Русская сатирическая журналистика 60-70 гг. XVIII века. Николай Новиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:52, реферат

Краткое описание

1.Биография Н. И. Новикова. Кружок Новикова
2. Причины расцвета русской сатирической журналистики 1769-1774 гг. Полемика в Комиссии по составлению нового Уложения о беглых холопах
3. Сущность и ход полемики о целях и задачах сатиры между журналами «Всякая всячина» и «Трутень».
4. Тема крепостного права на страницах «Трутня».

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Новиков.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В  МОСКВЕ 

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ 

Дисциплина  «История отечественной  литературы» 
 
 

Реферат  

на  тему:

  «Русская сатирическая журналистика 60-70 гг. XVIII века. Николай Новиков» 
 
 
 
 

Выполнила: студ. I курса

Выставкина  В.В. 

Проверил: проф.

Сапожков  С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва- 2011

  1. Биография Н. И. Новикова. Кружок Новикова
 

     Николай Иванович Новиков родился 26 апреля 1744 года в селе Тихвинское Московской губернии в семье зажиточного  помещика. Первое образование получил  от отца и священника местной церкви. Его отец, Иван Васильевич, воспитывал его в консервативном патриотическом духе петровского времени. В 1755 году он отдал сына в гимназию при Московском Университете, откуда того через пять лет обучения исключили за неуспеваемость и прогулы. На этом образование Новикова завершилось. Еще через два года под давлением отца Николай Иванович поступает на службу в Измайловский полк в Санкт-Петербурге. Но и здесь  он задержался ненадолго. В отставку Новиков выходит в чине поручика. Во время службы Новиков обнаруживает в себе «вкус к словесным наукам». Он переводит и издает две французские  повести и сонет.

     Переломным  моментом в биографии Николая  Ивановича явилось его участие  в работе Комиссии по составлению нового Уложения. Комиссия была собрана по распоряжению Екатерины II на фоне резкого обострения классовых противоречий в обществе с целью дезавуировать деспотическую сущность крепостного строя посредством демагогии и показного либерализма. Не смотря на то, что Комиссия была распущена уже в следующем после ее создания году, Новиков успевает стать лично известным Екатерине II, что помогает ему в будущем получить разрешение на издание своих сатирических журналов.

     В 1768 Николай Иванович выходит в  отставку и начинает издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень».  «Трутень» позволяет себе критику Екатерины, обличает ее придворных, проводит мысль о несправедливости крепостного права, осуждает неправосудие, коррупцию и «галломанию»1. «Трутень» вступает в полемику с печатным органом самой императрицы «Всякая всячина». После намека о возможном закрытии журнала, Новиков перестает его издавать.

     В 1772 году Новиков возобновляет  опыты  антиправительственной пропаганды в своем новом журнале «Живописец»  для мещан. В его издании по неподтвержденным данным участвуют  Тургенев и Радищев. В 1773 году восстание  яицких казаков перерастает в  полномасштабную крестьянскую войну  под предводительством Пугачева. По России прокатывается волна реакции. Скоро «Живописец» меняет сатирический тон на серьезную отвлеченную  риторику, а затем и вовсе прекращает свое существование. Последняя попытка  издания сатирического журнала  Новиковым происходит в 1774 году. Журнал «Кошелек» был направлен против так называемой «галломании».

     Одновременно  с сатирическими журналами Новиков  выпускает ряд исторических трудов: «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя Российская Вивлиофика», «Древняя Российская Идрография» и др.

     Новиков никогда не отличался постоянством во взглядах на историю и судьбу родины2. С одной стороны он ратовал за просвещение, с другой стороны - видел в этом угрозу для нравственности. После подавления пугачевского бунта и последующей реакции, широкое распространение в России получили общества «вольных каменщиков». Решение дилеммы совмещения познания и нравственности Новиков нашел в масонстве. В первую масонскую ложу Новиков вступил поспешно, с нарушениями правил церемонии.

     В 1779 году куратор Московского Университета масон Херасков сдает в аренду Новикову газету «Московские Ведомости» вместе с типографией и книжной лавкой. С этого года начинается период раскрытия истинных талантов и призвания Николая Ивановича. На деньги тайного общества Новиков реконструирует и расширяет типографию, тиражи и количество изданий резко возрастают, некоторые книги закупаются за рубежом. Увеличивается число подписчиков «Московских Ведомостей», газета дополняется приложениями. Типография также выпускает «Московское ежемесячное издание», «Вечернюю Зарю» и «Покоящийся Трудолюбец»

     В 1784 году Дружеское ученое общество учреждает товарищество на паях «Типографическую компанию». Новиков налаживает широкую  сеть распространения изданий компании, нанимает комиссионеров, сам открывает  книжные лавки. Число их в Москве увеличивается в 10 раз. Годовой доход  книгопродавческой деятельности составил 40 000 рублей. Помимо извлечения коммерческой выгоды Новиков занимается благотворительностью и просвещением, учреждает первую в Москве библиотеку.

     В том же 1784 году бурная деятельность Типографической компании вызывает интерес властей. Комиссия народных училищ предъявляет Новикову претензию за перепечатку некоторых изданных ею учебников. Екатерина II запрещает написанную Новиком «Историю иезуитов».

     В 1785 году происходит опись изданий  Новикова, и часть книг опечатывается. Над Николаем Ивановичем ведется  следствие. В 1792 году Новиков тайно  заключается в Шлиссельбургскую крепость. Предъявленные ему обвинения касаются в основном его участия в масонском ордене. В крепости Новиков проводит четыре года

     Император Павел I в первый же день своего правления освобождает Новикова. Николай Иванович, к сожалению, выходит из заточения с подорванным здоровьем и к общественной деятельности не возвращается до самой смерти в 1818 году в родовой усадьбе. 

     2. Причины расцвета  русской сатирической  журналистики 1769-1774 гг. Полемика в  Комиссии по составлению  нового Уложения  о беглых холопах

     14 декабря 1766 года Екатерина II издает манифест о созыве Комиссии по составлению Нового уложения, то есть свода российских законов, которые в нетронутом виде существовали со времен второго русского царя из династии Романовых Алексея Михайловича.  В своей законотворческой деятельности депутаты Комиссии должны были руководствоваться екатерининским «Наказом», половина которого была списана императрицей из труда Монтескье «Дух законов» и трактата Беккариа «О преступлениях и наказаниях», а остальное из трудов других европейских политиков и ученых, правленых под интересы российского самодержавия. В Комиссии были представлены все российские сословия, кроме помещичьих крестьян, численность которых составляла половину населения России.

     Приказом  Екатерины от 30 июля 1767 года заседание  Комиссии было открыто. Особое внимание на заседаниях Комиссии было уделено  проблеме беглых крестьян, потому что  помещики терпели от этого явления  основной убыток. К тому же крестьяне  бежали все чаще: на Дон, за границу  или в северную глушь. В защиту беглецов выступали, например, пахотный солдат Иван Жеребцов и депутат от Козловского дворянства  Григорий Коробьин.

     Коробьин, сославшись на екатерининский «Наказ», в котором она намекала на чрезмерность оброка, обвинил самих помещиков  в бегстве крестьян. Все зло, по его мнению, заключалось в неограниченной власти помещиков над крестьянами. Он требовал определить законом повинность крестьян и дать им право собственности  на часть помещичьего имения. Однако Коробьин не решался в своих идеях  допустить упразднение самого крепостного  права, из чего выходил парадокс –  крестьяне получали право на собственность, но в то же время сами находились в собственности помещиков. Выступление  Коробьина на заседании вызывало массу возмущений, возражений и критики. В результате нападок он отказался далее развивать предлагаемую им теорию, которая и без того отличалась излишней непоследовательностью и невразумительностью.

     Князь Щербатов, проповедник классового неравенства  и рабовладения, предложил, что крестьяне  бегут «из-за обширности территории России, разности в плодородии почв, рекрутских наборов и дурных нравов самих крестьян». Право собственности  на движимое имущество, по его мнению, и так существует в неузаконенном  виде, но зато основанное на общем «умствовании». Да и, вообще, крестьянам «не на что жаловаться и что живется им едва ли не лучше, чем дворянам».  Речь Щербатова на заседании была с восторгом принята дворянскими депутатами. Кстати говоря, классовый шовинизм Щербатова распространялся не только на крестьян, но и на тех же дворян, которые получили титул не по праву рождения, а за выслугу, практика чего была заведена при Петре.

     Пахотный  солдат Жеребцов считал, что корнем зла для крестьян являются приказчики и управители, которые по своей  воле удваивают или утраивают  оброк, а за непослушание применяют  физические пытки. Для исправления  ситуации  Жеребцов предлагал самим  крестьянам дать право на общем голосовании  избирать старосту.

     Под предлогом, начавшейся в 1768 году Русско-Турецкой войны деятельность Комиссии по составлению нового Уложения была свернута.

     Исчерпав  себя в законотворческой деятельности и не найдя в ней для себя утехи, а также испугавшись общественных брожений, вызванных отчасти деятельностью  Комиссии, Екатерина II решает перевести общественный диалог в русло публицистики и сатиры.

     2 января 1769 года выходит первый  номер сатирического журнала  «Всякая всячина». Статс-секретарь  Г. В. Козицкий был назначен издателем журнала, однако его редактором и зачастую автором статей являлась сама Екатерина.  Целью издания журнала было создание мнения об императрице (в первую очередь, среди европейской правящей элиты),  как о добродетельном, преследующем просветительские цели правителе. Для придания большей правдоподобности этого образа, в России пришлось разрешить издание независимых журналов подобного же толка и содержания. Риск этой затеи для незыблемости самодержавного строя был велик. Общество откликнулось на данное ему право выпуском  в свет примерно десятка неподконтрольных властям журналов: «И то и се», «Ни то ни се», «Полезное с приятным», «Поденщина», «Адская почта», Новиковский «Трутень» и др.

     Разрешение  на издание журналов с одной стороны  привлекало оппозиционеров возможностью безнаказанно распространять антиправительственную  пропаганду, с другой стороны даже приверженцы существующего тогда  строя были привлечены к издательской деятельности примером самой Екатерины. 

3. Сущность и ход  полемики о целях  и задачах сатиры  между журналами  «Всякая всячина»  и «Трутень».

   Разрешая  сатиру в листе «Всякой всячины» от 1 января 1769 года, Екатерина II, в первую очередь, преследовала цели управления и направления общественного мнения в нужную сторону.

   В восемнадцатом листе «Всякой всячины», который вышел 1 мая 1769 года, императрица определяет сущность сатиры и ее назначение. В этой статье утверждалось, что сатирик должен иметь «сердце доброе и любить человечество». Человеколюбие сделает его снисходительным. Будучи снисходительным, он поймет, что в России нет пороков, а есть лишь общие всему человечеству слабости, нет порочных, а есть лишь несовершенные, а это естественно, ибо «все разумные люди признавать должны, что один Бог только совершенен»3. Императрица так определила сущность настоящей сатиры: она никогда не должна называть слабость пороком, хранить человеколюбие, не искать людей совершенных и просить у Бога кротости и снисхождения. 

   Все бы ничего, да только с этими выводами императрицы был не согласен Николай Новиков. В итоге, 26 мая 1769 года вышло первое публичное выступление «Трутня» против «Всякой всячины» - письмо Правдулюбова,  помещенное в пятом листе. Авторство Новикова историками не оспаривается.

   Точно так же, как и размышления о  сущности сатиры в восемнадцатом  листе «Всякой всячины» для Екатерины, письмо Правдолюба для Новикова – это программа, постулат, которые покажут отличия сатиры «Трутня» от той, что проповедует монарх. По мнению Новикова, лживо прикрываться фразами о человеколюбии: «таких людей человеколюбие приличнее называть пороколюбием».

   В статье Новиков последовательно  отрицает принципы, предложенные Екатериной. Так, «не повинуется» Правдолюбов  правилу о том, что писателям  гоже только «угождать» читателям. 

   Через три дня после выхода пятого листа - 29 мая Екатерина во «Всякой всячине» резко заявила, что «ругательные» возражения журнала отвергает. Монарх не утруждал себя выбором ругательств по адресу его «своевольства», полагая, что он испугается и замолчит. Но Новиков не успокоился.

   Второе  письмо Правдулюбова вышло в восьмом листе «Трутне» 16 июня. Здесь Новиков говорит об Екатерине как о «прабабке», избалованной и вдобавок плохо владеющей русским языком: «Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет и русских писаний обстоятельно разуметь не может…».

Информация о работе Русская сатирическая журналистика 60-70 гг. XVIII века. Николай Новиков