Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:54, дипломная работа

Краткое описание

В российской действительности незаконное увольнение никогда не было чем-то экстраординарным.
С этим явлением встречается каждый второй, а вот предпринимает реальные действия по оспариванию незаконного увольнения лишь каждый тридцатый.
Такая неутешительная статистика отражает отношение работников к своим правам, работник не хочет идти с иском в суд по поводу своих нарушенных прав, кто-то банально боится, кто-то не теряет надежду вернутся на прежнею работу и поддается уговорам работодателя.
В условия всемирного экономического криза проблема незаконного увольнения стала особенно актуальна и масштабна.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОНОГО УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ...........5
1.1 Теоретические аспекты незаконного увольнения………………………...12
1.2 Основные критерии незаконного увольнения……………………………16
2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРАВОМЕТНОГО РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТЕВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ………...21
2.1 Основания расторжения (увольнения) трудового договора с работником по инициативе работодателя при отсутствии вины в действиях работника…………………………………………………………………………24
2. 2 Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя при наличии вины в действиях работника……………………………………..41
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМПЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРУДА…………………….…………..…48
3.1 Порядок расторжения и основные гарантии, компенсации работника при расторжении трудового договора по инициативе работодателя ……….51
3.2 Правовые последствия незаконного увольнения…...……………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 86
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое работы - 1 файл

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя!.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

    При этом статьей 374 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, которые заключаются в том, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 данного Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

    Как установлено судом и подтверждается материалами настоящего дела, 4 сентября 2009 г. в первичную профсоюзную  организацию работников ООО <...> администрацией общества было направлено уведомление о предстоящем сокращении штата работников и их увольнении с 6 ноября 2009 г., в том числе и в отношении Нежевенко Е.Б. В тот же день первичной профсоюзной организацией в адрес ООО <...> направлено мотивированное мнение о несогласии с предстоящим увольнением истца.

    14 сентября 2009 г. в адрес вышестоящей  профсоюзной организации - Российского  профсоюза металлистов СОЦПРОФ  работодателем направлялись уведомления  о предстоящем увольнении Нежевенко  Е.Б. с приобщением приказа N 09-03-01 от 3 сентября 2009 г. о сокращении штата работников ООО <...>. 16 сентября 2009 г. вышестоящая профсоюзная организация направила в адрес работодателя сообщение о том, что мотивированное мнение будет ими представлено после заседания Консультационного совета Российского профсоюза металлистов СОЦПРОФ, к компетенции которого относится разрешение данного вопроса. Кроме того, также было указано на то, что в приложенных к обращению ООО <...> документах отсутствует мотивированное мнение первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ООО <...>, что также препятствует рассмотрению вопроса о возможности увольнения Нежевенко Е.Б.

    26 октября 2009 г. ООО <...> повторно  направлено уведомление с просьбой  дать согласие на расторжение  трудового договора с истцом с приложением всех необходимых документов и, несмотря на отсутствие мотивированного мнения вышестоящей профсоюзной организации, 11 ноября 2009 г. трудовой договор с Нежевенко Е.Б. был прекращен по указанному выше основанию.

    Таким образом, работодателем не был соблюден предусмотренный вышеназванной нормой права порядок увольнения Нежевенко Е.Б. в части гарантий, предоставляемых работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, и для которых процедура предварительного (до издания приказа) получения согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора является обязательной.

    Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 421-О "По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель, считающий необходимым в целях осуществления эффективной экономической деятельности организации усовершенствовать ее организационно-штатную структуру путем сокращения численности или штата работников, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника, являющегося руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа и не освобожденного от основной работы, обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности.

    В случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, т.е. увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

    При рассмотрении настоящего спора судебными  инстанциями не были учтены вышеназванные нормы трудового законодательства, не принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, не основан на положениях закона и является преждевременным.

    При таких обстоятельствах в целях  исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций, которая  повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признает решение  Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2010 г. подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

    Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила: 

    решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 февраля 2010 г. и определение  судебной коллегии по гражданским делам  Ростовского областного суда от 13 мая 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                         Приложение № 2

 

  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 
от 4 декабря 2003 г. N 421-О

 

 

ПО ЗАПРОСУ  ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА 
ГОРОДА ПЕНЗЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ 
СТАТЬИ 374 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

   Конституционный Суд Российской Федерации в составе  Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

   заслушав  в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Первомайского районного суда города Пензы,  

установил:   

   1. Гражданин Ю.В. Цыпин - главный  инженер ОАО "Молочный комбинат "Пензенский", избранный в феврале  2003 года председателем местного  комитета профсоюзной организации,  в марте того же года был  уволен с должности в связи  с сокращением штата работников. Первомайский районный суд города Пензы, куда Ю.В. Цыпин обратился с иском о восстановлении на работе, при рассмотрении данного трудового спора установил, что вышестоящий выборный профсоюзный орган, в который работодатель, как того требует часть первая статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, обратился после принятия решения о сокращении штатной единицы главного инженера в связи с реорганизацией структуры управления, согласие на увольнение Ю.В. Цыпина не дал.

   В своем запросе в Конституционный  Суд Российской Федерации Первомайский районный суд города Пензы оспаривает конституционность положения части  первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 81 данного Кодекса (в связи с сокращением численности или штата работников организации), руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. По мнению заявителя, названная норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 118 Конституции Российской Федерации.

   2. Согласно статье 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Из названной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами.

   Обязанность государства обеспечивать указанным  категориям граждан надлежащую защиту против любых дискриминационных  действий, направленных на ущемление  свободы объединения профсоюзов в области труда, вытекает и из положений статей 2 и Конвенции МОТ N 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию,подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 98 1949 года о применении принципов права на организацию и на введение коллективных договоров, статей 1 и 2 Конвенции МОТ N 135 1971 года о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также пункта "а" статьи 28 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, которая подписана Российской Федерацией 14 сентября 2000 года.

   По  смыслу приведенных конституционных положений и норм международного права, установление законодателем для работников, входящих в состав профсоюзных органов (в том числе их руководителей) и не освобожденных от основной работы, дополнительных гарантий при осуществлении ими профсоюзной деятельности, как направленных на исключение препятствий такой деятельности, следует рассматривать в качестве особых мер их социальной защиты. Следовательно, часть первая статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющая в качестве такой гарантии обязательность получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов (включая их руководителей) и не освобожденных от основной работы, по своему содержанию направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений. По сути, данная норма устанавливает абсолютный запрет на увольнение перечисленных категорий профсоюзных работников без реализации установленной в ней специальной процедуры прекращения трудового договора.

   3. Работодатель, считающий необходимым в целях осуществления эффективной экономической деятельности организации усовершенствовать ее организационно-штатную структуру путем сокращения численности или штата работников, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника, являющегося руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа и не освобожденного от основной работы, обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности.

Информация о работе Расторжение трудового договора по инициативе работодателя