В.В. Андреев и Великорусский оркестр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Интерес, проявляемый в настоящее время к событиям прошлого, к истории, вполне закономерен не только потому, что весь долгий и трудный процесс развития народной музыки заслуживаете того, чтобы об этом знали любители и ценители национального искусства нашего народа, но и потому, что без истории нельзя понять и осознать процессы настоящего.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. с. 4
Глава 1.В.В. Андреев – создатель Великорусского оркестра………..... с. 7
1.1.Андреев и возрождение балалайки …………………………………..с. 7
1.2. Оркестр на начальном этапе развития……………………………...с. 12
Глава 2. Сподвижники В.В. Андреева …………………………………с. 17
2.1.Роль сподвижников в развитие и формирование Великорусского оркестра ……………………………………………………………………….с. 17
2.2. Вклад соратников Андреева в народно – оркестровое искусство ……………………….........................................................................................с.27
Заключение……………………………………………………………….с.31
Список литературы………………………………………………………с. 33
Приложение………………………………………………………………с. 35

Содержимое работы - 1 файл

В.В. Андреев и Великорусский оркестр!!!.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

    Присмотревшись внимательно,  как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры». Трояновский свидетельствует о том, что Антип был левша, и потому Андреев на его балалайке сперва ничего не мог сыграть, пока наконец не догадался перевести струны Тогда дело пошло на лад, и талантливый В. В. Андреев через три дня далеко превзошел своего учителя».

    И далее Андреев продолжает: «А через  неделю я уже играл на ней не хуже самого учителя, чем он был немало огорчен, негодуя, что в такой короткий срок ученик стал чуть не выше учителя. Правда, репертуар, которым располагал мой учитель, был невелик, да и, вообще, балалайка в то время была примитивной, т. к. на ней не было постоянных ладов, а они навязывались из тех же струн...

    ...Я  помню, что тогда же, как каленым  железом, выжглась в мозгу мысль:  играть самому и довести игру  на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной — инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца»1.

    Казалось, на этом закончится увлечение молодого барина простой русской балалайкой, но судьба распорядилась иначе. Неподалеку от Марьина находилось поместье страстного любителя игры на балалайке помещика А. С. Пасхина. У него он научился многим новым исполнительским приемам. Долгие часы проводит Андреев за расчетами и чертежами, решив усовершенствовать инструмент, ищет новые приемы игры, но ощутимого движения вперед нет. Наконец, после долгих раздумий, с согласия и благословения матери, 23-летний Андреев решает поехать в Петербург, где долгое время безуспешно обращается к известным музыкальным мастерам с просьбой сделать ему усовершенствованную балалайку. Один из них с условием «нигде и никому о том не рассказывать» соглашается изготовить концертный инструмент. Первая балалайка, сделанная мастером В. В. Ивановым в 1885 году, имела передвижные жильные лады и была далека от совершенства, но тем не менее позволила Андрееву выступать с ней на любительских вечерах.

    Первое  упоминание в печати о деятельности В. В. Андреева относится к 1886 году. И если в самом начале на игру В. В. Андреева смотрели как на чудачество, не более, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее. Причем отдельные обозреватели и критики справедливо связывали игру     В.В. Андреева     на народных инструментах и  

с общим  интересом к разного рода проявлениям  национального духа. Не случайно в  тот период в Петербурге возникали многочисленные кружки и

коллективные формирования в виде народных (вокальных и инструментальных) хоров и капелл.

____________________            

1 Е.И. Максимов. Российские музыкальные самородки.-М.,1987.-с.14                                                                                                                  

    Проходит  сравнительно немного времени, и имя В. В. Андреева в столице у многих на устах. Он неизменный участник великосветских раутов, на которых блистает актерскими и музыкальными способностями, играет на балалайке и гармонике. Газета «Кронштадтский вестник» № 48 от 26 апреля 1887 года сообщала: «Есть люди, которых природа одарила замечательными способностями. Таким счастливцем-баловнем, несомненно, является некто г. Андреев...».

    Дальнейшие  выступления В. В. Андреева вызвали  доброжелательные отклики: «В высшем обществе обратил на себя всеобщее внимание также г. Андреев, любитель, неподражаемо играющий на балалайке. Национальный инструмент, под рукой г. Андреева, положительно неузнаваем».

    Андреев получает таким образом большую  моральную поддержку. Он заказывает известному музыкальному мастеру Ф. С. Пасербскому новую балалайку, сначала пятиладовую, а вскоре и хроматическую, двенадцатиладовую. Появление хроматической балалайки открывает новые исполнительские горизонты, и, по существу, именно с этого момента начинается история возрождения народного инструмента в новом его качестве. В. В. Андреев очень серьезно и много работает над освоением его и повышением своего исполнительского мастерства.

    После этого следует целая серия  концертных выступлений, и новая  балалайка в руках Андреева начинает завоевывать аудиторию. Однако одними концертами решить эту задачу, безусловно, было нельзя. Андреев решает создать руководство для игры на балалайке. К этой цели он склоняет известного издателя П. К. Селиверстова, совместно с которым была выпущена в 1887 году первая Школа игры для 5-ти ладовой балалайки, наиболее распространенной в тот период. Почти семь лет это пособие являлось единственным и сыграло большую роль в деле популяризации и распространения инструмента в России, в широких слоях населения страны.

    В. В. Андреев стремится к признанию и известности. Он "выступает как рассказчик, танцор, исполнитель на многих инструментах, а также неизменно играет... на балалайке и гармонике. Его выступления встречали по-разному. Большинство музыкантов-профессионалов, высоко оценивая виртуозность, технику и музыкальную одаренность Андреева, все же отказывалось признавать «музыкальную правоспособность» балалайки.

    Первые  официальные сольные выступления  в концертах и разного рода благотворительных вечерах, первое признание пробудили у Андреева мысль о создании кружка, о привлечении сторонников и последователей. 

    1.2. ОРКЕСТР НА НАЧАЛЬНОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

    Усовершенствованный инструмент стал намного доступнее  для начального освоения благодаря  точно зафиксированной хроматической  темперации. После создания нового инструмента количество желающих обучаться на нем стало стремительно расти. У Андреева стали появляться ученики; некоторые из них вскоре стали «почти виртуозами игры на этом инструменте».

    Поскольку поначалу обучение велось преимущественно на основе устной традиции, «с рук» преподавателя, Андрееву обычно приходилось играть совместно с учениками. Такая коллективная игра привела к созданию музыкантом в содружестве с Пасербским тесситурных разновидностей балалаек — поначалу альта, затем и иных, различных по величине и диапазону инструментов. Осенью 1887 года из 8 исполнителей был образован Кружок любителей игры на балалайках, а 20 марта 1888 года состоялся первый концерт Кружка в одном из залов Петербурга, имевший, по свидетельству будущего ближайшего соратника В. В. Андреева Н. П. Фомина в публикуемых его «Отрывках из воспоминаний», огромный успех.

    Безусловный интерес представляла программа Кружка. Балалаечники играли русские песни, «с большим вкусом и в чисто русском духе, переложенные г. Андреевым». Они исполнили: «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «Я вечор в лугах гуляла», «Научить ли тя, Ванюша», «Барыня», «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Камаринская».

    В состав Кружка тогда входили: В. В. Андреев, Ф. Е. Ренике, А В. Паригорин, А. А. Волков, Н. П. Штибер, Д. Д. Федоров, А ф. Соловьев, В. А. Панченко, П. А. Эльман. Фамилии подтверждают и сохранившиеся в архиве В. В. Андреева документ и фотография. Между тем согласно известным материалам в концерте 20 марта принимало участие не девять, а восемь исполнителей. Кроме того, фамилии Эльман в списках оркестра за 1888 год не значится. Окончательно установить исполнителей, в связи с неточностями в архивных списках, не представляется возможным.

    Концерт по традиции был смешанным, но, бесспорно, успех выпал в основном на долю балалаечников. В. В. Андреев исполнил соло на балалайке — свой марш, поразив слушателей своеобразной техникой, а вечер закончила гармоника.

    Комментируя успех выступления Кружка, печать положительно оценила сам факт выхода на концертную эстраду русских народных инструментов. «Вопрос о законности и пригодности балалайки, — отмечала одна из столичных газет, — практически решен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка, вышла на музыкальную дорогу». И еще: «В русской музыке предвидится крупный переворот. Балалайка перестанет быть принадлежностью «черни непросвещенной» и с надлежащей помпой будет перенесена из дворницкой в гостиную и в залы концертов...».

    Именно  эта дата считается днем рождения оркестра русских народных инструментов. Возникает вопрос: можно ли считать оркестром состав в 8 человек? Ответ должен быть утвердительным, и вот почему. В Кружке с самого начала был соблюден основной принцип, отличающий оркестровое исполнительство от ансамблевого: дублирование партий при четком функциональном разделении их на группы (мелодия, бас, аккордовое сопровождение). Так, уже в первоначальном своем виде в коллективе существовало несколько мелодических инструментов — балалаек прим, играющих одну партию в унисон; несколько позже партию каждой из тесситурных разновидностей балалайки исполняло по два исполнителя и т. п. Не случайно уже с момента своего возникновения Кружок часто именовался оркестром, а в дальнейшем при расширении состава — вплоть до 16 человек к середине 90-х годов — он увеличивался за счет количества инструментов, дублирующих ту или иную партию.                                                                                                           

    Создав  свой небольшой балалаечный оркестр, Андреев сразу же поставил задачу его популяризации в массах. Поначалу единственно реальным средством для этого являлась организация кружков балалаечников в воинских частях. Он справедливо полагал и неоднократно это подчеркивал, в частности в представленных в сборнике материалах (статьи «О русских народных инструментах», «Как мне пришла мысль заняться усовершенствованием балалайки», «К вопросу о русской народной музыке», письмо к Л. Н. Толстому и др.), что демобилизованные солдаты, возвратись в родные села, города, на фабрики, заводы и т. п., будут культивировать у окружающих любовь к балалайке, а через это — будут способствовать возрождению высокохудожественных образцов народной песенности. Уже данное начинание во многом способствовало музыкально-эстетическому воспитанию широких слоев народа.

    Эта работа, осуществлявшаяся Андреевым  на протяжении ряда лет (с 1891 по 1897 год) совершенно безвозмездно и потребовавшая ежедневных многочасовых занятий, заслуживает всяческого уважения, характеризует его как незаурядного музыканта-просветителя. Неимоверных усилий стоила ему организация такого обучения, устройство концертов объединенного оркестра балалаечников, борьба с недоверием и презрением к народному инструменту со стороны бюрократически-чиновничьего аппарата военных канцелярий.

    В 1898 году в одном из юбилейных концертов, посвященных 10-летию коллектива, принял участие оркестр из 380 балалаечников-солдат, а впоследствии в различных полках обучалось до 600 человек, из которых половина ежегодно выступала в концертах в Мариинском театре, свидетельствуют о плодотворности усилий Андреева.

    В результате в 1897 году при содействии выдающегося знатока, собирателя и исполнителя народных песен Т. И. Филиппова, занимавшего одновременно заметное место в государственном аппарате, музыканту удалось добиться учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, первоначально состоящего из десяти человек — своих сподвижников, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Деятельность эта активизировалась в дальнейшем: как видно из письма к Т. И. Филиппову 1899 года, Андреев хлопочет об увеличении штата преподавателей, расширении сферы их работы, чтобы получить возможность еще шире распространять русские народные инструменты в народе. Спустя несколько лет число преподававших в войсках сотрудников его оркестра действительно было существенно увеличено.

    Таким образом, впервые дело Андреева начало обретать профессиональный статус: часть участников коллектива становилась балалаечниками-профессионалами не только по уровню мастерства, но и по источнику средств существования, они могли уже оставить свою прежнюю работу.

    Но, в первую очередь, активно совершенствовался  в своем мастерстве сам Кружок любителей на балалайках. Вскоре после первого концерта начинают появляться другие аналогичные кружки.

    Дело  Андреева ширилось и крепло. Русское  балалаечное искусство вступило в новый этап развития, который потребовал более солидного практического руководства, основанного на уже сложившемся опыте. Вот почему Андреев в 1893 году со всей серьезностью работает над новой Школой игры на хроматической балалайке. Через год такая Школа выходит в свет и становится практическим  необходимым  руководством   для  всех   любителей.

Информация о работе В.В. Андреев и Великорусский оркестр