Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Американский писатель Кен Кизи (1935 – 2001) считается одним из главных писателей бит-поколения и поколения хиппи, оказавшим большое влияние на формирование этих движений и их культуру. Хотя он является автором четырех романов – «Пролетая над гнездом кукушки»(1962), «Порою нестерпимо хочется» (1964), «Песнь моряка» (1992) и «Последний заезд» (1994), славу ему принес самый первый литературный опыт.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Творчество Кена Кизи и социальные явления в США в 1950 – 1960 годы. Общество потребления.
Глава 2. Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»
Заключение
Библиография 48

Содержимое работы - 1 файл

Дипломная предварительный вариант.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

                 Битничество позиционировало себя  не только как литературное или художественное течение, а как довольно агрессивно настроенная  идеологическая группировка, питавшая симпатии к марксизму, русскому анархизму, русской Октябрьской революции  и идеологии троцкизма одновременно. Если к этому добавить активный протест против американской внешней политики, американского общественного мнения и общественной морали, а также американского образа жизни, иными словами, против потребительского общества в целом, то можно представить, как заманчиво выглядела эта идеологическая  группировка в глазах интеллектуальной молодежи. [3].

                 Не случайно американский поэт, переводчик и литературный критик Джон Чиарди в своей знаменитой статье “Эпитафия разбитым”, объясняя столь массовый успех битников, писал, что “ у молодежи есть все основания для того, чтобы бунтовать против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой и смотреть купленный в рассрочку телевизор, - такой образ жизни вряд ли может прельстить молодого человека.”

                 Молодого человека 50-х прельстил бунт. Конформизм послевоенной Америки, обострившиеся классовые противоречия  и экономический прессинг, по мнению критика Герберта Голда, привели к тому, что битники “сами взяли себя за шиворот и выкинули из общества”.

Помимо прочих качеств, резко выделявших битников среди городской буржуазии и даже среди, казалось бы, близкой им творческой и университетской интеллигенции, была их открытая сексуальность, причём не столько гетеросексуальность, сколько гомосексуальность, на что в США в те годы было наложено фактически табу. Гомосексуализм был вне закона, во всяком случае, несмотря на многие реформы в западном обществе, его рассматривали не только как грех, но и как преступление.

В своих литературных работах, битники тяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний. Бит был построен на заимствованных ритмах, долгих витиеватых фразах без перерыва на вдох. Например, Берроуз активно пользуется «методом нарезок», о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника, Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую - личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. [15].

Нужно отметить, что сами представители поколения Бит дали повод для того, чтобы возникла традиция воспринимать их литературное творчество исходя из той роли, которую они играли в социальной жизни, так как они стремились изменить не только способ высказывания в литературе, но и сам жизненный стиль, путем устранения  границ между литературой и жизнью, непосредственным опытом писателя и творческим актом. Писатели поколения Бит стремились превратить жизнь в литературный текст и литературный текст в жизнь. Битники выступали против иерархии и элитарности искусства, стремились к уничтожению барьеров между жизнью и искусством. Поэтому их творчество неразрывно связано с мифом о поколении Бит, который они создавали. Зачастую их жизнь была более известна, чем их творения. Постепенно они стали культовыми фигурами своего времени.

Битники предлагали своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они уже давно выкинули себя. Это уход от общества, уход в себя, в другие сферы. Они утверждали, что лучший выход – это вход. Например, символично название романа Керуака - “На дороге”. Дорога, здесь представляется, как бесконечный и в то же время бессмысленный побег от благополучия буржуазного быта, от пуританства и ханжества общественной морали, от традиций цивилизации потребления, побег куда угодно, лишь бы быть подальше от американской реальности. [3].

              В 1960-х годах возникает, наиболее массовая и наиболее популярная контркультура под названием хиппи (от англ. разг. hip или hep, — «понимающий, знающий»). Движение битников явилось как раз одной из предпосылок возникновения хиппи.

Основные принципы контркультуры хиппи могут быть сформулированы следующим образом. Во-первых, активное сопротивление конформистскому обществу потребления. Во-вторых – индивидуализм, как реакция на обезличенность массового общества. Бесчеловечность современного общества – это бесчеловечность научно-технического прогресса, подминающего под себя современного человека. В-третьих, это - экспрессия. Экспрессивность хиппи связана с острой неудовлетворенностью системой образования, направленной на дегуманизацию общества. В-четвертых,  движение хиппи, как в географическом, так и в мистическом смысле - это внутренние путешествия, связанные с приемом наркотиков, концепцией расширения сознания. [7, с. 148].

Из-за ярко выраженного негативного отношения молодежи к потребительскому образу жизни, наркотики, как порицаемый буржуазным обществом способ ухода от действительности, стали составляющей частью новых общественных движений. Из лабораторий фармакологических компаний с избытком поступали новые виды наркотиков – ЛСД25, ДМТ, Пурпурная дымка, MDMA (Экстези), Оранжевый солнечный свет, синтетический мескалин, псилоцибин, STP и многие другие. Помимо метамфетамина, кокаина, марихуаны и даже героина хиппи пробовали все, что попадалось им под руку. Все большую популярность обретали психоделические препараты, в частности ЛСД. ЛСД быстро стал достоянием общественности и стал своего рода символом молодежных революций 60-х годов. Сильнодействующий препарат, он достаточно быстро проявил свои негативные последствия и был запрещен к использованию, в том числе и в психиатрической практике. Однако, в истории, молодежные движения контркультуры  60-х годов 20 века останутся под названием «психоделическая революция». Именно потому, что  простые участники и  «звезды» этих «революций», принимали, как правило, ЛСД и были наркоманами.

Говоря о возросшей популярности психоделических препаратов, нельзя не упомянуть Кена Кизи, американского писателя, во многом благодаря которому эти препараты обрели популярность в США. Именно Кена Кизи, называют предшественником хиппи. Его литературная деятельность и его стиль жизни оказали огромное влияние на формирование контркультуры хиппи.

Кен Элтон Кизи родился 17 сентября 1935 года в Ла-Хунте в семье фермера и позже вместе с семьей переехал в Орегон. После школы закончил факультет журналистики Университета Орегона в 1957 году и поступил на курсы писательского мастерства в Стэнфордский университет.
Стэнфорд сыграл в жизни будущего автора определяющую роль. В 1960 году один приятель предложил Кизи за двадцать долларов принять участие в правительственном эксперименте в вирджинской психиатрической больнице по испытанию новых препаратов, изменяющих сознание. Таким образом Кен Кизи познакомился с диэтиламидом лизергиновой кислоты двадцать пять (хорошо известной в народе как ЛСД), псилоцибином, мескалином и другими галлюциногенами. Интересен тот факт, что до этих самых экспериментов он вел исключительно здоровый образ жизни, активно занимался спортом, в общем, не имел никакого отношения к подобным вещам. [10, c. 315].

Эти эксперименты сильно повлияли на становление личности писателя, дали принципиально новые возможности восприятия и видения, иными словами, открыли какой-то новый волшебный, сказочный мир, скрытый от глаз среднестатистических обывателей – сумасшедший, яркий и эмоциональный кислотный мир, наполненный бешеными звуками и флуоресцентными красками, мир, который позволяет увидеть и познать истину в данный момент. Сам Кизи справедливо называл себя факелом психоделистов. Через полгода Кизи устраивается работать санитаром в той же больнице и во время ночных дежурств пишет якобы курсовую работу, а на самом деле роман, которому суждено большое будущее и статус культового произведения.

В 1964 году Кен Кизи организовал психоделический тур по городам Америки, вместе с группировкой под названием «Веселые проказники». Общей духовной целью Проказников стала психоделическая революция, борьба со всем серым, банальным и повседневным, принципиально новое восприятие мира под воздействием, конечно, ЛСД. Если же говорить о самом Кене Кизи, то следует отметить, что у него редко получался диалог с так называемыми подлинными интеллектуалами, потому что, несмотря на огромные творческие ресурсы и талант, он оставался человеком из совершенно другой среды. Внешне он был совсем простым человеком с неизменным южным акцентом, который он, кажется, специально подчеркивал. [2].

Понятие фильма стало для Проказников, и их своеобразной философии, ключевым. Они всех стремились приобщить к психеделической культуре, открыть, как им казалось окружающим глаза на мир и помочь познать действительность, то есть, затянуть в свой фильм. Одним словом, они мечтали о психеделической революции, и, казалось, искренне верили в возможность осуществления этой безумной идеи. [2].

В дом Кизи в Ла-Хонде толпами приходили так называемые Чудесные Люди, разные странники и бродяги, которые, видимо, стремились приобщиться к андеграундному в то время наркотечению для познания бытия и получению принципиально новых ощущений. Всем этим людям не было отказано в приюте и еде, некоторые из них оставались надолго, если, конечно, оказывались в духе той особой, неповторимой атмосферы. Естественно, постоянная суета и шум, социально неодобряемый образ жизни этой, можно сказать, коммуны послужил причиной постоянных неприятностей с полицией.

Также в ходу у Проказников было понятие «Полетов в Сейчас», то есть попытки оказаться в настоящем в данный момент времени с помощью описания всего того, что ты видишь в эту секунду под воздействием наркотического опьянения.

Можно сказать, что неким символом проказников стал сумасшедший школьный автобус 1939 года выпуска – Дальше (Further), который кому-то из них пришло в голову купить для того, чтобы совершать поездки по Америке. Как и все окружавшее Проказников, автобус, раскрашенный в яркие кислотные цвета и оборудованный мощной аппаратурой, неизменно привлекал внимание публики, когда проносился по городам под мощные звуки рок-н-ролла. [2].

Традиционно за рулем сидел водитель от Бога по-настоящему безумный Нил Кэссади, который послужил известному писателю битничества и по совместительству своему другу Джеку Керуаку прототипом главного героя Дина Мориарти в его знаменитом романе "В дороге".

Нил Кассади, битник, а затем и один из Веселых Проказников, был как бы неким связующим звеном между эпохами битников и хиппи, которые, несмотря на некоторые принципиальные отличия, плавно перешли одна в другую. Именно поэтому часто говорят о том, что Кизи связал эпохи битничества и хиппи, так как он являлся своеобразным лидером Веселых Проказников, к которым относился и бывший битник – Кэссади.

Однако, говоря о Кизи, как о писателе, в первую очередь следует упомянуть роман «Пролетая над гнездом кукушки». Эта книга и принесла ему славу среди приверженцев контркультур, а также славу в литературных кругах. Это произведение Кизи писал десять месяцев, то есть все то время, пока работал в психбольнице, атмосфера которой и вдохновила его на создание этого шедевра, ставшего знаковым романом того времени и одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи. Кизи стал первым писателем, сумевшим примирить эти две контркультуры. И те, и другие признали его своим.

Дебютный роман был опубликован в 1962 году в нью-йоркском издательстве «Вайкинг» и имел феноменальный успех. Роман, переведенный на многие языки, по праву считается ныне классикой мировой литературы. «Пролетая над гнездом кукушки» принадлежит к числу книг-манифестов, которым суждено сначала быть знамением эпохи, а потом зеркалом, фокусирующим в себе основные приметы ее эстетики и жизнеощущения. Вышедшее в 1962 году дебютное произведение никому тогда не известного двадцатисемилетнего прозаика стало библией молодых американских бунтарей 60-х, окрестивших себя «хиппи» и восставших против социальных и моральных ценностей своих родителей. Сам Кизи, после выхода этого романа, стал в некотором смысле психеделическим гуру поколения хиппи, внесшим огромный, если не самый существенный вклад в формирование альтернативной субкультуры 60-х.

Нельзя не отметить принципиальную оригинальность этого произведения – совершенно неожиданную форму его подачи. Наверное, это один из первых романов, написанных под воздействием галлюциногенов. Совершенно реалистичную по своему содержанию историю Кизи рассказывает через призму психоделических образов, состояний и настроений, благодаря чему суровый реализм переплетается с фантастичностью, когда по стенам льется липкая зеленая слизь, а герои вдруг растут на глазах, становясь в итоге огромными, и плавают в каком-то густом плотном тумане. И это не гротеск - это психоделия, такая необыкновенная, неизвестная ранее атмосфера.

Однако, основная причина популярности романа, лежит, скорее всего, в его главной тематике, столь близкой с идеологиями контркультур США в 1950 – 1960 гг. В романе четко показаны нравственные проблемы общества потребления, против которого боролись молодежные движения, а также показана глубочайшая трагедия и борьба человека с системой. Это роман о противостоянии индивидуальности и конформизма. Кизи обнажает все проблемы потребительского общества, где благополучие лишь иллюзия, где индивидуальность подавляется всеми возможными способами.

Объективно говоря, можно по-разному относиться к эпохе активного потребления наркотических веществ, главное всегда помнить о том, что в любом событии всегда можно найти положительные и отрицательные моменты. Так же нельзя не отметить тот факт, что все те новые впечатления и эмоции, полученные Кизи в процессе клинических исследований, в которых он принимал активное участие, причудливым образом соединились с его ярким писательским талантом, и результатом этого коктейля стали его оригинальные самобытные произведения. Первое место среди которых, безусловно, занимает роман «Пролетая над гнездом кукушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»

 

Роман «Пролетая над гнездом кукушки» стал культовым для представителей контркультур 1960х гг. Роман написан под влиянием тех событий, которые происходили в жизни американцев, в первую очередь это формирование новой общественной формации, в основе которой лежал процесс потребления. Это роман – бунт. Бунт против главной черты нового общества – устоявшегося конформизма. Тема насилия над личностью, тема подавления индивидуальности обществом одна из самых главных в данном романе. Для создания атмосферы насилия над человеком автор использует различные художественные методы. Автору удается создать систему символов, которая как нельзя лучше передает основную идею произведения. Основным символом, вокруг которого и строится все произведение, является комбинат, как модель американского общества. Психиатрическая клиника, где происходит действие романа становится «фабрикой», по переработке неугодных комбинату людей. Во главе этой фабрики стоит Старшая Сестра, которая является основным источником насилия в романе.

Информация о работе Подавление индивидуальности обществом в романе «Пролетая над гнездом кукушки»