Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Американский писатель Кен Кизи (1935 – 2001) считается одним из главных писателей бит-поколения и поколения хиппи, оказавшим большое влияние на формирование этих движений и их культуру. Хотя он является автором четырех романов – «Пролетая над гнездом кукушки»(1962), «Порою нестерпимо хочется» (1964), «Песнь моряка» (1992) и «Последний заезд» (1994), славу ему принес самый первый литературный опыт.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Творчество Кена Кизи и социальные явления в США в 1950 – 1960 годы. Общество потребления.
Глава 2. Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»
Заключение
Библиография 48

Содержимое работы - 1 файл

Дипломная предварительный вариант.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)


3

 

Оглавление

 

 

Введение              3

Глава 1.  Творчество Кена Кизи и социальные явления  в США  в 1950 – 1960 годы. Общество потребления.

Глава 2. Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»

Заключение

Библиография              48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Американский писатель Кен Кизи (1935 – 2001) считается одним из главных писателей бит-поколения и поколения хиппи, оказавшим большое влияние на формирование этих движений и их культуру. Хотя он является автором четырех романов – «Пролетая над гнездом кукушки»(1962), «Порою нестерпимо хочется» (1964), «Песнь моряка» (1992) и «Последний заезд» (1994), славу ему принес самый первый литературный опыт. Кен Кизи вошел в историю литературы как автор одного произведения. Его роман «Пролетая над гнездом кукушки» стал культовым для поколения 1960-х годов. Являясь одним из ярких текстов американской словесности, это произведение имело огромный успех у критиков и читателей. Кизи удалось создать произведение, парадоксально сочетающее в себе чётко выстроенный реалистический сюжет и неповторимую, призрачно-фантастическую повествовательную форму. Книга Кизи, как некое концентрирующее зеркало отразила все насущные проблемы Америки, вступившей во вторую половину XX века. Проблемы тоталитаризма, нивелирования личности со стороны конформистского общества, проблемы поиска путей борьбы за самоутверждение являются проблемами не только американского, но любого современного общества, в том числе и российского. Бесспорно, эти проблемы еще более значительные и острые для нас, выходцев из тоталитарной системы бывшего СССР. Видимо, именно острым выпадом против тоталитаризма, глубоким анализом сущности тоталитарной власти роман привел к тому, что в бывшем СССР его оставили без внимания. Проблематика романа близка и современному человеку, что, без сомнения, обуславливает актуальность данного исследования.

Одной из основных тем, затрагиваемых Кизи в данном произведении, является  тема насилия над человеком. Сам же роман, написан в довольно необычном стиле: повествование ведется от лица человека с ментальными расстройствами. К такому способу повествования Кен Кизи прибегает не случайно. Как известно, любое насилие – это искажение привычного для человека состояния, именно поэтому автор выбирает в качестве рассказчика больного шизофренией человека, с деформированным сознанием.  Роман представляет собой уникальную совокупность художественно-эстетических и стилистических средств, используемых автором для создания атмосферы насилия. Поэтому изучение поэтики насилия представляется приоритетной в данном исследовании. Однако важно отметить, что здесь не стоит понимать слово насилие буквально, в данном контексте, речь идет о непроизвольной нивелировке личности обществом.

Как известно, к русским читателям роман К. Кизи пришел с запозданием на четверть века. Произведение не было переведено в СССР ни в 60-е, ни в 70-е, когда получил славу одноименный фильм Милоша Формана, ни даже в первой половине 80-х. И только в 1987 году впервые журнал «Новый мир» опубликовал русский перевод романа. Именно по этой причине, в отечественном литературоведении этот роман, как и все творчество Кизи, практически не изучался. Пока в России не вышло ни одной монографии, целиком посвященной этому вопросу. Статьи, так или иначе связанные с данным романом дают лишь пищу для дискуссий, так как исследуют отдельные аспекты этой темы и не дают представления о целостном решении вопроса. Среди  исключений можно назвать предисловие А. Зверева «Быть собой» из отдельного издания русскоязычного перевода романа «Полет над гнездом кукушки» (1989 год) [11], а также статью «Кен Кизи» этого же автора в книге «Писатели США. Краткие творческие биографии» (1990). [10, c. 315 - 321].

Что же  касается современных работ, то в основном это рецензии на одноименный фильм Милоша Формана, в которых также упоминается и проблематика романа. Так, например, в статье Антона Клепова, говорится о различиях фильма и книги, а также упоминается основная тема романа – бунт против общественного устройства. [14]. Среди отечественных работ можно выделить статьи, непосредственно посвященные личности самого автора и важным событиям его жизни, так или иначе повлиявшим на его литературное творчество. Например, в статье Сергея Ткаченко «Веселые проказники» рассказывается о знаменитом психоделическом автобусном туре Кизи по США, который стал культурным шоком для общества той поры. [25].

В зарубежном литературоведении работы Кизи изучались более детально. Его роман «Пролетая над гнездом кукушки» рассматривался с разных точек зрения. Уделялось внимание проблематике текста, его стилю, литературным ссылкам и параллелям с другими книгами, влиянию личности самого автора на произведение.

Сразу несколько авторов зарубежной критики изучали роман Кизи, как постмодернистский текст, который буквально насыщен евангельскими, трансценденталистскими, фрейдистскими мотивами и литературными ассоциациями, которые, за редкими исключениями, нигде не выходят на поверхность, но придают книге многомерность. Питер Хэйс проводит параллели между творчеством Данте и окончанием третьей части книги «Пролетая над гнездом кукушки», где один из главных героев Рэнделл Патрик Мак  Мерфи объясняет свою философию свободы. [34]. Майкл Друт, видит сходства романа со сказаниями о Беовульфе. [31]. Джанет Ларсон в своей критической статье, посвященной данному роману, пишет о сходствах между библейским образом Христа и образом бунтаря Мак Мерфи, а также отмечает в ряду литературных ассоциаций следующих авторов – У. Шекспир (тема мнимого безумия, образ Джорджа-рукомойника), Э. По (идея проницаемости границ между нормой и патологией), Г. Мелвилл, Ш. Андерсон. [37].

Среди зарубежных литературоведческих работ, существует немалое количество статей посвященных вопросам насилия над индивидуальностью. Ярким примером, в данном случае, служит работа Теренса Мартина, посвященная вопросам проявления индивидуальности и творческого начала в романе, а также подробно описывающая понятие «комбината», как символа общества и основного источника насилия над человеком. [38]. Роберт Форрей, в своем эссе, пишет о бездуховности американского общества 1960х годов. Общество, по мнению Форрея, своего рода «машина», созданная мужчинами, но в произведении «Пролетая над гнездом кукушки», ей управляет женщина – Старшая Сестра, которая только делает вид, что хочет добра своим пациентам, на самом, же деле она делает все возможное, чтобы подавить в них мужское начало. [32]. Джеймс Кнэп в своем эссе, посвященном творчеству Кизи, рассматривает данное произведение, как критику общественного устройства США, а также рассказывает о способах, предложенных автором романа, для борьбы с системой. Также Кнэп пишет о  явных параллелях между жизнью Кизи и его романом «Пролетая над гнездом кукушки». Так действие романа происходит в штате Орегон, где учился Кизи. А самая яркая ссылка на личный опыт автора – это галлюцинации, которыми страдал Кизи после приема ЛСД. Эти наркотики явились своего рода вдохновением к написанию «Пролетая над гнездом кукушки», вдохновением к созданию особенного стиля повествования – сквозь галлюциногенный туман. [36].

Не стоит забывать и о критической статье Брук Ховарт, где говорится о том, что роман строится на контрасте понятий – общественное и индивидуальное, надежда и разочарование, грех и искупление, победа и поражение,  жизнь и смерть. [35].

Также немалое количество работ зарубежных литературоведов, посвящено особому стилю повествования и самому рассказчику романа. Майкл Боардмен отмечает, что рассказ ведется сквозь психоделическую призму и поэтому границы между реальностью и безумством стираются. Боардмен называет вождя идеальным рассказчиком, так как он хорошо осведомлен о структуре работы больницы, и ему превосходно удается передать отношения внутри этого коллектива. Сам же рассказчик, по утверждению Боардмена проходит несколько этапов эволюции, чтобы, в конечном счете, стать тем самым человеком, способным противостоять безжалостному комбинату. [28].

              Значительный вклад в изучение вопроса об образно-выразительных средствах, используемых Кизи в данном романе, внесли Елена Семино и Кейт Суиндлхерст, которые подробно описали метафору, как способ выражения взглядов Вождя на мир. В их работе отмечается, что описание событий через сознание, совсем не тождественно такому понятию как выражение собственной точки зрения. Это как бы идеологическая точка зрения. Подробно изучены случаи употребления метафоры, как наиболее образного тропа языка, а также произведено разделение метафор на группы, по цели их употребления в тексте. [48].

Однако, не было еще ни одной более или менее полной работы посвященной непосредственно поэтике насилия – затрагивались лишь некоторые аспекты этой проблемы. Все это и обеспечивает новизну данного исследования.

Исходя из всего сказанного, целью данного исследования является анализ темы насилия в романе и тех стилистических и художественных средств, с помощью которых Кизи изображает атмосферу насилия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономические и социальные процессы в истории США в период с 1950 – 1970 гг.; определить особенности общества потребления, как нового социального явления; рассмотреть контркультуру, как способ протеста против общества потребления; проанализировать тему насилия и лишения свободы, как основную в данном романе; рассмотреть понятие «комбината», как модели общества, и описать те художественно – стилистические средства, которые помогают автору в создании этого образа; проанализировать образ Старшей Сестры, как неотъемлемой части процесса насилия над человеком; рассмотреть основные способы борьбы с насилием, которые предлагает автор романа.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Творчество Кена Кизи и социальные явления

в США в 1950 – 1960 годы. Общество потребления.

 

Любое литературное произведение отражает в себе те или иные исторические черты эпохи, в которую оно было написано. Как известно, XX век был наиболее богат яркими экономическими, социальными и культурными событиями. Литература этой эпохи явилась прямой реакцией на происходившие изменения. К основным событиям социальной жизни США этого периода относятся: возникновение общества потребления, явившееся следствием экономического подъема страны; возникновение контркультур, как основного способа протеста против новой общественной формации, а также возросшая популярность наркотических препаратов, как неотъемлемой части новых молодежных движений, и как одного из основных способов борьбы с конформизмом нового американского общества. Литература США стала своего рода зеркалом, отразившим в себе все эти изменения.

В XX веке, а точнее во второй его половине, лидирующие позиции во всех сферах начали занимать Соединенные Штаты Америки. С 1946 по 1960 гг., то есть сразу после Второй Мировой Войны, в США начался небывалый экономический подъем. США получили статус богатейшей державы мира. Соединённые Штаты Америки стали индустриальной страной, где человек достиг высокого уровня, неизвестного другим странам. Такие процессы происходили благодаря тому, что на первое место практически во всех сферах жизни были поставлены эффективность и рентабельность.

Вторая половина XX века в США характеризуется экономическим ростом во всех сферах жизни общества. Выделяют сразу несколько причин экономического подъема США. Одна из них — рост выпуска автомобилей; за период с 1946 по 1955 гг. он увеличился в 4 раза. Была создана национальная сеть автострад. Актом конгресса в 1956 г. на строительство автострад выделялось 26 млрд. долл. — самая большая в американской истории цифра затрат на государственные работы. В планы входила постройка свыше 64 тыс. км федеральных дорог, связывающих все части страны. Вокруг них в дальнейшем и выросли многочисленные автозаправочные и авторемонтные станции. Причём, первые рестораны быстрого питания, которые постепенно стали органичной, частью общества потребления, появлялись именно на  автозаправочных станциях. [22, с. 178]

Возросшая важность и популярность автомобиля имела и социальные последствия. Автомобиль сделал простого горожанина отверженным. В то время как городские жители жаловались на отсутствие доброжелательности и уважительного отношения к ним в ресторанах, магазинах и гостиницах, заправочные станции оставались «островками хорошего обслуживания». Места для стоянок автомобилей заняли лучшие участки городских улиц, и пешеходы, таким образом, были вынуждены передвигаться под землёй или по специальным помостам. Всё это усиливалось разговорами автолюбителей о смене впечатлений, о кинестетических ощущениях, испытываемых во время спусков, подъёмов и поворотов на автостраде. По проведённому в 1960-х годах исследованию социологов, всё больше американцев разного социального уровня считали автомобиль скорее необходимостью, чем роскошью. [16].

Бурно росло жилищное строительство — большей частью из-за предоставления льготных кредитов на жилье бывшим военнослужащим. В начале Второй Мировой войны в кредит также покупались радио и фонографы, холодильники, газовые и электрические плиты, миксеры, нагревательные приборы, стиральные машины, гладильные машины и пылесосы. 25 лет спустя список пополнился. В него были включены кондиционеры, сушилки, машины для стрижки газонов, морозильные камеры, радиоприёмники с частотной модуляцией, телевизоры, электрокамины, автоматические кофеварки, фены, сауны, гимнастическое оборудование и электрические ножи. Несложные планы рассрочки расширяли рынок для дорогостоящих атрибутов отдыха и услуг, таких как моторные лодки, трейлеры, поездки в Европу. К середине 1960-х половина американских семей покупали автомобили и технику в кредит, к 1973- году - около двух третьих всех товаров было продано в кредит. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления в сознании американцев. [22, с. 201].

Информация о работе Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»