мировой революции, которая теперь по меньшей мере “откладывалась” на несколько лет.  

Но до середины 20-х гг. мировая революция еще  представлялась большевикам “задачей номер один”.  

Журналист Михаил Кольцов писал в 1924 г.: “Торопитесь! Еще несколько лет - и Коминтерн  уйдет от нас. Его столицей станет Берлин или Париж. Вы тогда будете жадно смотреть рисунки журналов, расспрашивать знакомых, приехавших оттуда, и по-провинциальному вспоминать о том, как Коминтерн был “совсем тут, близко, в Москве, на Моховой”.  

После неудачной  попытки в советско-польскую войну  принести на штыках Красной армии мировую революцию в Европу и подавления поддержанных Москвой восстаний в Германии в марте 1921 г. и в октябре 1923 г. советские лидеры вместо стратегии революционной войны вырабатывают более гибкую модель поведения “социалистического государства в капиталистическом окружении”. Она покоилась на двух противоречивых основаниях: идеологизированном принципе пролетарского интернационализма в соответствии с которым СССР всемирно поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движения в мире (надеясь на неизбежную в перспективе мировую революцию), и прагматической установке на мирной сосуществование государств с различным общественным строем, подразумевавшей нормализацию межгосударственных отношений с различными странами (с теми самыми, внутриполитическую стабильность которых был призван подрывать Коминтерн).  

В целом в  советской внешней политике 20х  годов идеологические императивы постепенно начали уступать место прагматическим соображениям.  

Нормализация  отношений Советской России с Западом приняла конкретные очертания весной 1921 г., когда были подписаны торговые соглашения с Англией и Германией, а затем и с другими странами.  

Но серьезным  препятствием дальнейшему развитию отношений с западом стал вопрос о российских долгах. В октябре 1921 г. Брюссельская международная конференция рекомендовала правительствам предоставить кредиты Советской России для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов царского и временного правительства и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов.  

28 октября 1921 г. Советское правительство выразило  готовность вести переговоры  о взаимных требованиях, признании  довоенных долгов при условии  его дипломатического признания  и прекращения действий, угрожающих  безопасности советских республик. Для обсуждения этих вопросов предлагалось созвать международную экономическую конференцию.  

Она состоялась в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 года. В ней приняли участие  представители 29 стран. Попытка советской  делегации поставить на обсуждение проблему разоружения не встретила поддержки. Западные державы потребовали уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств (советская сторона - возмещения ущерба, причиненного иностранной интервенцией и блокадой), возвращения или возмещения иностранцами национализированной собственности (этот пункт был камнем преткновения на конференции), а также фактической отмены монополии внешней торговли (чего не допускал Ленин).  

К обоюдному  согласию прийти не удалось. Переговоры безрезультатно продолжались на Гаагской конференции по сокращению вооружений (15 июня - 24 июля 1923 г.), СССР отказался ратифицировать конвенцию о черноморских проливах, предусматривавшую свободный проход в Черное море военных кораблей любой страны. Таким образом стать полноправным субъектом системы международных отношений в 20-е годы Советскому Союзу не удалось.

Гораздо успешнее складывались для России двусторонние отношения. Уже в 1919 - 1920 гг. наметилось советско-германское сближение, а в 1922 г. в ходе Генуэзской конференции, когда стороны фактически зашли в тупик, в предместье Генуи Рапалло был заключен договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков (включая репарации, старые долги, национализированную собственность) и означал прорыв дипломатической блокады Советов. В 1925 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете между Германией и СССР. Быстро развивались советско-германские экономические связи, а также военное сотрудничество, которое помогло немцам обойти некоторые статьи Версальского договора.  

Сложно складывались советско-британские отношения. 8 мая 1924 г. английская сторона в жесткой  форме обвинила СССР в нарушении торгового соглашения 1921 г. и антибританской пропаганде в Азии (так называемый “ультиматум Керзона”). Однако конфликт все же был урегулирован, а 1 февраля 1924 г., после прихода к власти лейбористов, СССР официально был признан Великобританией с оговоркой, что Великобритания видит в нем преемника бывшей Российской империи. Спустя пять дней о признании заявила и фашистская Италия. В течение следующего месяца СССР признали Норвегия, Австрия, Греция, Швеция . Вскоре их примеру последовали и другие страны. В августе 1924 г. между Англией и СССР были подписаны Общий договор и договор о торговле и мореплавании. Но уже 10 октября английской разведкой было опубликовано так называемое “письмо Зиновьева”, в котором излагались рекомендации английским коммунистам по развертыванию подрывной деятельности на Британских островах. Разразившийся скандал обострил советско-британские отношения и способствовал поражению лейбористов на выборах.  

Во время всеобщей забастовки в Англии в 1926 г. ВКП(б) через  советские профсоюзы оказывала материальную помощь федерации горняков Великобритании. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела и в нарушении торгового соглашения. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.  

В середине 20-х  годов СССР добился дипломатического признания со стороны большинства  развитых капиталистических государств. Из великих держав только США не установили дипломатических отношений  с СССР.  

Активизировалась советская политика и на Востоке, в основном в приграничных государствах. В марте 1923 г. в ответ на просьбу китайского революционного лидера Сунь Ятсена в Южный Китай направляется группа военных и политических советников (П.А. Павлов, В.К. Блюхер, М.М. Бородин и др.). В мае 1923 г. устанавливаются дипломатические отношения между СССР и пекинским (центральным) правительством Китая.  

Союзниками СССр здесь являлись лишь два государства - Монголия и Тува (позднее присоединенная к СССР). На их территории располагались части Красной армии. Советско-китайские отношения в 20-е гг. были довольно сложными, а в 1929 г. даже произошел вооруженный конфликт между двумя странами. Предметом спора стала КВЖД - Китайско - Восточная железная дорога. 10 июля 1929 г. китайские войска силой взяли КВЖД под свой контроль. Тогда Москва привела в действие Особую Дальневосточную армию, которую возглавлял Василий Блюхер. В октябре - ноябре китайские войска были разгромлены, причем понесли немалые потери: более тысячи убитых, не менее десяти тысяч пленных. Советские войска потеряли погибшими 143 человека. Конечно, эти военные отношения надолго бросили тень на советско-китайские отношения.  

В 1924 - 1928 гг. были заключены договоры о дружбе и  нейтралитете, а также различные  экономические соглашения с Турцией, Афганистаном, Ираном, Йеменом.  

Таким образом, СССР в течение 20-х годов сумел  в основном преодолеть дипломатическую  изоляцию, хотя и продолжал рассматриваться  международным сообществом как  “инородное тело”.  

Внешняя политика СССР в 30-х годах  

Постепенно Советское  правительство вернулось к старым дипломатическим традициям. К тайной дипломатии оно сочло необходимым  прибегнуть уже в 1938 г., на мирных переговорах  с Германией. Теперь Советы вполне уважали  и неприкосновенность дипломатов. В общем Запад склонялся к тому, чтобы вновь принять Россию в “семью цивилизованных народов”.  

В 1931 г. советско-китайские отношения стали постепенно улучшаться. Объяснялся такой поворот политики довольно просто: у обеих стран появился общий противник - Япония. В 1931 - 1937 гг. СССР оказывал Китаю значительную военную помощь.  

Между тем напряженность  между СССР и Японией быстро росла. Уже в июне 1937 г. произошло первое советско-японское вооруженное столкновение. Японцы заняли остров Большой на реке Амур. Видимо, командование в Токио хотело произвести “разведку боем” - проверить Красную армию на прочность. В СССР в это время шли массовые аресты среди военных, что, естественно, порождало сомнения в боеспособности Красной армии. Советский Союз выразил протест по поводу захвата острова, но больше ничего не предпринял. Все военные действия ограничились перестрелкой.  

В июле 1938 г. японцы вновь попытались “прощупать противника боем”. Возле озера Хасан части  Квантунской армии перешли советскую  границу и захватили сопки  Безымянную и Заозерную. Первая попытка  выбить оттуда японцев закончилась  для советских войск неудачей. Несмотря на это, 6 августа красноармейцы развернули наступление и после трехдневных боев разбили японские войска. 11 августа сражения прекратились.  

В мае 1939 г. начались самые крупные до Второй мировой  войны столкновения советских и  японских войск. На этот раз сражения вспыхнули на территории Монголии, возле реки Халхин-Гол. В начале июля части Квантунской армии перешли эту пограничную реку и попытались закрепиться на монгольском берегу. Однако Красная армия отбросила японские войска обратно за реку, нанеся им серьезные потери.  

20 августа Красная  армия развернула мощное наступление  на противника. К исходу месяца  японская группировка оказалась  окружена и разгромлена. 15 сентября  обе стороны заключили перемирие.  

Лидеры Коминтерна в 1920-х - начале 1930-х годов проводили прямую аналогию между развернувшимся кризисом и революционной ситуацией, сложившейся в Европе к концу первой мировой войны. Проводившаяся Коминтерном “война на уничтожение” с потенциальными союзниками на деле лишь расчищала дорогу к власти фашистам. Осознание этого пришло к лидерам Коммунистического Интернационала лишь в конце 1934 г. В 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна был взят курс на создание широких народных фронтов, призванных преградить дорогу фашизму, предотвратить новую мировую войну. Но было уже поздно. К этому времени присутствие на арене мировой политики милитаристических режимов Германии и Японии, стремившихся к переделу мира, а также противоречия между СССР и ведущими западными державами все более делали планету похожей на пороховую бочку, к которой подведен зажженный бикфордов шнур.  

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял решение о развертывании  борьбы за коллективную безопасность, т.е. за заключение коллективного пакта  о взаимной помощи широкого круга  европейских государств. В 1934 г. СССР вступает в Лигу наций. Ввиду международных противоречий и позиции Германии, стремившейся к пересмотру условий Версальского договора, создать систему европейской безопасности не удалось. Но после введения в Германии всеобщей воинской повинности усиливается тенденция к сближению Франции и СССР - “естественных” геополитических соперников Германии. В мае 1935 г. состоялось подписание советско - французского договора о взаимной помощи в случае нападения какого-либо европейского государства. В сентябре аналогичный договор был заключен Советским Союзом с Чехословакией. Начиная с октября 1936 г. СССР оказывал значительную помощь испанским республиканцам.  

В 1939 - 1940 гг. Советский  Союз шаг за шагом “возвращал”  себе территории, прежде принадлежавшие Российской империи: страны Прибалтики, Западную Украину . Одним из таких “осколков” империи, очевидно, являлось бывшее Великое княжество Финляндское. По советско-германскому договору о ненападении 1939 г. Финляндия была отнесена к “сфере интересов” Советского Союза.

В октябре 1939 г. Советское правительство предложило Финляндии произвести обмен территорий. СССР получил бы около 2700 км2 вблизи Ленинграда, а Финляндия - вдвое большую, но малоосвоенную площадь в Карелии. Однако такой обмен делал столицу Финляндии Хельсинки очень уязвимой для нападения, приближая к ней границу. Поэтому финское правительство отклонило советские предложения. Закончились переговоры на явно угрожающей ноте. Нарком иностранных дел СССР В. Молотов сказал: “Мы, гражданские люди, не достигли никакого прогресса. Теперь слово осталось за военными”.  

Информация о работе Внешняя политика СССР в 20-30 гг. ХХ в.