Федерализм как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема федерализма является одной из важнейших в современном мире, ставшем на путь демократии, гуманизма и прав человека. Идея федерализма развивается в унисон с концепцией ограничения государственной власти и является его своеобразным выражением.
Теория федерализма, обогащаясь практическим опытом и воплощая теоретические новинки в жизнь, с течением времени находит свое активное развитие.
Концепция федерализма неразрывно связана с теорией государственного суверенитета, ибо суверенитет — это один из главных признаков государства, в том числе и федеративного.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по ГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

2. Конституционные  вопросы. Начиная с 1937 г. Верховный  Суд США определял полномочия  Конгресса по расходованию федерального бюджета на общественные цели и по регулированию торговли между штатами настолько широко, что в результате федеральное правительство получает право регулировать любые виды экономической, общественной и даже культурной деятельности. Федеральные законы принимаются по таким традиционно находившимся в ведении местной администрации вопросам, как борьба с преступностью, противопожарная безопасность, землепользование, образование и даже вопросы заключения и расторжения брака. В решении, принятом в 1995 г., Верховный Суд неожиданно определил, что федеральное правительство превысило свои конституционные полномочия, приняв закон, запрещающий людям носить огнестрельное оружие вблизи государственных школ. По мнению Суда федеральное правительство не смогло доказать наличие связи между ношением оружия вблизи школьных зданий и полномочиями Конгресса по регулированию торговли между штатами. Впервые за 60 лет Верховный Суд подверг серьезному сомнению практику осуществления Конгрессом своих полномочий в области регулирования торговли. Сейчас еще трудно сказать, будет ли решение суда по делу «Лопеса» просто исключением из общей тенденции к неконтролируемому расширению конституционных полномочий федерального правительства, или явится началом новой юриспруденции, направленной на ограничение таких полномочий.

3. Общественное  финансирование. Если ответственность  за принятие и осуществление  политических решений все больше  переходит к администрациям штатов  и местным органам власти, нетрудно  видеть, что это приведет к несоответствию между обязательствами и финансовыми возможностями. В конце 60-х - начале 70-х гг. муниципальные власти получали значительные федеральные субсидии на выполнение социальных программ, предусмотренных политикой «Великого общества». С тех пор финансирование из федерального бюджета снизилось, а в ряде случае и полностью прекратилось, однако население по-прежнему требует осуществления этих программ. Такие традиционные области, как образование (в системе общественных школ), сбор мусора, борьба с преступностью и противопожарная безопасность, эксплуатация и ремонт дорог по-прежнему в основном находятся в ведении муниципалитетов и других органов местного управления. Кроме того, они должны проводить мероприятия в области экологии, обеспечения равных прав представителей разных рас и полов, образования для умственно отсталых и планирования землепользования, на которые ни федеральное правительство, ни правительства штатов, как правило, не выделяют средств. Спрос на различные услуги на местном уровне повсеместно увеличивается, в то время как средств на их предоставление становится все меньше. Перед лицом этой дилеммы органы местного самоуправления вынуждены проявлять больше инициативы с тем, чтобы обеспечить работу указанных служб.

4.  Реформа государственного управления. Перед лицом растущих требований при сокращающихся финансовых ресурсах местные органы власти вынуждены были пересмотреть систему предоставления и финансирования услуг. Этот пересмотр охватывает целый ряд областей. Городские власти в порядке эксперимента пошли на децентрализацию управления, выходят на рынок и конкурируют с частными предприятиями, рассматривая клиентов в качестве потребителей и пытаясь добиться того, чтобы государственные организации отчитывались перед ними. Интересно, что приватизация осуществляется в различных формах, начиная с заключения контрактов с частными фирмами на организацию школьного питания и кончая приватизацией системы сбора мусора и даже тюрем. Кроме того, муниципальным властям приходится меньше полагаться на помощь из федерального бюджета и местных налогов на собственность и устанавливать плату за предоставляемые ими услуги. Творческий подход к финансированию и обеспечению работы служб приводит к значительной экономии средств без ухудшения качества услуг. Процесс этот, однако, лишь только начался и еще рано говорить о результатах этой работы по реорганизации местного самоуправления.

5.  Международная торговля. У американского федерализма появилось новое, международное измерение. Такие соглашения, как ГАТТ и НАФТА, наверняка окажут глубокое влияние на федерализм. Большинство наблюдателей считают, что полномочия правительств штатов будут продолжать сокращаться в связи с тем, что политика правительств штатов по таким вопросам, как экономическое развитие, охрана окружающей среды и лицензирование, должны будут соответствовать условиям этих международных соглашений, а также ограничительным положениям Конституции США. Они, безусловно, правы, но в известном смысле эти международные соглашения могут привести и к расширению полномочий штатов. Так, например, в соответствии с договором НАФТА американским штатам предоставляется, по меньшей мере, право совещательного голоса по вопросам соблюдения этого соглашения. Интересно будет посмотреть, как повлияет вновь возникающая «федерация федераций» на штаты Америки, Канады и Мексики.

6. Штаты как  исследовательские лаборатории.  Много лет назад член Верховного  Суда США Луис Брандейс писал,  что штаты - это своего рода «социальные лаборатории», в которых могут обкатываться различные варианты решений социальных и экономических проблем, не подвергая при этом риску всю страну. Этот взгляд на федерализм сейчас более актуален, чем когда-либо. Для того чтобы найти новые и эффективные решения таких проблем, как преступность, образование, социальное обеспечение и деградация городов, необходимо, чтобы правительства штатов работали рука об руку с представителями местных администраций. Будущее американского федерализма зависит от того, насколько успешно штаты будут решать эти проблемы и использовать открывающиеся перед ними возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Конгресс  США в структуре федеративных  отношений

Со времени  принятия Конституции США 1787 г. в  структурно-функциональных характеристиках  американской федерации многое изменилось. Первоначально в состав США входили 13 штатов. В настоящее время число их возросло до 50. Изменился и реальный механизм федеративных отношений. Сейчас он имеет мало общего с той моделью, которая мыслилась авторам Конституции США два века назад.

В основе конституционной  модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально, если следовать логике Конституции, федеральные органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и конгресса США — институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между ними обрывается. Каждый из уровней власти, в пределах предоставленных Конституцией прав суверенен. Таким мыслился федерализм «Отцам-основателям». Но реальный механизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию и штаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое.

Формально предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной  линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции  конгресса. В их число авторы Конституции  ввели:

- регулирование междуштатной и внешней торговли;

- чеканку монеты и определение ее стоимости;

- установление мер и весов;

- учреждение федеральных органов власти;

- набор и содержание армии и военно-морского флота;

- ведение международных дел;

- организацию почтовых служб;

- регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства;

управление  территориальными владениями США.

Этот перечень дополнен принципом «подразумеваемых» полномочий. Установленный последним пунктом 8-го раздела 1 статьи он наделяет конгресс «правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов».

В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла едва ли не решающую роль в расширении прав конгресса. Свободное ее толкование Верховным судом США утвердило за ним исключительные права в области финансов и авторского права, позволило создать целостный свод уголовного законодательства, карающего за нарушения федерального права.

Но наиболее широкому толкованию подверглась норма  о регулировании междуштатной торговли. Еще в 1824 г. в своем решении  Верховный суд США подчеркнул: «Торговля — это нечто большее, чем просто торговля. Это — движение товаров и отношения». Позднее, в 1851 г. понятию междуштатной торговли было дано фактически всеобъемлющее значение. Оно, по мнению Верховного суда, должно было охватывать все вопросы, требующие единого правового регулирования. В настоящее время формула Конституции о регулировании междуштатной торговли лежит в основе массивного свода законодательства, охватывающего вопросы торгового и трудового права, охраны природы.

Принцип «подразумеваемых» полномочий позволил утвердить верховенство федерации и федерального законодательства во многих областях социально-экономической и политической жизни. Но пределы его применения не безграничны. В конечном счете, он должен опираться на «букву» Конституции, иметь хотя бы отдаленное отношение к тем полномочиям, которые перечислены в самом тексте Основного закона. А тот пробел, который возникает в обосновании власти конгресса, восполняется доктриной «присущих» ему полномочий. Они, как утверждает Верховный суд США, неотделимы от самого понятия государственного суверенитета.

Конституция США  не ограничивается установлением сферы  исключительного ведения конгресса. Во-первых, устанавливается сфера «совпадающих» прав федерации и штатов. К их числу относятся законотворчество и правоприменение в области гражданских прав, налогообложения, регламентации деятельности корпораций, обеспечения «всеобщего благосостояния». Указанные вопросы отнесены к ведению и союза, и штатов. Но паритетного их участия в этих вопросах нет, так как в соответствии с доктриной «преимущественных прав» конгресса действующим признается федеральное законодательство, а не вступившее в противоречие с ним законодательство штатов.

Далее, конституционный  механизм разграничения предметов  ведения дополняется перечнем тех  вопросов, которые не подлежат регламентации со стороны федерации и штатов. И федерации, и штатам запрещается облагать налогом экспорт, жаловать дворянские титулы, допускать рабовладение, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерации запрещается вводить прямые налоги безотносительно к численности населения штатов, устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

Штаты, в свою очередь, не вправе заключать международные  договоры и соглашения с другими штатами без согласия конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также федеральную Конституцию, законы и договоры, принятые или заключенные на ее основе.

В самом тексте Конституции сфера компетенции штатов не закрепляется. За органами власти штатов сохраняется «остаточная» компетенция, т.е. те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных ограничений и запрещений (X поправка к Конституции).

Формально в  вопросы ведения штатов вмешиваться  конгресс не вправе. В действительности же дело обстоит не совсем так. На территории штатов могут вводиться войска в  случае внутренних беспорядков и  необходимости защиты федерального законодательства от самих штатов. В федеральных судах может быть возбуждено уголовное преследование должностных лиц штатов, виновных в нарушении федерального права. Но наиболее мощной остается «власть кошелька».

Согласно Конституции, «конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни был источник их поступлений» (XVI поправка). Используя это право, конгресс в 1986 г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого ряда бюджетных источников. Так, например, в 1987 г. налоговые поступления штатов с торгового оборота составили только 5,2 млрд долл., что было почти в 2 раза меньше той суммы (10,2 млрд долл.), которая была получена ими 1985 г. Увеличилась зависимость штатов от программ оказания помощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерации сопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять на политику в штатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эффективное функционирование входящих в систему евро-атлантической  цивилизации государств, а в эпоху глобализации – также и их многостороннего общения – во многом обусловлено наличием общей для многих из них политической самоорганизации общества – федерализма.

Идея федерализации  в настоящее время имеет тенденцию  к широкому развитию во многих странах и обществах, поскольку федерализм признается основой правового государства и является оптимальной формой построения государства и внутригосударственных отношений. Особенно это относится к государствам, обладающим большой территорией, региональными особенностями, многонациональным составом населения.

Пристальное внимание к себе привлекает американский федерализм, отличительной особенностью которого является многовековая история становления.

Федеративная  система современных Соединенных Штатов Америки чрезвычайно сложна, многообразна, запутана и противоречива. Она состоит из огромного числа органов, политических и правовых учреждении и институтов, которые создавались как в рамках официального конституционализма, так и помимо него и вопреки ему. Структурно она подразделяется на три звена — федеральный, штатный и муниципальный, которые связаны динамическими, сбалансированными вертикальными отношениями взаимозависимости. Кроме того, в границах каждого из звеньев существуют более или менее определенные разграничения функциональной и предметной компетенции составляющих его подразделений, придающие известную устойчивость их горизонтальным отношениям. В совокупности своей все структурные подразделения политической системы — от президента и Конгресса до совета школьного округа и шерифа — должны выражать волю народа и служить его интересам.

В настоящее  время, США, как и многие другие зарубежные государства, испытывает потребность  в решении следующих проблем, к которым следует отнести:

Информация о работе Федерализм как форма государственного устройства