Модальность и средства ее выражения. На материале раннего творчества О.Э. Мандельштама (1908-1916гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:39, доклад

Краткое описание

Тема данного доклада затрагивает общие вопросы категории модальности и средства ее выражения. В качестве примеров используются произведения раннего периода творчества О.Э. Мандельштама.
Актуальность объясняется тем, что данная тема вызывает живой интерес, споры, которые по образному замечанию З. Я. Тураевой, можно сравнить «с “бумом” исследований по метафоре»
Цель: рассмотреть общие вопросы по модальности, а также способы, формы и средства ее выражения.

Содержимое работы - 1 файл

Доклад по предмету Кв Рус. яз..docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Модальность и средства ее выражения. На примере раннего творчества О.Э. Мандельштама (1908-1916гг.) 
Введение.

Тема данного  доклада затрагивает общие вопросы  категории модальности и средства ее выражения. В качестве примеров используются произведения раннего периода творчества О.Э. Мандельштама.

Актуальность  объясняется тем, что данная тема вызывает живой интерес, споры, которые по образному замечанию З. Я. Тураевой, можно сравнить «с “бумом” исследований по метафоре»

Цель: рассмотреть общие вопросы по модальности, а также способы, формы и средства ее выражения.

Задача: выявление  различных подходов к определению модальности и разновидностям ее выражения на примере творчества О.Э. Мандельштама.

Метод исследования – традиционный (собрание сочинений).

Практическая значимость: материалы работы использованы при написании курсовой работы на тему: Языковые средства авторской модальности в творчестве О.Э. Мандельштама.

1. Общие вопросы категории модальности.

1.1 Категория модальности в современных гуманитарных науках.

Термин «модальность»  используется различными науками: философией, логикой, языкознанием, литературоведением. Он происходит от латинского «modus» – мера, способ. В философии, например, выделяются онтологическая модальность, означающая способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность, которая означает способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.

Вообще понятие  модальности впервые появилось  в «Метафизике»  Аристотеля (он выделил  три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность), откуда перешло в классические философские  системы.  Различные суждения о  модальности мы находим у Теофраста  и Евдема Родосского, комментаторов Аристотеля, позднее – у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные. Михаил Эпштейн в «Философии возможного» обобщает  подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальностей к основополагающим и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Как наиболее значимую он выделяет модальность возможного, поскольку через неё определяются две другие модальности.

Интересный  подход к проблеме модальности предложил  С. Рагуленко, представив миф (в философском понимании этого слова) как некую систему ценностей, как идеологию, которой свойствен определённый подход к объяснению реальности. Он пишет, что миф – «это определённая логика вещей; <...> модальность восприятия, одна из бесконечно возможных форм осознавания и интерпретации реальности». Таким образом, термин «модальность» в интерпретации Рагуленко – это некий угол зрения, который определяет взгляд человека на окружающий его мир.

Как и философия, языкознание выделяет три модальности, три основных наклонения глагола: изъявительное (есть), повелительное (будь) и сослагательное (было бы). В лингвистике модальность определяется как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого». В западноевропейской лингвистике наибольшее распространение получила концепция модальности Ш. Балли6, суть которой заключается в том, что в любом высказывании можно выделить основное содержание (диктум) и его модальную часть (модус), выражающую интеллектуальное, эмоциональное или волевое суждение говорящего в отношении диктума. В концепциях разных лингвистов объем этого понятия и охват им языковых явлений не совпадают. Трактовка термина «модальность» в современном языкознании необычайно широка, вообще трудно назвать двух авторов, которые понимали бы модальность одинаково, но в любую трактовку данного понятия обязательно входит элемент оценочности: «точка зрения», отношение в явном или скрытом виде включается в любое истолкование модальности. На основании того, что подвергается оценке: внеязыковая действительность или само высказывание, выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная (кстати, некоторые ученые ставят знак равенства между последней и авторской).

Категория модальности  является одной из языковых универсалий, она может находить выражение  на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Данная категория присутствует собственно и среди характеристик текста.

Поскольку текст  является главным объектом изучения, в первую очередь, литературоведов, то категория модальности пришла и в литературоведение, и именно как категория, характеризующая текст в целом. Литературоведческий термин представляет собой конгломерат значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания. «Словарь литературоведческих терминов»  даёт определение модальности схожее с её определением в лингвистике: «категория высказывания, которая выражает отношение повествователя к изображаемой им действительности».

К сожалению, в российском литературоведении категории модальности уделялось достаточно мало внимания. Среди отечественных исследователей следует отметить В.Н. Мещерякова. Он относит категорию модальности к категориям, имеющим семиотическую природу. Для модальности как для прагматической категории безразличен характер средств реализации: эта категория реализуется то на грамматическом, то на лексическом, то на интонационном уровне, то на участке текста, то в тексте в целом. Мещеряков выделяет два вида модальности: сегментную, характеризующую процесс развёртывания текста на отдельных его участках, и суперсегментную или объективную, отражающую авторскую оценку изображаемой действительности. Говоря о суперсегментной модальности, Мещеряков использует понятие «жанровая модальность»: модальный фон текста определяет его принадлежность к тому или иному жанру. Исходя из тезиса о том, что авторы могут по-разному увидеть и осмыслить причинно-следственные связи в отображаемой действительности, а значит «фабула произведения, безусловно, отражает отношение автора к тому, о чём он говорит или пишет», Мещеряков выделяет когнитивную модальность.  Когнитивная модальность – модальность, обнаруживающаяся в результате анализа средств художественного изображения, скрытая модальность. Автор утверждает, что парадигма модальных контекстов ограничена и зависит от моральных устоев, нравственных ценностей и приоритетов общества в каждый конкретный период его развития.

Н.С.Валгина в книге «Теория текста» называет модальность «важнейшим элементом текстообразования и текстовосприятия», который скрепляет все единицы текста в единое смысловое и структурное целое. Исследователь также обращает внимание на разграничение субъективной модальности, определяющей отношение говорящего к высказыванию, и объективной, выражающей отношение высказывания к действительности. Модальность текста в целом представляет собой выражение отношения автора к сообщаемому, его концепции, точку зрения, позиции его ценностных ориентаций. Модальность текста помогает воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. Для определения модальности текста, по мнению Валгиной очень важен образ автора («воплощённое в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения»), который играет цементирующую роль – соединяет все элементы текста в одно целое и является семантико-стилистическим центром любого произведения.

Модальность принадлежит к разряду универсальных категорий, нашедших проявление в различных областях науки, и более того, лежащих в основе целых научных подходов. Понятием модальности оперируют философия и логика, изучение языка невозможно представить себе без классификации высказываний по модальному признаку. В XX веке категория модальности появилась и в литературоведении.

1.2 Модальность как функционально-семантическая категория.

Разные лингвисты  подразумевают под модальностью широкий круг явлений, далеко не однозначных  как в смысловом отношении, так  и по средствам выражения. Традиционное определение модальности как  категории, выражающей отношение содержания высказывания к действительности с  точки зрения реальности-нереальности, носит довольно расплывчатый и неопределенный характер. По этой причине вопрос о  границах и содержании модальности  разные исследователи решают по-разному. На это уже обращалось внимание в  специальной литературе: «Трактовка модальности в современной лингвистике  необычайно широка, к тому же трудно найти двух авторов, которые понимали бы модальность одинаково. Различия в понимании модальности сказываются, в частности, в том, что объем  этого понятия, и охват ими  языковых явлений не совпадают в  концепциях разных авторов».

Теоретической же базой для широкого толкования категории модальности принято  считать исследования В.В. Виноградова, представившего довольно основательное  определение этой категории. Так, В.В. Виноградов считал модальность субъективно-объективной  категорией и называл ее неотъемлемой частью предложения, его конструктивным признаком. «Любое целостное выражение мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в данной системе языка интонационных схем предложения и выражает одно из тех синтаксических значений, которые в свой совокупности образуют категорию модальности».

Модальность, по мнению Г.П. Немца, следует рассматривать  в широком смысле, полиаспектно, как выражение отношения к тому, о чем сообщается, как сообщается, кому сообщается и др. и как отношение сообщения к действительности. Есть все основания полагать, что при таком подходе модальность предстает как широкая многослойная категория, отражающая сложные взаимодействия между четырьмя факторами коммуникации: говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью и, таким образом, тесно связанная с категориями прагматического уровня.

Модальность, иногда включающая в себя наклонение, является семантической категорией, имеющей дело с двумя видами суждений: 1) те, которые относятся к реальности того, о чем говорится (уверенность, вероятность, возможность); 2) те, которые  относятся к человеческому контролю над ситуацией (способность, разрешение, намерение, обязанность).

Находясь  на стыке логики, лингвистики, философии  языка, категория модальности требует  самого широкого подхода от каждого, кто пытается понять её сущность как  одной из фундаментальных характеристик  процесса отражения человеком действительности и описать конкретные объекты, соответствующие  ей в том или ином языке. Не случайно те авторы, которые пытаются определить модальность путем указания на конкретные способы её выражения в каком-либо языке, неизменно приходят к противоречивым выводам или обнаруживают, что  их определение модальности является неполным, так как не охватывает всех возможных способов выражения  этой семантической категории. Это  говорит о целесообразности межъязыкового  изучения модальности и разновидностей модальных значений.

Функционально-семантическая  категория модальности выражает разные виды отношений высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Термин "модальность" используется для обозначения широкого круга явлений, неоднородных по смыслу, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях языка. К модальности относят противопоставление высказываний по их цели (утверждение - вопрос - побуждение), противопоставление по признаку "утверждение - отрицание", градации значений в диапазоне "реальность - гипотетичность - ирреальность", разную степень уверенности говорящего, выражаемую в высказывании, различные видоизменения связи между подлежащим и сказуемым, выраженные лексическими средствами (должен, хочет, может, нужно и т. п.).

Категория модальности  принадлежит к числу основных категорий естественных языков и  признаётся языковой универсалией. Универсальность  категории модальности обусловливает  её применимость при изучении любого языка.

Основная  функция категории модальности  заключается в организации предложения  с его семантико-смысловой стороны, заложенной говорящим лицом сообразно  коммуникативной ситуации речи в  момент производства данного конкретного  предложения. Значения, вкладываемые в  предложение, могут быть по своим  оттенкам самыми различными: от простой  констатации фактов до эмоционально-волевых высказываний.

Категория модальности  включает в себя процесс выражения  и отнесения к реальной действительности замысла говорящего лица, вложенного в единицу речи - высказывание. Реализовывая эту функцию, категория модальности  тесно взаимодействует, прежде всего, с категорией предикативности. Это  взаимодействие происходит на независимой  равноправной основе, т.е. категория  модальности осуществляет свою функциональную обязанность не как средство выражения  предикативности, а самостоятельно, как независимый от других грамматических категорий признак предложения.

Трактовка модальности  как универсального семантического признака, присущего любому предложению, наряду с признанием тесной связи  модальности с предикацией, является, если не общепризнанной, то явно доминирующей установкой отечественных авторов, изучающих эту категорию. Это  позволило одному из исследователей модальности сделать заключение о том, что «в современных синтаксических теориях в качестве признака, свойственного  любому предложению, наряду с предикативностью, признается модальность».

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать  следующие выводы:

В современной  лингвистике не существует однозначного мнения относительно природы и содержания категории модальности. Причиной тому может быть тот факт, что понятием «модальность» оперируют различные  науки – философия, логика, языкознание.  «Трактовка модальности в современной  лингвистике необычайно широка, к  тому же трудно найти двух авторов, которые понимали бы модальность  одинаково».  Теоретической же базой  для широкого толкования категории  модальности принято считать  исследования В.В. Виноградова, представившего довольно основательное определение  этой категории.

Категория модальности — это та языковая категория, для которой функционально - семантическая модель является наиболее адекватным способом описания, отражающим сущность ее устройства.

Категория модальности  принадлежит к числу основных категорий естественных языков и  признаётся языковой универсалией. Универсальность  категории модальности обусловливает  её применимость при изучении любого языка. Основная функция категории  модальности заключается в организации  предложения с его семантико-смысловой  стороны, заложенной говорящим лицом  сообразно коммуникативной ситуации речи в момент производства данного  конкретного предложения. Значения, вкладываемые в предложение, могут  быть по своим оттенкам самыми различными: от простой констатации фактов до эмоционально-волевых высказываний.

Информация о работе Модальность и средства ее выражения. На материале раннего творчества О.Э. Мандельштама (1908-1916гг.)