Деонтология в хирургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:10, реферат

Краткое описание

Испокон веков врачебной эмблемой считается змея - носительница здоровья и мудрости. Эта эмблема характеризует объективную сторону нашей профессии. Рядом с ней существует и другой, менее известный символ, завещание, которое отражает уже внутреннюю сущность врачебной деятельности. Оставил его нам известный голландский врач-хирург, бургомистр города Амстердама Николаас ван Тульп-Тульпиус (1599-1674). Это зажженная свеча. "Allis inserviendo ipse consumer" - "Светя другим, сгораю сам".

Содержимое работы - 1 файл

Деонтология в хирургии.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Тип: Реферат

Название: Деонтология в  хирургии 

Испокон веков врачебной эмблемой считается  змея - носительница здоровья и мудрости. Эта эмблема характеризует объективную  сторону нашей профессии. Рядом  с ней существует и другой, менее  известный символ, завещание, которое отражает уже внутреннюю сущность врачебной деятельности. Оставил его нам известный голландский врач-хирург, бургомистр города Амстердама Николаас ван Тульп-Тульпиус (1599-1674). Это зажженная свеча. "Allis inserviendo ipse consumer" - "Светя другим, сгораю сам".  

И этому  завещанию остались верны до последнего часа своей жизни множество врачей. Не счесть всех этих скромных, неизвестных  тружеников медицины, которые во имя  служения страждущей человеку работали в эпицентрах эпидемий, умирали от сыпного тифа, проявляли большую самопожертвование на фронтах войны, в партизанских отрядах в тылу врага, в гитлеровских лагерях смерти, сталинских застенках и , наконец-в скромных условиях обычной, повседневной работы в мирное время.  

История медицины знает немало случаев самопожертвования деятелей науки, на благо людей отдавали свое имущество, здоровье, даже жизнь.  

Нельзя  не вспомнить здесь пример большого самопожертвования, действительно  спартанской выдержки и верности высоким идеалам медицины, который  подал на последнем этапе своей жизни известный российский хирург, новатор профессор В. Оппель.  

В 1931 p., в период развития творческих сил, у  В. Оппеля было обнаружена злокачественная  опухоль верхнечелюстной пазухи. Когда опухоль начала прорастать в глаз, остро встал вопрос об оперативном вмешательстве - резекцию верхней челюсти с энуклеации глаза. Мужественно выслушав решение врачей, В. Оппель занялся самотренировками. Завязывая платком глаз, который подлежал удалению, он приучил себя оперировать в новых условиях. И действительно, перенеся операцию и оставшись с одним глазом, В. Оппель снова начал интенсивно работать, читать лекции, писать, пока смерть не прервала его яркую жизнь.  

Однако, к сожалению, еще сегодня встречаются  люди, которые не затрудняют себя "бесплодными размышлениями", для которых вся суть существования заключается в обеспечении интересов своего собственного маленького "я". Конечно, они лишены широких интересов, равнодушные к высокой цели выбранной профессии и, что хуже, равнодушные к другим людям. Большое счастье, что их сравнительно редко привлекает наша профессия: она кажется им слишком кропотливой и невыгодной. Люди эти будто соблюдают собрания Иеремии Бентрама, английского правоведа конца XVIII и начала XIX века, который по злой иронии судьбы первым ввел термин "деонтология". Бентрам учил, что основой морали является "забота каждого о себе и никто не заботится о других". В понятие "деонтология" Бенграм включил способ достижения индивидуального счастья.  

Кстати, термин "деонтология" происходит от двух греческих слов: deon - должное, нужное, и logos - слово, учение. В переводе это означает "учение о долге", "учение о должном".  

Хотя  термин "деонтология" был введен лишь в конце XVIII века, основные положения  его сформулированы давно. Этому вопросу большое внимание уделял еще Гиппократ, что нашло отражение в его клятве.  
 

Клятва  Гиппократа  

Клянусь Аполлоном, Асклепием, Гигиеной и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим сил и понимания следующую присягу и письменное обязательство: уважать личность, которая научила меня врачебному искусству наравне с моими родителями и в случае необходимости помогать ей во всем, ее потомство считать своими братьями, и где искусство, если они захотят его изучать, преподавать им бесплатно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в науке передавать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, и никому другому. Я направлю режим больных их выгоду, в соответствии с моими силами и моим разумением, воздержусь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам смертельного средства никому, кто будет просить его у меня, и не укажу пути к такому замыслу;  

так же я не дам абортивного пессария. Чисто и непорочно вести свою жизнь и творить свое искусство. Ни в коем случае я не буду делать изгиба у больных каменную болезнь, оставляя это людям, занимающимся действием делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, далекой от всего вредоносного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.  

Что бы при лечении - а также и без  лечения - я не увидел и не услышал  о жизни человека, чего не следует  когда-либо разглашать, я промолчу, считая такие вещи тайной. Мне, нерушимо выполняет клятву, да будет счастье в житгя и в искусстве и слава среди всех людей на вечные времена; тому, кто нарушит или даст неискреннюю клятву, да будет обратное этому.  

Учение  Гиппократа сыграло большую положительную роль в дальнейшем развитии медицины. Основные его принципы, иными словами, наследие древнегреческой медицины классического периода, предостерегала врачей против ошибок, односторонних увлечений, которых было немало на протяжении многовекового развития медицины.  

Вопросу деонтологии в процессе обучения студентов должно уделяться большое  внимание. В длинном и сложном  процессе их врачебного образования  наступает важный и ответственный  момент, когда они впервые поступают  в клинику, сложный и драматичный мир больного человека. Новую страницу познания его она открывает перед ними. Впервые переступая порог клиники, студенты встречаются с больным, а это является серьезным событием в процессе их обучения. И в зависимости от того, как изначально сложатся отношения с коллегами, больными, родственниками больных, и будет во многом зависеть их дальнейшая врачебная судьба.  

Чтобы стать хорошим специалистом, требуется  не только хорошая специальная подготовка. Больной доверяет врачу дорогое, что у него есть, - свое здоровье, а иногда и жизнь. Авторитет врача обеспечивается прежде знанием своей дисциплины, высоким профессиональным мастерством. Но это лишь одна сторона дела. Быть только хорошим специалистом. Больной должен быть уверен, что врач не только может ему помочь, но и постарается сделать все в этом направлении, что позволяют современные достижения медицины и собственный опыт. Надежда на выздоровление доминирует в помыслах и чувствах больного во время болезни. Больной стремится почувствовать, что врач разделяет эту надежду, заботится о нем. Естественно, это касается не только врачей, но и всего медицинского персонала. От него зависит, какая атмосфера будет окружать больного в хирургическом заведении. Каждый из нас болел, и все мы думали об одном и том же - как быстро выздороветь. Врач должен понимать психическое состояние больного. Он обязан вести себя так, чтобы своими действиями и словом не навредить больному, не вызвать чувство тревоги, неуверенности в будущем, подавленного эмоционального состояния.  

В то же время надо помнить, что доверие  больных само по себе не приходит, его  надо заслужить, завоевать гуманным отношением. Настоящего врача больные  встречают с надеждой и любовью. Рассказывают, что во время осады  Севастополя солдаты несли с бастиона на медицинский пункт, где работал известный хирург Н. Пирогов, тело своего товарища без головы. На вопрос фельдшера, где голова солдата и куда они его несут, товарищи ответили: "Ничего, Ваше благородие, председателя несут за нами, может, господин Пирогов то пришьет человек он очень уж хороша". Правда это или нет, но пример этот ярко свидетельствует о вере солдат в М.Пирогова. У такого хирурга больные с доверием ложатся на операционный стол.

Некоторые представители медицины не признают разделения деонтологии на "терапевтическое", "хирургическую", "онкологическую" и т.п. По их мнению, существует одна общая деонтология, которая определяет поведение врача при контакте с больным. Однако, как указывает Г. Караванов, в хирургии есть свои особенности, которые могут быть мало известны или совсем непонятные врачам других специальностей.  

Выделение хирургической деонтологии основывается прежде всего на чисто специфических  особенностях медицинской профилизации.  

К хирургическому методу лечения у многих больных особое отношение - они верят в него, понимают необходимость и неизбежность операции в определенных случаях, надеются на выздоровление и в то же время боятся боли, осложнений и т.д. В воображении больных хирург, скальпель и боль - неразделимы. А это имеет большое психологическое значение. Медицинский персонал всегда должен поддерживать у больных веру в счастливый конец операции и выздоровления. В своей деятельности врач должен руководствоваться итересами больного, другими словами - его здоровьем.  

Нет сомнения в том, что хирургия имеет свои специфические деонтологические особенности. Они разнообразны. Важнейшая задача хирургической деонтологии - убедить больного в необходимости оперативного лечения и получить от него согласие. Разумеется, с психологической точки зрения, для больного наиболее волнующими является осознание необходимости операции и согласие на него. Иногда хирургу, наоборот, бывает довольно трудно убедить больного в том, что оперативное вмешательство не требуется (мысленный рак и др.). Иногда и самому хирургу трудно решить проблему о необходимости в оперативном вмешательстве. Во многих ситуациях вопрос о ее целесообразности или возможные последствия обсуждаются с родственниками. Во всех этих случаях лицо хирурга, его такт, авторитет и репутация возглавляемого им хирургического заведения имеют большое, даже решающее значение. Хирург должен быть уверенным в своих силах, в наличии условий для проведения операции, учесть все, от чего зависит ее завершения. Все это дает основание выделить хирургическую деонтологию с ее особенностями, проблемами и способами их решения.  

Особенность профессии хирурга заключается  главным образом в том, что  все дефекты его труда сказываются  непосредственно на здоровье человека: зримо и ощутимо. В работе хирурга, ошибки невозможны.  

И все  же эти ошибки есть. Как и в  любой работе. И за эти ошибки, за свои поражения хирург расплачивается дорогой ценой: тягостными переживаниями, осуждением родственниками больного, своим авторитетом. Он отвечает за судьбу своих пациентов.  

Говорят, что ощущения у хирургов со временем притупляются. Но так оно на самом  деле? Отвечая на этот вопрос, целесообразно  привести мнения о душевных качествах  хирурга, высказанные в свое время  В. Оппелем в его мемуарах "Хирургические  новеллы".  

"Рассказывают в народе, что хирурги режут больных без всяких волнений. Режут спокойно и спокойно относятся к последствиям своих операций, но если бы кто заглянул когда-нибудь в душу хирурга, который начинает самостоятельно оперировать и берет на себя ответственность за все будущее, то обнаружил бы для себя нечто неожиданное. Вспомнить бессонные ночи, когда лежишь в кровати, возвращаешься из стороны в сторону и все думаешь, думаешь: как бы не навредить ... Кто из хирургов не испытывал во время операции большого напряжения, чтобы подавить в себе чувство отчаяния, страха за жизнь больного? Кто из хирургов не знает, как щемит сердце, когда ему сообщают, что у больного повысилась температура? Кто не ездит посещать тяжелобольных вечером и ночью и не чувствует жуткого страха перед тем, как войти в палату, - живой больной или умер? Кто из хирургов, преодолев смертельное заболевание, проведя рискованную операцию и, видя, что больной спасен, не готов рыдать от счастья? Только выдержка позволяет рыдания от счастья заменить непринужденной веселой улыбкой ... Нет, пусть не говорят о равнодушии. Хирургам присущ покой, и им они могут гордиться, потому покой, и только он, дает возможность спасти больного, но чего стоит это спокойствие, как достается он хирургам, пусть лучше их не спрашивают, они все равно не скажут ".  

Профессия хирурга ставит определенные требования к нему. В медицинской литературе много написано о том, каким должен быть врач-хирург.  

М. Бидлоо в своей книге "Руководство  для изучающих хирургию в анатомическом  театре" так характеризует хирурга:  

"Хирург  должен быть не слишком молодым  или старым, хорошо изучить теорию  науки и иметь опыт в своем  искусстве, он должен иметь  рассудительный ум, острое зрение, быть здоровым и сильным. Во  время операции быть внешне  безжалостным, не сердитым, трезвым. Хирург не должен быть капризным, чтобы не слишком торопиться во время операции и по своей неосмотрительности не прекращать операцию на середине, не должен сердиться на сказанное больным. А еще должен быть ловким, проворным, чтобы уверенно начинать операцию, потом, чтобы хирург не гневался на больного, а стремился, чтобы тот рассчитывал на него. Если надежда на спасение больного превышает опасность, тогда нужно делать операцию, но если опасность большая надежда на спасение, то стоит воздержаться от операции. Никогда не приступать к операции ради собственной пользы, а лечить больного по зову Еще хирург не может начинать операцию, не посоветовавшись с коллегой или человеком, знакомый с этим искусством ".  

Информация о работе Деонтология в хирургии