Александр Исаевич Солженицын

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:43, реферат

Краткое описание

Александр Исаевич Солженицын - знаменитый русский писатель, автор многих известных произведений об истории нашей страны. Свидетелем и участником, которых он был сам. Замечательный прозаик, историк и публицист; это он доказал многими томами документальных текстов. Смысл творчества Солженицына можно сформулировать следующим образом: Весь мир, окружающий нас, есть божье Творение; во всех проявлениях жизни, природной, социальной, исторической, частной и общей. Писателю дано острее, чем другим людям, понять его.

Содержание работы

1. Введение с.2
2.
1. Детские годы, учеба с. 3
2. Хождение по мукам с.3-4
3. Начало славы с.4-7
а) «Один день Ивана Денисовича» с.4-5
б) «Матренин Двор» с.6-7
4. Мировая известность с.7-8
5. «Архипелаг ГУЛАГ» с.8-9
6. В изгнании с.9-11
а) «Красное колесо» с.10-11
7. Возвращение домой с.11
3. Заключение с.13-15
4. Список использованной литературы с.16

Содержимое работы - 1 файл

законченный реферат по Солженицену.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

       2.4 Мировая известность

 

       Солженицын стал известен мировому читателю в 1970г. Писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы», узнав о присуждении ему Нобелевской премии, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако брежневское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки он не сможет вернуться на родину, на церемонию награждения не поехал. Через год после получения премии Солженицын дал разрешение на публикацию своих произведений за рубежом. В 1972 г. на английском языке выходит его роман «Август Четырнадцатого» — первая книга многотомной эпопеи о русской революции «Красное колесо». Это произведение Солженицын рассматривает как главный труд своей жизни. По его словам, это — «трагическая история о том, как сами русские... уничтожили свое прошлое и свое будущее».

       Пожалуй, никто из современников Солженицына  в Советском Союзе не осмелился  в те годы выступить с подобным глубоким, непредвзятым анализом сталинской действительности, какой содержался в его романе «В круге первом». Но писатель считал своим долгом и в дальнейшем, прежде всего в документальной форме, обобщить свои лагерные и ссыльные записи. В романе он использовал свои дневники, дополнив их воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более двухсот заключённых, с которыми он встречался в местах лишения свободы. Некоторые из них он потом начнёт печатать в специально созданной серии.

       Так постепенно складывался замысел  монументального труда, посвящённого годам репрессий. Работа над ним  заняла долгие годы и закончилась  конфискацией рукописей книги.

       После конфискации КГБ рукописи Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» он опубликовал это произведение во Франции, что послужило формальным предлогом для ареста писателя, обвинения в государственной измене, лишение советского гражданства и депортацией в ФРГ. Кроме того, негодование властей вызвали и острые публицистические статьи писателя «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза», в которых развенчивались идеи социализма.

       2.5 «Архипелаг ГУЛАГ»

       Отдельно  я хочу остановится на книге «Архипелаг ГУЛАГ», по жанру это опыт художественного исследования. То, что написано в этой книге, стало для меня открытием. Нигде подобного я еще не читала. Даже учебник истории не дает нам такие сведенья о жизни советских людей после революции 1917 года.

       С удивлением я узнала, что уже в 1921 году у нас в стране существовали концентрационные лагеря. А идея создания Архипелага как места для принудительной работы была выдвинута в первой же послеоктябрьский месяц, так как В. М. Ленин требовал «самых решительных драконовских мер поднятия дисциплины». Использовались такие меры, как конфискация имущества, заключение в тюрьму, отправка на фронт и принудительные работы всем ослушникам закона.

       По  подсчетам эмигрировавшего профессора статистики И. А. Кугранова, «сравнительно  легкое» внутреннее подавление от 1917 до 1959 года обошлось нам без военных потерь, а только от террористического уничтожения, подавлений голодом, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от понижения рождаемости,- оно обошлось в 66,7 миллионов человек.[№4 с.9]

       Лагерная  тема присутствует практически в каждом произведении Солженицына. Однако его гражданским и писательским подвигом стал «Архипелаг ГУЛАГ», имеющий следующее посвящение: «Всем, кому не хватило жизни рассказать. И да простят они меня, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался» .[№4 с.8].

       227 человек прислали Солженицыну  свои воспоминания о ГУЛАГе. От  имени этих людей и еще многих  других, живых и мертвых, писатель  говорит о тех ужасах, которые  позднее прикрывались вполне  приличными словами «культ личности».

       «Архипелаг  ГУЛАГ», состоящий из семи частей, освещает все периоды жизни заключенных: арест, тюрьму, этап, лагерь, ссылку, освобождение и многое другое, о чем мы, люди начала ХХI века, даже не можем догадываться.

       Первый  том «Архипелага» содержит подробное исследование всего того, что предшествовало появлению миллионов советских людей в сталинских концлагерях: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок.

       Во  втором томе книги А. И. Солженицын уже описывает главную и основную часть империи ГУЛАГа – «истребительно-трудовые лагеря». Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и «придурков», уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказания и «поощрения», работа больниц, медпунктов, различные формы умерщвления, убийства и несложная процедура похорон заключенных – все это находит отражение в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных  и их тюремщиков.

         «Вся книга Архипелага как  бы пронизана самоиронией, которая всегда была свойственна великой русской литературе и прежде всего Солженицыну. Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, он в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей», - говорил Виктор Астафьев.[№ 2 с.5]

       Все это страшно и кажется не правдоподобно, ведь люди не могут жить в таких нечеловеческих условиях. Но, увы, все это достоверные факты, о которых многие знали, но только Солженицын сказал вслух. В результате всего этого в книге создается страшный образ Зла, противостоять которому можно, только сохранив чистоту души и нравственные принципы.

       2.6 В изгнание

 

       Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975), он с семьёй (женой и тремя сыновьями) переезжает в США и поселяется в штате Вермонт. Там он живёт практически отшельником и полностью посвящает себя литературному труду. В этом ему помогает вся его семья, организуя нечто вроде маленького издательства. В Вермонте Солженицын заканчивает третий том «Архипелага ГУЛАГа» (1976г.) Для многих из нас Солженицын начинался с «Архипелага ГУЛАГа». Публикация трехтомного художественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день Ивана Денисовича». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Эта книга – исследование самых страшных времен для нашей страны – времен сталинских репрессий. Мы  можем проследить все стадии становления ГУЛАГа: аресты и расстрелы ЧК, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессы… Мы узнаем, как развивалась «технология обработки» заключенных на этапах в тюрьмах и лагерях, как совершенствовался репрессивный аппарат. Но если "Архипелаг ГУЛАГ" - это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ «Один день Ивана Денисовича» впечатляет своей художественной глубиной.

       Соединяя  личные свидетельства с уникальными  архивными документами, Солженицын пытается дать развёрнутое повествование  о революции в России, где действуют  сотни исторических лиц. Грандиозный  замысел рассчитан на двадцать лет, и в настоящее время работа над ним продолжается уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году, в связи с демократизацией государственного строя.

«Красное  Колесо»

 

       Основной  работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба 1982 г.; «Март Семнадцатого», 1986-87 г.; «Апрель Семнадцатого», 1991г.; всего 10 томов). Первоначальный план (20 «узлов»), согласно которому повествование должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922г.) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945),  оказался невоплощенным (конспект 5-20-го «узлов» «На обрыве повествованья» помещен в конце «Апреля Семнадцатого»). В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя, и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его «правду». При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим «личинам». Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978;  лекция лауреата Темплтоновской премии «За прогресс в развитии религии», Лондон, 1983, и др.).

       Опасения  «нового Февраля», чреватого «новым Октябрем», обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные «левой эмиграцией» обвинения в «монархизме», «национализме», «изоляционизме» повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989г. редактору «Нового мира» С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага...» (“Новый мир”, № 7-11). С 1990г. проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета.

       2.7 Возвращение домой

 

       В 1990-е годы основные произведения Солженицына были изданы в России, в том числе мемуары «Бодался теленок с дубом» (1990). Значение личности Солженицына и его трудов для русской (и не только для русской) истории и литературы полностью признано. Все обвинения против него были официально сняты, гражданство восстановлено, и в 27мая 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры «Крохотки», опубликованные Солженицыным в «Новом мире» (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Заключение 

       Александр Солженицын замечательный историк, он является общепризнанным «великим писателем», имеет мировую известность. Некоторые его произведения читать - большой труд. В его книги надо проникнуться душой, так как большинство основаны на реальных событиях и пропитаны духом патриотизма.

       Солженицына стали называть, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой - прозы «деревенской». Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия».  «Архипелаг ГУЛАГ» - сам автор образно определил как «окаменелую нашу слезу». В этом произведении привлекает не только богатство разговорных интонаций, оттенки сарказма и иронии. Самое важное в том, что в стиле писателя преобладает мозаичность склеенных кусков. Значение разнонаправленных метаний, стремительных бросков в разных направлениях - в двух авторских выводах.

       Сохранение  человеческой души в условиях тоталитаризма  и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», повестей «В круге первом», «Раковый корпус», вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря, ссылку. «Архипелаг ГУЛАГ» - «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на общественное сознание.

Информация о работе Александр Исаевич Солженицын