Неприкосновенность частной жизни в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является комплексное изучение института неприкосновенности частной жизни, а также системы обеспечения неприкосновенности информации о частной жизни в нормах уголовного закона и других отраслях права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Раздел 1. Общая характеристика конституционного права на неприкосновенность частной жизни……………………………………..…..5

1.1 Историко-правовой аспект развития института неприкосновенности частной жизни в казахстанском праве……………………………………….5

1.2 Понятие и содержание конституционного права на неприкосновенность частной жизни………………………………………………………………….7

1.3 Гражданско-правовое регулирование вопросов частной жизни в Казахстане …………………………………………………………………….11

Раздел 2. Уголовно-правовая характеристика преступного нарушения неприкосновенности информации о частной жизни………………………13

2.1 Нарушение неприкосновенности информации о частной жизни…….13

2.2 Способы преступного нарушения неприкосновенности информации о частной жизни…………………………………………………………………17

Раздел 3. Актуальные проблемы обеспечения конституционного права на неприкосновенность частной жизни………..………………………………21

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………………………..26

Содержимое работы - 1 файл

Научная работа РК.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

     Исходя  из данных положений,  видно, что объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, которая включает в себя:

  • запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
  • право контролировать информацию о себе;
  • право на защиту чести и доброго имени;
  • право на защиту персональных данных;
  • право на тайну связи
  • право на неприкосновенность жилища

     Кроме этого, можно также выделить врачебную тайну, тайну усыновления, тайну исповеди и другие виды профессиональной тайны и право на тайну голосования, что выступает как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть как часть его личной свободы.

     К основным субъектам права на неприкосновенность частной жизни можно отнести:

    • физические лица, независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;
    • правопреемники - физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя..

     Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека, которое является одним из его основных конституционных личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом.

1.3 Гражданско-правовое регулирование вопросов частной жизни в Казахстане

     Многие  казахстанские юристы, сделав обзор  законодательства Казахстана по вопросу  защиты частной жизни, пришли к выводу, что в законодательстве Республики Казахстан не достаточно четко прописаны и согласованы статьи, определяющие содержание тайн, относящихся к сфере частной жизни.

     Так, сами понятия личной, семейной тайны и частной жизни даны обобщенно и расплывчато. Законодатель в вопросе определения этих понятий просто перечислил то, что приблизительно входит в эти тайны. Предлагаем вашему вниманию, представленный этими юристами  ряд норм, касающихся в целом защиты права на частную жизнь в РК7.  

     КоАП  РК содержит статью 18 «Неприкосновенность частной жизни», которая звучит следующим образом: 
«Частная жизнь, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе производства по делу об административном правонарушении допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом».

     Ст. 144 ГК РК расшифровывает только понятие «Право на охрану тайны личной жизни», а именно «Гражданин имеет право на охрану тайны личной жизни, в том числе тайны переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов». Из содержания данной статьи вытекает, что под «тайной личной жизни» законодатель подразумевал тайну частной жизни, а тайна личных вкладов и сбережений включена в понятие «тайна банковских вкладов».  
Однако такой подход (когда определение юридического понятия осуществляется путем перечисления того, что в него входит) кажется нам не совсем эффективным, так как невозможно перечислить в законе все возможные аспекты частной жизни человека, и в конечном итоге это будет способствовать лишь загромождению данного понятия и повышению риска пробела.

     Таким образом, позиция по вопросу того, что будет отнесено в том или  ином случае к тайнам личной жизни, неоднозначна и приведенные комментарии также идут по пути перечисления того, что может относиться к сведениям частного характера. Однако в комментариях указывается один немаловажный критерий, который должен учитываться при определении таких видов тайн – лицо пожелало сохранить эти сведения в секрете. Из этого вытекает, что лицо приняло меры для защиты тайны личной жизни и, вопреки этим мерам, тайна была раскрыта. 
 
 
 

Раздел 2. Уголовно-правовая характеристика преступного нарушения неприкосновенности информации о частной жизни

     2.1 Нарушение неприкосновенности информации о частной жизни

     Ответственность за нарушение неприкосновенности информации о частной жизни, то есть собирании  или распространении сведений, составляющих тайну личной жизни, без законных на то оснований предусмотрена законом.8

     Так, согласно п. 1 ст. 142 УК РК: «Незаконное  собирание или распространение  сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, если эти  деяния причинили вред правам и законным интересам потерпевшего».

     Предусмотренным данной статьей непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением конституционного права на неприкосновенность частной  жизни, личную или семейную тайну.  Факультативным объектом данного преступления могут выступать общественные отношения, связанные с обеспечением тех прав и законных интересов, которым причиняется вред. Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, независимо от того, порочат его эти сведения или нет. Данные сведения могут содержаться в дневниках потерпевшего, письмах, адресованных ему или членами семьи, печатных изданиях прошлых лет и т.д.

     Естественно, преступления выполняются незаконными  действиями, что означает, что виновный, не будучи уполномоченным законом или подзаконными актами, без согласия потерпевшего собирает или распространяет сведения о его частной жизни, которые являются личной или семейной тайной потерпевшего.

     Однако, что подразумевает под собой собирание сведений? Данное понятие означает, что виновный тайно или открыто, знакомится с документами, письмами и другими источниками информации в доме потерпевшего, у его родственников, знакомых. Также следует отметить, что собиранием следует считать и ознакомление с документами, характеризующими потерпевшего в отделе кадров по месту его работы, службы, с содержанием карточки дисциплинарного учета, истории болезни. Кроме того, к сбору сведений можно отнести и получение от родных, близких, соседей, сослуживцев.

     Распространение информации может происходить различными способами: устными, письменными, переданными  по телефону и иным каналом связи. В диспозиции ст.142 УК РК также выделены следующие способы:

    • распространение сведений в публичном (т.е. в присутствии значительного числа слушателей) выступлении;
    • публично демонстрируемом произведении - кинофильме, видеофильме, листовке, плакате, помещенном в месте с течения значительного числа граждан;
    • в средствах массовой информации - телевидение, газетах, журналах, радио.

     Распространение или сбор информации о частной  жизни следует отнести к формальным составам преступления и считать  преступление оконченным с момента  выполнения самих действий.

     В отношении информации, представляющей общественный интерес, казахстанское законодательство  устанавливает также принцип открытости, в котором формулируется понятие общественного интереса, как объективной существенной значимости тех или иных действий, ценностей материального и нематериального характера для нормальной жизни общества, функционирования государства.9 При этом разглашаемые сведения о частной жизни общественного деятеля должны иметь непосредственное отношение к осуществляемой этим лицом государственной или иной общественной деятельности. Также, в качестве универсального правила предлагается законодательно закрепить положение о том, что чем значительнее общественный деятель и информация о нем, тем более сильно вмешательство в его частную жизнь.

     Дополнительным основанием ограничения конституционного права на неприкосновенность информации о частной жизни, которое предусмотрено уголовным законодательством, является наличие в действиях лица крайней необходимости. Любое лицо в стране, где действуют положения о тайном прослушивании телефонов, могут требовать признания себя жертвой без какой-либо обязанности давать доказательства.

     Кроме того, вопреки утверждению о том, что человеку с чистой совестью нечего бояться прослушивания телефонных разговоров, такого рода вторжение в частную жизнь крайне неприятно не только для того, кто преступил закон или собирается это сделать. Осознавать незащищенность личной жизни крайне неприятно даже в том случае, если известно наверняка, что самым большим уловом подключившегося будет информация о том или ином субъекте, которым делятся на протяжении получаса со своим собеседником.

     Перед нами встает вопрос: насколько защищен  каждый из нас от несанкционированного вторжения в частную жизнь  посредством прослушивания телефонных переговоров?

     По  твердому убеждению специалистов, гораздо  большую опасность для гражданина в этом плане представляют сегодня вовсе не сотрудники государственных правоохранительных структур и спецслужб, а люди, не имеющие к ним никакого отношения. К примеру,  во Франции за год было только зарегистрировано более 100 тысяч случаев съема информации частными лицами. Причем вряд ли кто-то имеет более-менее четкое представление о том, каково на самом деле количество таких правонарушений.

     В нашей республике прослушивание телефонных разговоров не составляет злоумышленнику большого труда. Также не стоит упоминать о таких мелочах, когда дозванивающийся человек по междугородней связи, ожидая, пока освободиться его линия, нередко волей-неволей получает возможность прослушивать чьи-либо разговоры. Или, к примеру, когда телефонная станция устраивает разговор в режиме «конференции» вопреки желанию всех ее невольных участников, тогда в чью-либо беседу вклиниваются еще одна пара. В результате разговор продолжают все четверо, перекрикивая друг друга и требуя «оппонентов» положить трубку. Однако, как правило, в данном случае, более сильная пара уступает более наглой. В таких ситуациях гражданин оказывается совершенно беззащитным и бесправным. Если же говорить о прослушивании со стороны правоохранительных органов, спецслужб, то здесь существуют определенные юридические средства, призванные обеспечить защиту интересов человека даже в том случае, если его право на неприкосновенность частной жизни ограничивается в связи с выдачей соответствующей санкции.

      Предлагаем  рассмотреть такой вопрос, когда органы оперативно розыскной деятельности вторгаются в частную жизнь посредством прослушивания телефонных переговоров. Как правило, это следственное действие должно производиться по постановлению следователя и должно быть санкционировано прокурором. Однако, в тех случаях, которые не терпят отлагательств, по постановлению следователя, данное действие производится без санкции прокурора, но с последующим направлением ему в течение двадцати четырех часов сообщения о прослушивании, записи переговоров.10 Прокурор в свою очередь проверяет законность данного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если предпринято решение о незаконности произведенного прослушивания, записи переговоров, данное действие не может быть допущено в качестве доказательства. Отсюда следует вывод, что если  прокурор не признал это прослушивание законным, право гражданина на неприкосновенность будет нарушено без законных на то оснований, а тайна гражданина останется открытой. 

     Несмотря  на то, что любое должностное лицо без лишних раздумий даст торжественную  клятву, что информация, полученная путем прослушивания, но не имеющая  отношения к преступной деятельности, никогда не будет использоваться против объекта разработки, на самом деле никто не сможет гарантировать, что вся «не относящаяся к делу», но компрометирующая вас информация никогда не будет использована против.

     2.2 Способы преступного  нарушения неприкосновенности  информации о частной жизни

     Объективная сторона преступления, предусмотренного нашим законодательством11, характеризуется совершением одного из следующих действий:

     Незаконное  собирание сведений о частной  жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без согласия лица, которого они касаются.

     • Незаконное распространение таких  сведений без согласия лица, которого они касаются.

     • Незаконное распространение их в  публичном выступлении, публично демонстрирующемся  произведении или средствах массовой информации.

     Следует отметить, что законодатель не упоминает об отсутствии согласия лица, права и законные интересы которого затрагивает подобный способ распространения, а также о незаконности такого действия, однако, как представляется, термин «незаконное» следует распространять на все формы деяния, указанные в ст. 142 УК, иначе неясно на каких основаниях лицо в данном случае должно привлекаться к уголовной ответственности.

Информация о работе Неприкосновенность частной жизни в РК