Внутренняя политика 1812-1825

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении. События этих лет неодинаково подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.

Содержимое работы - 1 файл

полный реферат.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА В 1815 — 1825 ГГ.

Когда бури военных  лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем  направлении. События этих лет неодинаково  подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное  политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое  великими событиями, в которых ему  пришлось принять такое деятельное участие.

Это возбуждение  долго не могло улечься и по возвращении русской армии из-за границы. Силу этого возбуждения  нам трудно теперь себе представить; оно сообщилось и правительственным  сферам, проникло в официальные правительственные  издания.   

Печатались  статьи о политической свободе, о  свободе печати; попечители учебных  округов на торжественных заседаниях управляемых ими заведений произносили  речи о политической свободе как  о последнем и прекраснейшем  даре Божьем. Частные журналы шли  еще дальше: они прямо печатали статьи под заглавием «О конституции», в которых старались доказать «доброту представительного учреждения».

Возбуждение сообщилось и, может быть, даже поддерживалось военными людьми, возвратившимися из заграничных походов. В офицерских кругах образовывались общества, в  которых читались речи о недостаточности  специального военно-технического образования  для военных людей, о необходимости  для них чтения, ученых упражнений общего образования.  

Совсем иначе  подействовали внешние события  на правительство, прежде всего на самого императора: оно вышло из тревог военных лет с чувством усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет, даже с некоторым  разочарованием в прежних своих  политических идеалах. Различные причины  вызвали эту перемену в настроении правительства; из них одной можно  признать оказавшиеся результаты исполненных  преобразований. 

Эти результаты не оправдали ожиданий, не внесли заметного  улучшения в государственную  жизнь, не устранили старых многочисленных злоупотреблений. Правительство пришло в уныние от этих неудач; притом и  внешняя политика начала оказывать  давление на ход внутренних дел.

Внешние события  поставили Россию в борьбу с последствиями  французской революции; русское  правительство как-то самым ходом  дел стало консерватором в  международных отношениях, охранителем  законности, следовательно, поборником восстановления старины. Такое направление  из международных отношений невольно переносилось на внутреннюю политику. Нельзя же было в самом деле одной  рукой поддерживать охранительные  начала на Западе, а другой продолжать преобразовательные предприятия дома.   

Аракчеев  и Александр 1. 

 Главным сотрудником Александра в течение  всей второй половины его царствования стал суровый и мрачный временщик, генерал А. А. Аракчеев, в руках  которого сосредоточивалось все  гражданское и военное управление, тогда как сам Александр все  более отходил от текущих дел  внутреннего управления, занимаясь  преимущественно делами международной  политики. 

Вопрос  об отмене крепостного  права.  Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Прочитав стихотворение А. С. Пушкина “Деревня”, царь велел благодарить поэта за добрые чувства, которые оно внушает.

Проект освобождения крестьян царь поручил составить  Аракчееву, оговорив при этом, что  в нем не должно быть никаких “стеснительных”и “насильственных”для помещиков  мер. В основе проекта лежало предложение  покупать в казну поступающие  в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получать земельный надел не менее 2 десятин (по существу это был нищенский надел). По проекту Аракчеева, освобождение крестьян могло растянуться на200 лет. Обсуждение проекта происходило в обстановке секретности. Министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно.

 

Тогда, в 1818 г., был создан специальный комитет для разработки нового плана. Деятельность этого комитета была настолько засекречена, что историки лишь через сто с лишним лет узнали о его существовании. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался. 

Правда В  период 1816—1819 гг. было произведено  освобождение крепостных крестьян в  Прибалтийском крае, но условия реформы  не соответствовали интересам крестьян, ибо вся земля оставалась в  собственности помещиков.

Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив  никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость  от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах. На таких же условиях были «освобождены» в 1817 г. крестьяне Кур-ляндской губернии, а в 1819 г.— крестьяне в Лифляндской губернии и на о. Эзеле.  
 

Вопрос  о конституции. В марте 1818 г., в речи на открытии польского сейма, император сообщил о намерении дать конституционное устройство всей России. Тогда же Александр поручил своему близкому другу Новосильцеву разработать проект российской конституции.

Работа над  проектом шла под непосредственным руководством князя П. А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над “Государственной уставной грамотой Российской империи”была закончена.

Как и по проекту  Сперанского, намечалось создание законосовещательного представительного органа. Однако он должен был быть не однопалатным, как  у Сперанского, а двухпалатным:

верхней палатой  становился Сенат. Сенаторы назначались  царем, а члены нижней палаты отчасти  тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместни-честв, в каждом из которых создавался свой представительный орган. 

Важное значение имело провозглашение в “Уставной грамоте”гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду и на основании закона. Провозглашалась свобода печати. В целом проект “Уставной грамоты”гораздо меньше ограничивал самодержавие, чем намечалось по проекту Сперанского. Но если бы “Уставная грамота”была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам.

В 1820— гг. произошел революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Эти события не на шутку испугали царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект “Уставной грамоты”был положен в дальний ящик стола и забыт.  
 

Военные поселения. 

Ещё Одно дело внутри государства живо интересовало Александра — это была организация  военных поселений, начальником  которых был назначен все тот  же Аракчеев. Главною целью военных поселений было уменьшение расходов казны на содержание армии.  

Система военных  поселений состояла в том, что  некоторые территории, населенные казенными  крестьянами, передавались из гражданского ведомства в военное; они освобождались  от обычных податей и повинностей  и зато должны были из состава населения  комплектовать и содержать определенные воинские части;  

От Чудова начиналась полоса военных поселений, основная часть которых развертывалась в Новгородской губернии. В селения  вводились воинские части, и все  жители переводились на военное положение. Одно село, не пожелавшее принять солдат, было блокировано, и голод заставил крестьян сдаться. Все крестьяне, от 18 до 45 лет, были одеты в военную форму. Им велели сбрить бороды. В районе военных поселений оказалось много старообрядцев. Некоторые из них, решительно отвергая “забрив-ку”, предпочли уйти в леса и там умереть с голода. 

В военных  поселениях сносились крестьянские избы и строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, семейные солдаты должны были составлять коренное население волости: у них по квартирам  распределялись холостые солдаты, которые  работали у хозяев как батраки  и взамен заработной платы получали от них полное содержание. Правительство  заботилось об улучшении материального  положения военных «поселян», давало им скот, инвентарь, ссуды и пособия, но вся жизнь их была скована строгими правилами военной дисциплины и находилась под непрестанным надзором начальства(даже женитьба), и потому население (как и общество) относилось с ненавистью к этой системе и считало ее худшим видом крепостного права.   

Военные поселения  при Александре 1 получили широкое  развитие: к 1820 г. корпус военных поселений  состоял из 90 батальонов пехоты в  Новгородской губернии и 36 батальонов пехоты и около 250 эскадронов кавалерии  в украинских поселениях.  

В военных  поселениях неоднократно происходили  восстания (крупнейшее—в 1831 г., в районе Старой Руссы).  
 

Александр I в последние годы царствования.

В области  культуры и просвещения последние  годы Александрова царствования характеризовались  попытками привлечения религии  на службу реакции и обскурантизма.

В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел  и народного просвещения (с князем А. Н. Голицыным во главе), которому было поручено заботиться о том, «дабы  христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения».

Сам князь  Голицын был человек религиозный, культурный и гуманный, но его помощники (как пресловутые Магницкий и  Рунич, попечители Казанского и Петербургского учебных округов)— ханжи, лицемеры и карьеристы — взялись насаждать  «христианское благочестие» путем злобных преследований всяких проявлений «безбожия» и «вольнодумства»; эта политика повела к разгрому свободной науки в университетах.   

Примерно  с 1820 г. Александром стала овладевать странная апатия. Он снова заговорил о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь. Все дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Подобострастный перед царем, он был груб со всеми, кого не боялся, кто не мог с ним посчитаться. Всеобщую ненависть к себе он сносил охотно и не без самодовольства. 

Доверившись Аракчееву, Александр погубил себя в общественном мнении. В петербургском  Гостином дворе купцы толковали  о том, что государь забросил дела, разъезжает по Европе, тратит большие  деньги, а когда дома, то забавляется  военными парадами.

Но не все  было так просто, как казалось обывателям. Александр жил сложной и непонятной для окружающих внутренней жизнью. Он был словно весь соткан из противоречий. В нем уживались склонность к  религиозному мистицизму и любовь к  шагистике, откровенная леность  к занятиям и всегда неутоленная  жажда путешествий, заставившая  его исколесить половину Европы и  половину России. Во время путешествий  по России он заходил и в крестьянские избы. “Сфинкс, не разгаданный до гроба” — так сказал о нем П. А. Вяземский. 

Казалось, правда, что в последние годы своей  жизни Александр пытался уйти в религию, забыться на парадах и  в поездках только для того, чтобы  отвлечься от'двух преследовавших его  мыслей. Одна из них была о том, что  в его царствовании уже ничего нельзя исправить и оно не оправдывает  убийства отца. Вторая —о зреющем.- против него самого заговоре.  

 

 

Тайные  организации.  Ещё В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная “Союзом спасения”. Инициаторами создания этого общества были шестеро молодых офицеров. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Позднее в “Союз”вступили офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин.

Главной целью  общества было введение конституции  и гражданских свобод. В уставе “Союза”говорилось, что если царствующий  император “не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его  наследнику, не ограничив его самодержавия”. Обсуждался в обществе и вопрос об отмене крепостного права. Вставал  вопрос о цареубийстве. 

За два  года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных и освободительных идей.

Информация о работе Внутренняя политика 1812-1825