Федерализм как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема федерализма является одной из важнейших в современном мире, ставшем на путь демократии, гуманизма и прав человека. Идея федерализма развивается в унисон с концепцией ограничения государственной власти и является его своеобразным выражением.
Теория федерализма, обогащаясь практическим опытом и воплощая теоретические новинки в жизнь, с течением времени находит свое активное развитие.
Концепция федерализма неразрывно связана с теорией государственного суверенитета, ибо суверенитет — это один из главных признаков государства, в том числе и федеративного.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по ГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

8)  главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным, а государства – субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере, в одной из его палат;

9)  суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов;

10) федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств – членов федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Американский федерализм

2.1 Эволюция  американского федерализма

Борьба тенденций  централизации и децентрализации  в условиях жесткого конституционного разграничения компетенции союза  и субъектов американской федерации - штатов - не ослабевала в истории США. Эта борьба на протяжении более чем двухвековой истории развития американского федерализма велась главным образом вокруг проблемы взаимоотношений, разграничения компетенции между федеральными органами и органами отдельных штатов. Те изменения, которые происходили в этой сфере, находили отражение главным образом в решениях Верховного суда, фиксировавшего их с учетом потребностей времени, политической целесообразности, расстановки социально-политических сил в стране.

Итогом гражданской войны 60-х гг. XIX в. стала доктрина «вечного союза», признания США в качестве единого государства, созданного по воле всего американского народа, исключающего право какого-либо штата на сецессию и на отказ признавать действия федерального конгресса в качестве конституционных.

После гражданской  войны на первый план вышла проблема создания единого экономического пространства (до 1877 г. штаты, несмотря на запрет, имели  даже собственные деньги). Спор между  федерацией и ее субъектами стал фокусироваться на интерпретации одного из положений Конституций (ст. 1, разд. 8) о праве федерального конгресса регулировать торговлю между штатами. Возникла доктрина «двухстороннего федерализма», которая исходила из того, что сферы деятельности национального правительства и штатов должны быть разграничены, но торговля между штатами должна регулироваться в соответствии с конституцией федеральным конгрессом и только внутри штатов - штатами. Широкое толкование этой доктрины дало возможность центру регулировать почти все вопросы, связанные с коммерческой деятельностью, так или иначе выходящие за рамки штата.

Тенденция централизации «по вертикали», перетекания полномочий от штатов к центру наиболее ярко проявилась в период «нового курса» Рузвельта, в условиях концентрации средств для выхода из кризиса, осуществления федеральных экономических и социальных программ, значительного усиления власти президента, роста числа многочисленных федеральных регулирующих ведомств.

Она сохранялась  и после 30-х гг., когда Верховный  суд не столько выяснял отношения федерации и штатов, сколько обосновывал политическую линию их сотрудничества во имя решения общих социально-экономических задач. Это позволило федеральным властям регулировать многие направления экономической деятельности в стране. В результате к 40-м гг. не только сельское хозяйство, но и промышленность оказались в ведении федеральных властей, что и было поддержано в решении Верховного суда 1942 г., утвердившего общее правило, что конгресс может принять закон, конституционность которого не может быть подвергнута сомнению, если он касается регулирования почти любого типа экономической деятельности, в любом районе страны.

Усиление контроля со стороны федерации над штатами  происходило и за счет роста их финансовой зависимости от центра. Если до XX в. федеральные субсидии штатам, местным органам были небольшими и малочисленными, то затем их масштабы стали резко увеличиваться. С 1960 г. федеральная помощь штатам удваивалась каждые пять лет.

В 1980 году она  достигла 28% расходов в штатах. Колоссальные средства шли на осуществление 400 федеральных программ, среди которых наиболее крупными являлись социальные программы помощи семьям с низким уровнем доходов, безработным, многодетным матерям и семьям с детьми-инвалидами, в строительстве дешевого жилья, помощи здравоохранению и пр. Затем на первый план стали выходить общефедеральные программы борьбы с преступностью, охраны окружающей среды и пр. То обстоятельство, что с 60-х гг. уже половина всех федеральных субсидий стала тратиться на вышеуказанные цели, было связано не только с кардинальным изменением приоритетов федеральной политики, но и с формированием нового порядка выдачи субсидий. Если до 60-х гг. они выдавались по запросам штатов и при их участии, то затем федеральное правительство стало в меньшей степени основываться на требованиях штатов и в большей на том, что оно считало сферой общенациональных интересов. Преследуя эти интересы, федеральное правительство могло даже через голову штатов направлять субсидии в распоряжение отдельных городов или районов. Возросший объем федеральной помощи, а также изменение порядка ее поступления приобрели для штатов 70-х гг. такое значение, что возникли опасения, что Вашингтон «прибирает к рукам» местное управление. Этому способствовали и утвердившиеся доктрины так называемых «подразумеваемых» или «имманентно присущих» федеральному конгрессу законодательных прав, дающие ему право вторгаться в законодательные полномочия штатов.

Политика чрезмерной централизации не могла не натолкнуться на препятствия со стороны штатов. Получила распространение практика резолюций местных легислатур о «вторжении федерации в сферу правовой компетенции штатов». Под влиянием роста антивоенных настроений (против войны во Вьетнаме) стали приниматься законы, расходящиеся с официальной политической линией Вашингтона. В штате Массачусетс, например, в 1970 г. был принят закон, который освобождал граждан штата от ответственности за уклонение от участия в войне на том основании, что решение о ее начале не было принято конгрессом. Под лозунгами «суверенитета штатов» выступали и реакционные региональные силы, противники федеральных социальных программ.

Непомерное  бремя дотаций заставляло и национальное правительство искать пути его облегчения. Менялись формы дотаций. Они шли в виде освобождения штатов от налогов, объединенных грантов, сумма которых зависела от размеров денежного участия в осуществлении федеральных программ самого штата или местных властей и пр. Но при этом федеральное правительство не переставало вводить все новые формальные ограничения для использования на местах дотационных средств.

Попытки Р. Никсона  в 1979 г. передать штатам в соответствии с политикой «нового федерализма» больше полномочий в вопросах создания, управления и финансирования программ не дали ожидаемых результатов. Решительное наступление на чрезмерную централизацию повела в 80-х гг. республиканская администрация во главе с Р. Рейганом, действующая под лозунгами «поисков жизнеспособного партнерства», «возвращение штатам функций, которые они могут осуществлять лучше».

Новый план Р. Рейгана  по совершенствованию межправительственных отношений был инкорпорирован в  общую стратегическую линию оздоровления экономики (Economic Recovery Plan) и предусматривал следующие цели:

а) уменьшение влияния  федеральных органов на местные  дела на основе усиления доверия к  местным властям;

б) замену целевых  федеральных субсидий «блоковыми», выделяемыми на ряд программ нескольким штатам;

в) поэтапную  передачу штатам ответственности за финансирование многих программ вместе с передачей им определенных финансовых средств, налоговых поступлений с соответствующим сокращением статей федерального бюджета, направленных на финансирование социальных программ.

В осуществлении политики «нового федерализма» Р. Рейган аннулировал ряд программ, таких, как Корпус по трудоустройству молодежи и созданию государственных рабочих мест, Комиссию по региональному развитию и др., оставив, однако гранты на городское развитие, на строительство муниципальных многоквартирных домов и пр. Федеральные суды способствовали в это время развитию унифицированных стандартов и требований, предъявляемых к штатам, желающим получить государственные субсидии.

Политика «нового федерализма» не изменила, однако, кардинально отношений центра и штатов. И в настоящее время федеральное правительство является основным действующим лицом в осуществлении социальных программ. Более того, оно в силу изменившихся условий приобрело ряд направлений деятельности, ранее ему не свойственных, например борьба с преступностью (которая все больше носит не только межрегиональный, но и международный характер), развитие общеобразовательной системы образования (о чем свидетельствует, в частности, создание в 1979 г. Федерального министерства образования) и пр. Но эта политика способствовала достижению большего взаимопонимания, большего участия местных органов в решении общенациональных социальных задач, в осуществлении социальных программ.

Американский  федерализм, пройдя через все трудности и катаклизмы в поисках эффективного взаимодействия, путей легитимного снятия естественно возникающего напряжения между властными органами всех уровней, ныне предстает в форме «кооперативного федерализма», исходящего из прагматических принципов «полезности и выгоды» для страны, исключающего непримиримое «перетягивание каната» в борьбе за власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современное федеративное устройство США и основные проблемы

Субъектам федерации  США являются 50 штатов. Территория США  включает также острова Пуэрто-Рико и Гуам. Острова Микронезии являются «ассоциированными» государствами с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся государством», этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (не субъекты федерации) не имеют представительства в Сенате, а в Палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Их жители не платят федеральных налогов.

В прямом управлении США находятся острова Восточное  Самоа и Виргинские острова, имеющие  статус территорий США. Там существует назначаемая администрация.

Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. Его жители избирают трех выборщиков для участия в выборах Президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат Конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.

Штаты - это государственные  образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса штаты не могут: облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска (разд. 10 ст. I).

Структура органов  штатов сходна со структурой федеральных  органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: Палата представителей и Сенат. Срок из полномочий в разных штатах колеблется от 2 до 4 лет.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми  выборами на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, которые обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). В отличие от Президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами.

Конгресс может  принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в  рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных  собраний штатов (разд. 3 ст. IV).

Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов.

Соединенные Штаты  гарантируют каждому штату в  настоящем Союзе республиканскую  форму правления и охрану каждого  из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий (разд. 4 ст. IV).

Американский  федерализм никогда не был просто набором застывших правил, зафиксированных  в американской Конституции. Американский федерализм - это динамичный многомерный процесс, в котором можно выделить не только конституционные аспекты, но также экономические, административные и политические. Это особенно относится к современному периоду. Можно сформулировать шесть основных вопросов, которые стоят перед Америкой в настоящее время:

1.  Нефинансируемые мандаты. Поскольку средств федерального бюджета не хватало даже для решения федеральных задач, Конгресс, пользуясь предоставленным ему Конституцией правом «регулировать торговлю между штатами», принял ряд обязательных для штатов нормативных актов. Они получили название «нефинансируемых мандатов», поскольку требовали от штатов определенных действий без финансового обеспечения из федерального бюджета. Многие из этих нормативных актов были связаны с охраной окружающей среды, исторических памятников, защиты прав личности. Все они требовали для своего осуществления значительных расходов на уровне штатов. Штаты подняли бунт против этих федеральных установлений. В ответ Конгресс принял Закон о нефинансируемых мандатах 1995 г., который (в определенных пределах) запрещает федеральному правительству устанавливать новые требования штатам и органам местного управления без соответствующего финансового обеспечения. Будущее покажет, сможет ли этот закон эффективно ограничить деятельность федерального правительства, в особенности учитывая склонность Верховного Суда США к расширительному толкованию вопросов о полномочиях Конгресса.

Информация о работе Федерализм как форма государственного устройства