Культура и цивилизация Латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

Страны Латинской Америки по многим показателям экономического и социального развития опережают освободившиеся страны Азии и Африки. Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира вступили на путь капиталистического развития. Цель – Изучить культуры и цивилизации Латинской Америки.

Содержание работы

Введение
1. Культура Латинской Америки
2. Цивилизация Латинской Америки
3. Латинская Америка во второй половине XX века и мировая цивилизация
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Культура и цивилизация Латинской Америки.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Сейчас термин «Запад» повсеместно используется для обозначения того, что раньше именовалось западным христианством. Таким образом, Запад является единственной цивилизацией, которая определяет себя при помощи направления компаса, а не по названию какого-либо народа, религии или географического региона.

Следует, что такая идентификация вырывает эту цивилизацию из ее исторического, географического и культурного контекста.

  Из этого можно сделать вывод, что исторически западная цивилизация является европейской цивилизацией. В современную эру западная цивилизация стала евроамериканской, или североамериканской, цивилизацией. Европу, Америку и Северную Атлантику можно найти на карте, а Запад – нельзя. Название «Запад» также дало повод для возникновения концепции «вестернизации» и способствовало обманчивому объединению понятий «вестернизация» и «модернизация»: легче представить себе «вестернизацию» Японии, чем ее «евроамериканизацию». Европейско-американская цивилизация, однако, повсеместно называется западной цивилизацией.


3. Латинская Америка во второй половине XX века и мировая цивилизация

Латиноамериканский социум как составная часть общемировой цивилизации. Его характерные черты и особенности на современном этапе развития: интегрирование экономики Латинской Америки в систему мирохозяйственных связей, ускорение процесса превращения народов стран региона из объектов в субъекты мировой политики, соборность латиноамериканской культуры, опирающаяся на ее историческисимбиозный характер, взаимодействие и взаимовлияние различных этносов.

Основные этапы развития латиноамериканских стран после 2-й мировой войны. Ускорение темпов индустриализации в первый послевоенный период. Концентрация и сращивание промышленного и банковского капитала, возникновение групп финансовой олигархии. Быстрыми, по сравнению с довоенными, темпами росло производство промышленных изделий, из аграрного, каким он был со 2-й мировой войны, регион в целом превратился в аграрно-индустриалъный 2, с. 68.

Восстановительный процесс, начавшийся в западноевропейских странах, снятие ограничений военного времени, возобновление нарушенных войной рыночных связей, расширение спроса на гражданские товары и общее расширение международного капиталистического рынка, открыли «зеленую улицу» экспорту латиноамериканских стран. В 1948 г. доля латиноамериканских государств в мировом экспорте увеличилась до 12% против 8% в 1938 г. Стоимость латиноамериканского экспорта увеличилась за эти 10 лет с 1,7 млрд. до 6,5 млрд. долларов.

Экономика латиноамериканских стран по-прежнему была зависимой от США, которые стремились сохранить этот район в роли поставщика сырья и полуфабрикатов. Латинская Америка оставалась для США главной сферой приложения капиталов. В 1950 г. прямые капиталовложения США в Азии составили 1001 млн. долларов, в Африке - 287 млн., а в Латинской Америке - 4735 млн. долларов.

Экономическая зависимость была неразрывно связана с глубокой зависимостью стран Латинской Америки в их внешней и внутренней политике от американского империализма. Как правило, латиноамериканские правительства не занимали самостоятельной позиции на междуна-родной арене и во внешнеэкономических вопросах шли в фарватере стратегии Вашингтона.

Развитие экономики в условиях деформированной экономической структуры имело следствием: консервацию отсталых форм общественной жизни, низкий жизненный уровень широких народных масс, стремление правящих кругов не допустить назревших социально-экономических преобразований. Тем не менее, ускоренная индустриализация привела к важнейшим сдвигам в социальной структуре стран континента. Выросла доля самодеятельного населения, занятого в промышленности и строительстве, достигнув в наиболее развитых странах 1/5 (Мексика, Венесуэла) и других 1/3 (Аргентина, Чили) самодеятельного населения. Наряду с увеличением промышленного населения происходил рост занятости в сфере обслуживания. Удельный вес городских жителей составил 1/5 населения, выдвинув Латинскую Америку на первое место среди развивающихся стран по темпам и уровню урбанизации. Высокой степени достиг процесс классовой дифференциации.

Политические перемены в странах Латинской Америки после 2-й мировой воины. Подъем демократического и революционного движения. Его антиимпериа-листическая направленность. Крах диктаторских режи-мов в Гватемале, Уругвае, Бразилии, Чили и других странах континента.

Начало «холодной войны" и наступление реакции в регионе. Создание организации американских государств. «Пакт Рио-де-Жанейро» 1947г.). Реакционные военные перевороты в Боливии (1951г.), на Кубе (1951 г.), в Колумбии (1953 г.). Заключение военных соглашений с США. Выступление народных масс в Бразилии, Чили, Уругвае, Эквадоре и других странах. Буржуазно-демократические революции в Гватемале и Боливии.

Роль пролетариата в осуществлении демократических преобразований. Рост забастовочного движения. Число стачечников в латино-американских странах в 1957г. увеличилось вдвое по сравнению с 1953 г. - т.е. до 9 млн., в 1959г. - до 20 млн.. Стачечные бои охватили Аргентину, Мексику, Уругвай, Чили, Бразилию и другие страны. Экономические стачки нередко перерастали в политические. Борьба рабочего класса проявилась в форме «голодных походов», стачек солидарности, захватов предприятий. Активное участие в забастовках принимали рабочие и служащие предприятий, принадлежащих иностранным компаниям. Даже экономические требования, выдвигаемые на иностранных предприятиях, приобретали политическую окраску, и имели антиимпериалистическую направленность.

Подъем рабочего движения сопровождался усилением борьбы крестьян за радикальное решение аграрной проблемы. Разрозненные и стихийные крестьянские выступления, проходившие под лозунгами частного ха-рактера, все более превращались в массовое движение, развивающееся под знаком проведения коренных преобразований в деревне. Участились случаи вооруженных выступлений, самовольного захвата и раздела, земель латифундистов. Приняло широкий размах забастовочное движение сельскохозяйственных рабочих.

Повышение политической активности интеллигенции. Создание широких поликлассовых коалиций. Роль левых партий и организаций в проведении прогрессивных преобразований.

Победа Кубинской революции (I января 1959 г.) и ее значение. Социалистический выбор Кубы (апрель 1961 г.). Разгром «гусанос» в заливе Кочинос. Карибский кризис. Достижения и трудности строительства социализма на «Острове свободы».

Кубинская революция была кульминацией в развитии событий, подтолкнувших правящие круги США к пересмотру своей политики в Латинской Америке. В правительственном аппарате и научных центрах США начался процесс «переоценки ценностей», завершившийся созданием концепции «мирной регулируемой революции». Концепция «мирной регулируемой революции», выдвинутая правящими кругами США в период после кубинской революции, была призвана укрепить господствующие позиции американского империализма в Западном полушарии, удержать страны континента в рамках мировой капиталистической системы и в орбите влияния США.

Содержание «Нового курса» составляла программа модернизации капиталистических отношений. Ее осуществление возлагалось на буржуазно-националистические круги Латинской Америки, которые должны были действовать под контролем США. Проведение «сверху» ограниченных социальных реформ было предназначено для предотвращения, социального взрыва «снизу», подобного кубинской революции. В рамках программы «Союз ради прогресса» Вашингтоном предусматривалось выделение крупных финансовых средств на нужды социально-экономического развития стран, континента. Однако реальность очень скоро показала, что американские монополии намерены использовать каналы экономической помощи для активного отстаивания своих интересов в ущерб национальным интересам латиноамериканских государств. Так, в мае 1962 г. комиссия по иностранным делам сената США приняла поправки к проекту закона о помощи зарубежным странам, внесенному президентом Кеннеди. Их суть заключалась в лишении помощи тех стран, которые национализируют или экспроприируют американское имущество или подвергают его собственников санкциям. Это нашло практическое воплощение в оказании давления на Аргентину, аннулировавшую контракты с американскими монополиями на добычу нефти в стране и на Перу, намеревавшуюся национализировать нефтяные богатства страны.

Уже к концу 60-х годов стал очевиден провал планов буржуазных реформ, прокламированных «Союзом ради прогресса». Экономический  прогресс, социальные преобразования и политическая демократизация оставались такими же далекими, как и в момент принятия программы американской помощи латиноамериканским странам» В 1967/68 финансовом году ассигнования на «Союз ради прогресса» составили 608 млн. долларов, в 1968г. они были урезаны до 469 млн., а в 1969 г. - до 336,5 млн. Кризис межамериканских отношений, назревавший в течение многих лет, особенно обострился в конце 60-х годов, когда рост антиамериканизма охватил почти все слои латиноамериканского общества, в том числе и военных. Усилилось стремление местной буржуазии покончить с ассиметричной зависимостью от иностранного капитала, укрепить свое экономическое и политическое положение. Она открыто выступила, против того, чтобы Латинскую Америку рассматривать как источник дешевого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, продаваемых латиноамериканским странам по постоянно растущим ценам.

На многих межамериканских встречах и совещаниях, состоявшихся, в конце 60-х - начале 70-х годов отчетливо проявилась тенденциях созданию единого латиноамериканского блока против северного соседа. Так, например, в 1969 г. на очередной сессии Специальной латиноамериканской координационной комиссии была разработана «Латиноамериканская хартия согласия», в которой были сформулированы требования стран региона к правительству США. Они включали увеличение объема американской помощи прежде всего на многосторонней основе с признанием права за страной-получателем самой определять очередность задач и цели .ее использования; снижение процентной ставки по займам; подчинение, национальным законам и интересам деятельности частных иностранных предприятий; установление справедливых цен на товары, экспортируемые Латинской Америкой.

В октябре 1975 г. была основана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) - экономическое сообщество стран Латинской Америки. Его учредителями и членами стали 25 стран региона, в том числе Куба (из 26 независимых стран региона на дату учреждения в ЛАЭС не приняло участия только Содружество Багамских островов). ЛАЭС - первая общерегиональная организация латиноамериканских стран, членом которой не стали США. Создание ЛАЭС отразило растущее стремление латиноамериканских государств к единству действий в защиту национальных интересов.

Шло создание и субрегиональных группировок. Так, в апреле 1969г. министры иностранных дел Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая подписали соглашение о создании Объединения стран бассейна Ла-Платы. К ним присоединилась и Боливия. Внутри новой группировки не было единства, поскольку за господство в этом важном стратегическом и экономическом районе, боролись между собой Бразилия и Аргентина.

В мае 1969 г. была образована еще одна группа - Андская, в состав которой вошли Колумбия, Перу, Чили, Эквадор и Боливия. На совещании в Лиме в ноябре 1969 г. страны - участницы Андской группы приняли декларацию, в которой заявили о своем суверенном праве на национальные природные ресурсы, осудили всякое вмешательство других государств во внутренние дела латиноамериканских стран, что имело очевидную антиамериканскую направленность.

Таким образом, интеграционные процессы в регионе на рубежи 70-х годов объективно имели своей целью видоизменить периферийный характер латиноамериканской экономики, модернизировать и включить ее в процесс мирового разделения труда на качественно иной - более симметричной (равноправной) основе. Однако из-за непоследовательности экономического курса буржуазных правительств, неблагоприятной мировой конъюнктуры и вмешательства империалистических сил указанные процессы не получили завершенной формы.

Революционное движение в странах Латинской Америки в 60-70-е годы. Усиление демократических и антиимпериалистических выступлений проявилось в ряде стран в партизанской борьбе. В Колумбии, например, это была вооруженная борьба отрядов крестьянской самообороны. В Боливии выступил 23 марта 1967 г. партизанский отряд под названием «Армия национального освобождения». Однако в том же году отряд был разгромлен. Принимавший участие в боях как доброволец известный кубинский революционер Эрнесто Че Гевара был ранен, взят в плен и на следующий день убит. В партизанском движении в Латинской Америке проявились и отрицательные моменты. Оно потерпело поражение в Аргентине, Перу, Уругвае, Венесуэле и в ряде других стран не только вследствие репрессий властей, но и в результате левацкой тактики некоторых его руководителей.

Феномен прогрессивных военных режимов как проявление многовариантности исторического развития. Приход к власти патриотических кругов вооруженных сил в Перу, Панаме (1968 г.), Боливии (1969 г.), Эквадоре, Гондурасе (1972 г.) и Суринаме (1980 г.). Национализация собственности крупного иностранного капитала и местных олигархических групп, проведение аграрных преобразований, улучшение материального положения трудящихся, создание более благо-приятных социально-политических условий для деятельности левых гражданских организации, принятие важных мер в защиту национального суверенитета и свободы народов -такие отличительные черты приобрел курс прогрессивных военных режимов. Общее и особенное в их деятельности. Любой прогрессивный военный режим  неизбежно являет собой нестабильное равновесие между определенными демократическим, антиимпериалистическим содержанием, своей политики и авторитарными методами ее осуществления. Противоречие между демократическим содержанием и авторитарной формой разрешается с течением времени, либо форма приводится в соответствие с содержанием, что служит условием углубления и защиты последнего, либо авторитарная форма все сильнее деформирует и, в конечном счете, «отрицает» демократическое содержание. В первом случае может и должно произойти постепенное самоотрицание прогрессивного военного режима в пользу левых гражданских организаций. Во втором случае может иметь место скачкообразное (путем переворота) или эволюционное перерождение военного режима, который на определенном этапе также отрицает себя, но уже в пользу правой гражданской оппозиции. Главным образом в силу относительной слабости левых сил в латиноамериканских странах, где у власти находились прогрессивные военные режимы, победу одержал второй вариант.

Информация о работе Культура и цивилизация Латинской Америки