Роль международных судов в области защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…»[1]. Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина
1.2 Принципы международной защиты прав и свобод человека и гражданина, их правовое содержание
2. Роль Европейского суда по правам человека и Международного суда ООН по правам человека в обеспечении защиты прав и свобод личности
2.1 Европейский суд по правам человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
2.2 Международный Суд ООН по правам человека как правозащитный институт в системе средств защиты прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (1).doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

Так, например, А. П. Мовчан писал, что «международная защита прав человека» перекочевала в научную литературу и прессу из разговорной речи как лаконичный синоним деятельности ООН и государств в сфере соблюдения прав человека. То есть под краткой формулой «международная защита прав человека», – считал он, – стали понимать «международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...» (п. с ст. 55 Устава ООН)[27].

По сути такое же, только более широкое, определение дают авторы одного из учебников. «Международная защита прав человека, – пишут они, – есть совокупность межгосударственных согласованных мер, направленных на установление всеобщего минимума элементарных демократических прав и свобод, на запрещение незаконных посягательств на права и свободы, в том числе дискриминационной политики и действий, признаваемых преступными с точки зрения современного международного права, В сферу международной защиты основных прав человека входит разработка межгосударственных соглашений и иных документом о правах человека, а также содействие их осуществлению[28]».

В международной защите прав А.П. Мовчан выделяет три основных элемента. Это: а) создание рекомендаций, адресованных всем государствам по поводу того, какие именно права человека и основные свободы для всех должны подлежать универсальному уважению и соблюдению; б) разработку международных договоров о правах человека (пактов, конвенций и т.п.), которые налагают юридические обязательства на государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективной защитой в соответствии со своим законодательством права и свободы личности, которые перечислены в таких международных соглашениях; в) создание специального международного механизма по проверке выполнения государствами своих международных обязательств по правам человека[29].

В.А. Карташкин в международно-правовую защиту человека справедливо включает такие составляющие, как цель, принципы, международные соглашения, содержащие нормы и принципы, касающиеся основных прав человека, социальные, экономические, политические, гражданские и культурные права человека, а также контрольный механизм ООН[30].

Ю.А. Решетов в международно-правовой защите, в свою очередь, отмечает такие элементы, как обязательства государств по соблюдению прав человека; ответственность государств за массовое нарушение прав человека; средства правовой защиты. В.М. Чхиквадзе вычленял в качестве таковых: механизм защиты прав каждого человека; стандарты в защиту прав человека; трансформацию межгосударственных соглашений в национальное законодательство; правосубъектность индивидов; механизм обеспечения прав человека на международном уровне. Особо выделяют ученые в системе международной правовой защиты человека такой ее элемент, как имплементация (практическое осуществление)[31].

Синтезируя вышеперечисленные точки зрения, можно утверждать, что система международно-правовой защиты человека включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы: 1) цель; 2) принципы; 3) международно-правовые договоры, регулирующие международно-правовую защиту человека; 4) международные стандарты основных прав человека; 5) имплементацию международно-правовой защиты человека.

Принципы международно-правовой защиты человека наукой разработаны еще не до конца. При их определении автор исходил из существа принципов международного права вообще и понимает под ними общепринятые международным сообществом нормы, обладающие высшей императивной юридической силой и имеющие наибольшее значение для установления, охраны и защиты прав человека. Это значит, что с их помощью закрепляются основы современной системы международно-правовой защиты прав человека и что они способствуют нормальному функционированию и развитию этой системы. Будучи ядром названной системы, принципы существуют только как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы.

Принципы и их содержание формулируются и развиваются преимущественно не в международно-правовых договорах, а в международных политических актах. Поэтому они являются не только правовыми, но и политическими. Особая роль в их провозглашении принадлежит резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, документам, принимаемым в рамках СБСЕ.

Анализ принципов показывает, что все они тесно переплетены и активно взаимодействуют. Взаимодействие характеризуется взаимозависимостью и условной иерархией. Одни принципы являются гранями другие, еще более общих. Только в единстве они могут функционировать эффективно. В противном случае преувеличение одного из них повлечет hi собой противопоставление другим.

Однако достичь единства в определении арсенала международно-признанных принципов защиты основных прав человека пока не удалось. К примеру, А.П. Мовчан к принципам, на которых должно строиться сотрудничество государств в защиту прав человека, относит: суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы, добросовестное выполнение обязательств, невмешательство во внутренние дела других государств. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но не потому, что это принципы собственно международно-правовой защиты человека, а потому, что это принципы международного права – явления более широкого, чем международно-правовая защита, и, следовательно, распространяют свою юридическую силу и на международно-правовую защиту, как и на все прочие международные правоотношения. Поэтому сводить принципы международного права и сотрудничества государств к принципам международно-правовой защиты основных прав было бы с любой стороны упрощением проблемы[32].

Ведь международно-правовая защита человека имеет и собственно свои принципы. В их числе ученые называют принципы: самоопределения народов и наций, равноправия всех людей и запрещения дискриминации, равенства прав мужчин и женщин, уважения прав человека и основных свобод, ответственности за нарушения прав человека.

Представляется, такой набор принципов международно-правовой защиты является далеко не исчерпывающим. Анализ универсальных международных документов позволяет выделить еще несколько общепризнанных принципов. Среди них принципы не отчуждаемости основных прав и свобод человека, не нарушаемости прав, презумпции невиновности, эффективного восстановления в правах и доступности средств правовой защиты. Все вышеназванные принципы, за исключением принципа уважения прав человека и основных свобод должны быть признаны принципами именно международной защиты основных прав человека. А принцип уважения прав человека и его свобод является всеобщим принципом международного права и поглощает все приведенные выше.

На основе принципов международно-правовой защиты прав человека российским законодательством разрабатываются все конкретные нормы в области обеспечения прав человека. В то же время принципы являются и критерием конституционности всех норм, регулирующих эти права. В них заложены также правила поведения, от которых государство не вправе отступить и которые служат эталоном правомерного поведения участников международных соглашений относительно прав человека. Именно в этом заключается непреходящее значение принципов международной защиты основных прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль Европейского суда по правам человека и Международного суда ООН по правам человека в обеспечении защиты прав и свобод личности

2.1 Европейский суд по правам человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 

 

На рубеже второй половины XX в. Большинство государств демократической ориентации, исходя из горького опыта тоталитарных режимов, на только осознали необходимость международно-правовой защиты прав человека, но и предприняли в этом направлении важные практические шаги. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека ООН[33], а в 1950 году - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[34].

Конвенция отразила идею «единения Европы», ради чего и был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения.

Участник подготовки Конвенции лорд Лейтон писал: «Наша Конвенция будет иметь реальное значение только в том случае, если мы переведем ее в режим действия, и чтобы сделать это быстро и эффективно, следует наделить ее четкими юридическими санкциями». Такие санкции должен был налагать Страсбургский суд и Европейская комиссия, созданные в соответствии Конвенцией и ее протоколами.

Созданию специализированного механизма реализации Европейской конвенции предшествовала довольно острая дискуссия, развернувшаяся как на доктринальном, так и на политическом уровне. Тем не менее, не смотря не первоначальное сопротивление со стороны некоторых стран и национальных судебных органов, в конечном итоге удалось найти приемлемое и, как показала практика, почти оптимальное решение.

Однако государствам-участникам была предоставлена свобода признать или нет за своими гражданами или их объединениями право на обращение в Суд с жалобой на действия своих властей. По понятным причинам они не спешили. Из государств, принимавших в 1950г. Конвенцию, Нидерланды признали за своими гражданами такое право в 1960 году, т.е. через 10 лет после принятия Конвенции, Великобритания - в 1966 году, через 16 лет, Италия в 1973г., через 23 года, а рекорд побила Франция, признав это право через 30 с лишним лет - в 1981 году. В ст. 25 Конвенции не случайно было оговорено, что, сделав заявление о согласии на индивидуальную жалобу, государство обязуется никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Период становления Суда занял почти два десятилетия. И причин тому было несколько.

Во-первых, тем, что ратификация Конвенции государством - участником не означала автоматического признания юрисдикции Суда.

Во-вторых, Суд по своему тогдашнему статусу не мог сам получать жалобы от заявителей. Поэтому с момента создания (21 января 1959г.) и до середины 70-х гг. Суд действовал весьма не активно. С середины 70-х гг. до рубежа 90-х число рассмотренных дел подошло к 200 и соответственно увеличивалось и количество решений суда.

В качестве государств-ответчиков за это время выступали: Великобритания - 38 раз, Италия - 31 раз, ФРГ - 22 раза, Нидерланды - 18 раз, Австрия, Бельгия и Франция - по 15 раз, Норвегия - 1раз.

В связи с явным преобладанием индивидуальных жалоб встала необходимость трансформирования процессуальных норм. В результате вступления в силу в 1983г. новой редакции Регламента Суда, заявитель - частное лицо (или организация таких лиц) получил статус стороны в процессе, но не в личном качестве, а в лице своего представителя, которым мог быть адвокат из любой страны, входящей в состав Совета Европы[35].

Период с начала 1990г. до конца 1998г. характеризовался резким увеличением числа государств - участников Совета Европы, а так же дел, поступивших в Суд и рассмотренных им. В этот период Совет Европы пополнился 17 новыми членами, и соответственно на момент реформы 1998г. в его составе было 40 судей. В этом же году Суд вынес решения по 106 делам, а за предшествующие семь лет (1990-1997гг.) - около 600 решений.

В 1999 году, после получения необходимого числа ратификаций, вступил в силу принятый в 1994году Протокол №9 к Конвенции. Отныне частные лица, их группы и неправительственные организации получили право передавать жалобу непосредственно в Суд и лично представать перед ним.

4 мая 1994 года Президент Франции Ф. Миттеран в присутствии министров иностранных дел и других представителей 34 государств - членов Совета Европы заложил первый камень в фундамент здания, получившего название Дворец прав человека (архитектор англичанин Ричард Роджерс). Выступая на церемонии, председатель Страсбургского Суда Р. Рисдал сказал: «Это новое сооружение прежде всего для тех, кто считает, что его права и свободы нарушены и кто придет сюда в надежде найти ответ Европы на свои проблемы и трудности». Менее чем через два года строительство дворца было завершено, и он стал резиденцией Европейского Суда[36].

Архитектура здания по-своему символична. Сооружённое в современном стиле, из стекла и металлоконструкций, оно в отличие от пришедших из прошлого массивных, каменных, представительных, но мрачноватых дворцов правосудия, как бы демонстрирует прозрачность и открытость Суда, призванного защищать права человека.

В апреле 1994г. был подписан Протокол № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Необходимость и безотлагательность реформы обосновывались в нем целью существенного повышения эффективности судебной защиты прав человека и основных свобод, особенно в связи с увеличивающимся числом обращений и расширившимся составом Совета Европы.

Получение необходимого числа ратификаций заняло около четырех лет. Последняя из них была предоставлена Италией 1 октября 1997 года, и состоявшийся вскоре очередной саммит Совета Европы дал новый толчок скорейшей реализации реформы. Протокол № 11 и соответственно новая редакция Конвенции вступили в силу 1 ноября 1998 года. и тогда же состоялась инаугурация нового Суда, избранного Парламентской Ассамблеей в январе и апреле 1998 года.

К этой дате был подготовлен обширный обзор деятельности Суда за 40 лет. За этот период времени Италия выступала в качестве ответчика более чем в 150 делах, Франция - более чем в 100, Великобритания - 97, Австрия - в 69, Нидерланды - в 41, Швеция и Бельгия - в 40, Греция и Швейцария - в 33, Германия и Турция - в 31, Испания - в 21 делах. Государства Центральной и Восточной Европы лишь 10 раз становились ответчиками по жалобам, больше других - Польша - 4 раза.

Информация о работе Роль международных судов в области защиты прав и свобод человека и гражданина