Городской пейзаж Маяковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Влияние эстетики футуризма на В.Маяковского…………………….7
Глава 2. Особенности городского пейзажа в творчестве В. Маяковского….13
Заключение……………………………………………………………………...24
Литература……………………………………………………………………....25

Содержимое работы - 1 файл

ю.а..doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)


 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Влияние эстетики футуризма на В.Маяковского…………………….7

Глава 2. Особенности городского пейзажа в творчестве В. Маяковского….13

Заключение……………………………………………………………………...24

Литература……………………………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии [11,c.56].

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов, которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы «делать социалистическое искусство». В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея», который открывает в нем «гениального поэта». Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления. В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе «Пощечина общественному вкусу», где были напечатаны его стихотворения «Ночь» и «Утро»[11,c.59].

Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник «Я» (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский» и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник «Я» был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: «комфутом», то есть коммунистическим футуристом. В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл «Париж»); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке («Мое открытие Америки»). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева...» (1928)[11,c.62].

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914—1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом—поэмы «Война и мир» (1915— 1916) и «Человек» (1916—1917), третьим актом - пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма «150 000 000» (1919— 1920), четвертым актом—поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом-поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928—1929) и «Баня» (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928—1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 г.)[11,c.65]. Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского -трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны [8,c.26].

Свою литературную деятельность Маяковский начал в рядах русских футуристов (или «кубофутуристов», группа «Гилея»), опубликовавших в 1912 свой первый манифест в программном сборнике «Пощечина общественному вкусу» [10,c.75]. В основе футуристического бунта против всяческих художественных  традиций и канонов лежал протест против аристократического и салонно-изысканного буржуазного искусства периода реакции после 1905. Но нигилистическое отрицание буржуазной эстетики превращалось в отрицание «старого искусства» вообще. Футуристическая практика оказывалась заостренной в равной мере как против символизма и акмеизма, так и против реализма. Но если для футуризма в целом характерно чисто формалистического новаторство как своеобразный симптом кризиса и распада деградирующей буржуазной культуры, то в творчестве Маяковский с особой силой выразились бунтарски-протестующие демократические тенденции. Маяковский в сущности еще до Великой Октябрьской социалистической революции далеко перерастает рамки футуристической школы [7,c.140].

Первые печатные стихи Маяковского (1912—13) еще ограничены узко формальными задачами. Урбанистические по теме, они представляют собой серию городских натюрмортов, построенных в согласии с принципом «сдвига» в футуристической живописи («А вы могли бы», «Вывескам» и пр.), а иногда являлись просто экспериментами над необычными формами стиха и рифмовки («Утро», «Из улицы в улицу»). В творчестве Маяковского этого времени еще сказывалось сильное влияние декадентской эстетики «уродливого» в духе творчества Бодлера и т. н. «проклятых поэтов» — А. Рембо, Корбьера и другие, пропагандировавшихся Д. Бурлюком. Канонизация «запретных» лирических тем, демонстративное выдвижение грубых и цинически уродливых образов, иногда резко эротически окрашенных, — чрезвычайно характерны для раннего Маяковского («Улица провалилась, как нос сифилитика», «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок», «Ночь излюбилась похабна и пьяна» и т. п.). Но уже и в этих ранних стихах Маяковского звучали ноты публицистического обличения («Нате», «А все-таки») [1,c.26].

Тема города постепенно получает отчетливое социальное осмысление. Маяковский создал выразительный образ «города-лепрозория», в котором с предельной резкостью подчеркнуты противоречия капиталистической действительности, кричащие контрасты между «массомясой быкомордой оравой», жирным потоком заливающей кафе и театры, и жертвами города-спрута, городским «дном». «Я жирных с детства привык ненавидеть», — писал Маяковский в поэме «Люблю». И поэт обрушивался на своего врага — тучного и самодовольного буржуа — рядом сатирических стихотворений, печатавшихся в 1915—16 в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн обеду», «Надоело» и пр.) [5, c.210].

Итак, целью нашей работы является изучение реализации темы города в стихах В. Маяковского. С поставленной целью связаны следующие задачи:

1)     изучить влияние эстетики футуризма на В. Маяковского;

2)     рассмотреть особенности городского пейзажа в творчестве поэта;

3)     проанализировать программные стихотворения Маяковского, в которых присутствует урбанистическая тема.

Объектом нашего исследования является поэзия В. Маяковского. Предметом – тема города в ней. Материалом для курсовой работы послужили следующие тексты: «А вы могли бы», «Вывескам», «Утро», «Из улицы в улицу», «Порт», «Уличное», «Театры» «Адище города» и др.


Глава 1. Влияние эстетики футуризма на В.Маяковского.

Начало XX века - время небывалого подъема русской поэзии, время, характеризующееся появлением многих художественных направлений — как продолжающих традиции отечественной классики, так и модернистских. К последним, несомненно, относится и футуризм. Первоначально футуризм зародился в Италии. Его первым теоретиком и практиком был писатель Ф. Маринетти. Опубликованный им в 1909 году «Манифест футуризма» стал программным изложением эстетических принципов нового направления. Новое искусство должно быть устремлено в будущее, именно ему принадлежит завтрашний день. Его сторонники ратовали за отказ от достижений культуры прошлого, за поиски новых художественных средств, языковых приемов. Футуризму свойственны резко выраженные формалистические черты: забота об увеличении «словаря в его объеме», «словоновшество», создание нового синтаксиса [15]. Но при этом ему не чужды открыто социальное содержание, революционный пафос, протест против тех «мерзостей жизни», которые несла современная им действительность.
Из недовольства традиционным искусством, по словам Маяковского, родился российский футуризм. Развивался он своим, независимым от европейского, путем. У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них было все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности»; во-вторых, признать право поэта на «увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами». Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве - поиски новых формальных приемов, цель поэзии - самоценное, «самовитое» слово [10,c.62] .

Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда - экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия - такую цель ставили перед собой футуристы. Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом [15].

Владимир Маяковский выступил в литературе в 1912 году. Дореволюционный период деятельности Маяковского представляет собой особый этап его идейно-творческого пути, связанный со всей социально-исторической обстановкой эпохи — того бурного времени между двух революций, когда социальные потрясения достигли своей кульминационной силы [5,c.36].

Революция 1905—1907 годов, взволнованно пережитая Маяковским-подростком, дала поэту первый жизненный опыт; годы реакции привели его в большевистское подполье; в годы империалистической войны он выступает уже как поэт, по-своему выражающий настроения широких демократических масс, идущих к революции.

В стихах молодого Маяковского были ощутимы те плодотворные тенденции, которые нашли свое полное развитие в его произведениях послеоктябрьского времени, когда он стал «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» [17].

Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым,  А. Крученых он участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу» , выступал на футуристических вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.

На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это — улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую
красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж — городской, В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры», «Адище города». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж: Будет луна. Есть уже немножко [9,c.94].

Маяковский вошел в литературу в период наиболее острой полемики и борьбы вокруг футуризма. Многочисленные диспуты, выставки, лекции, собиравшие неизменно большие аудитории, выход первых футуристических книг и брошюр — создавали вокруг футуристов и, в частности, вокруг Маяковского атмосферу общественной сенсации.

В конце декабря 1913 года Маяковский совместно с Д. Бурлюком и В. Каменским отправился в турне по России с лекциями о «новом искусстве» и с чтением стихов. Турне, продолжавшееся до апреля 1914 года, имело большое значение для популяризации имени Маяковского, объездившего за эти месяцы целый ряд городов России: Симферополь, Николаев, Харьков, Киев, Одессу, Херсон, Тифлис, Минск и др. Выступления и гастрольные поездки Маяковского вызвали резкое недовольство администрации училища, и в феврале 1914 года поэт был из него исключен[ 6,c.101].

В обстановке упадочничества, богоискательства, мистики и эротики, характеризовавших буржуазное декадентское искусство, Маяковский готов был видеть в мелкобуржуазном «бунтарстве» футуристов, в их анархическом нигилизме протест против господствующей рутины и застоя, хотя фактически футуризм оставался одной из разновидностей того же буржуазного декаданса. Но, примкнув к футуристам, Маяковский с самого начала занял среди них самостоятельную позицию, шел своим особым путем, глубоко отличным от футуристической «зауми». Маяковский впоследствии сам отметил принципиальное различие между собой и футуристами, видя у последних лишь формалистические поиски «мастерства», а у себя «пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья» (XII, 21). Для футуристов форма в искусстве являлась самоцелью, и их «бунтарство» преследовало лишь задачу эпатировать буржуа, не выходя за рамки буржуазного декаданса. Маяковский с самого начала выступал как поэт, в чьем творчестве явственно звучала социальная тема, протест против безобразных условий человеческого существования [12].

Основную задачу художника Маяковский видел не в выявлении своей индивидуальности, а в общественной полезности искусства. «...если, например,художник, — писал он в это время, — бросив выписывать „прелести пьяных метресс“, уходит к широкому демократическому искусству, он должен дать обществу ответ, при каких условиях его труд из индивидуально необходимого становится общественно полезным» [1,c.312].

Маяковский решительно боролся с искусством, «украшающим» жизнь, с пассивно-эстетским ее восприятием и, вместе с тем, с искусством натуралистическим, с «верными списывателями быта», с художественным крохоборством и серостью. Говоря о современной живописи, он с особенной иронией отзывается о художниках, «с добросовестностью премированного сплетника» выворачивающих «жизнь передних», «бесстрастно-евнушески» дублирующих «серенькую обывательщину» [1,c.329]. Выступая против этого «списывания быта», «серенькой обывательщины», Маяковский уже тогда боролся за искусство подлинной социальной правды. В основе этой борьбы с эстетикой буржуазного декаданса лежало еще не оформившееся требование демократического искусства, не пассивно-созерцательного, а активного, действенного. Маяковский еще в дореволюционные годы ожидает большого героического искусства, способного передать великие социальные сдвиги эпохи: «Сейчас человек вышел из поры какого-то самоедского переживания самого себя, — ему нужно искусство, отмеченное сегодняшней всечеловеческой трагедией», — писал он в статье «Бегом через верниссажи».

Информация о работе Городской пейзаж Маяковского