Философский подход к проблеме понимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:37, реферат

Краткое описание

Философская герменевтика ХХ в. обратила свое внимание не столько на проблему собственно толкования, сколько на проблему экзистенционального понимания. В чем же суть такого понимания? Прежде всего в том, что оно рассматривается как способ понимания в процессе бытия. Другими словами, человек живет в некоем пространстве, окружен современной ему действительностью, но в тоже время он не теряет возможности познавать мир, который был до его существования, и который будет после.

Содержание работы

Введение 3
1. Герменевтика, ее сущность и значение 7
2. Роль текста в философской герменевтике 13
3. Философский подход к проблеме понимания 21
4. Различные взгляды на герменевтику 23
Заключение 36
Литература 38

Содержимое работы - 1 файл

Тема 19. Герменевтика.docx

— 72.23 Кб (Скачать файл)

     Оглавление

Введение 3

1. Герменевтика, ее  сущность и значение 7

2. Роль текста в  философской герменевтике 13

3. Философский подход  к проблеме понимания 21

4. Различные взгляды  на герменевтику 23

Заключение 36

Литература 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Когда мы воспринимаем какой-либо текст зрительно  или на слух, то это происходит спонтанно. Понимание смысла услышанного или  прочитанного для нас совершенно естественно. Мы сами, чаще всего, по ходу восприятия, осуществляет толкование той или иной информации, содержащейся в тексте. Однако, бывают случаи, когда  в тексте встречаются неясности, непонятные моменты, например, при переводе с одного языка на другой. Такого рода случаи обращают на себя внимания и требуют их разрешения.

     Толкованием текстов занимается наука герменевтика. Герменевтика – это раздел философии, изучающий предпосылки, возможности и особенности процесса истолкования1. Но истолкование является следствием того или иного понимания. Так что, в широком смысле, герменевтика – наука о познании как о понимании. Не о вскрытии сущности (классический подход гносеологии), а именно о первичном и изначальном понимании как сопереживании происходящего. Понимать, т. е. переживать как собственную возможность, можно только другого человека, а не вещь, поэтому понимание – орган только исторического, но не естественнонаучного рассмотрения.

     Как и любая другая наука, герменевтика имеет собственный методологический аппарат, набор правил,  представляющих собой некую стройную систему. Но герменевтику можно отнести с  полным правом и к искусству. Сообщение, которое является предметом герменевтики, представляет собой динамический процесс. Следовательно, его довольно трудно, а порой и невозможно,  изучать  механически, посредством использования  набора правил.

     Ее  предметом, наряду с историко-гуманитарными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

     Герменевтика как философское знание представляет собой  анализ процесса понимания, в том смысле, если под пониманием имеется в виду "движение к истине". Важно учитывать, что герменевтика не является неким результатом поиска истины, она является именно путем к знанию. Она и есть практическое получение истины, процесс получения.

     С точки зрения герменевтики, мир человеческого  общения предстает единственно доступным и ценным миром, внутри которого действует еще один - мир культурных ценностей, реализуемый в языке. Посредством языка истолковываются все составляющие культуры, которые должны быть понятны и доступны каждому человеку.

     Если  герменевтика связана с культурой, то возникает вопрос: действительно  ли она является наукой, как мы сказали  выше, или же - это искусство? И  в том, и в другом случае, она  выполняет функцию кодификации тех процессов, которые каждый из нас спонтанно применяет при понимании значения воспринимаемого сообщения, текста.

     Стоит заметить,  что, чем сложнее понять то или иное сообщение, тем более  ощущается потребность в герменевтике как пути познания.

     Философия ХХ века во многом развивалась под  знаком языка. На различных этапах развития философской мысли, в трудах различных мыслителей взгляды на герменевтику были неоднозначными. Интерес к проблеме коммуникации объединяет самые различные философские течения.

     Зрелый  методологический вид герменевтика начала принимать уже в XVI в. в  процессе дискуссии между католиками и протестантами на тему роли традиции в переводах Священного Писания. С этого момента герменевтика как теория истолкования постепенно трансформировалась в герменевтику философскую2. Из вспомогательной дисциплины, облегчающей понимание сообщения, по каким-то причинам не подлежащего простому истолкованию, она переросла в фундаментальную науку, имплицитно и эксплицитно вобрав в себя предшествовавший опыт философствования. Этот практический опыт в области герменевтики получил дальнейшее развитие во второй половине XIX в., когда на первое место выдвинулась проблема поиска объективных исходных оснований гуманитарного знания.

     Предметной  областью герменевтики становится теперь человеческая действительность, которая подлежит не только истолкованию (или интерпретации), но в первую очередь - пониманию. Подобно тому, как гуманитарное знание противопоставляется естественнонаучному, а естествознанию предпосылается единственно важная функция - функция объяснения, понимание противопоставляется объяснению, и в результате проблема понимания становится центральной проблемой философской герменевтики.

     Философская герменевтика ХХ в. обратила свое внимание не столько на проблему собственно толкования, сколько на проблему экзистенционального понимания. В чем же суть такого понимания? Прежде всего в том, что оно рассматривается как способ понимания в процессе бытия. Другими словами, человек живет в некоем пространстве, окружен современной ему действительностью, но в тоже время он не теряет возможности познавать мир, который был до его существования, и который будет после.

     Такое понимание герменевтики привело  к тому, что в ее недрах зародилась критическая герменевтика. Она предполагала познание мира через саморефлексию, интерсубъективное понимание: для  того чтобы понять, нужно пережить (хотя бы мысленно), прочувствовать понимаемое.

     В это же время П. Рикёр в своей феноменологической герменевтике попытался синтезировать различные течения внутри герменевтики.

     Как видим, проблема герменевтики была одной  из наиболее острых в философии ХХ века. Ее важность можно сравнить лишь со значимостью проблемы познания для философии века XIX или проблемы рациональности для философии века XVIII.

     В представленной работе мы попытаемся рассмотреть, что же представляет собой  герменевтика как одно из направлений  философии, а также сравнить толкование герменевтики такими известными философами, как Дильтей, Гадамер, Хайдеггер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Герменевтика, ее сущность и значение

     Понимание - исходный феномен мышления. Именно в понимании выражается участие  мышления в регуляции деятельности. Способность понимать окружающий мир, других людей и самого себя составляет необходимое условие реализации сущностных сил человека как родового существа.

     Понять - значит обрести знание. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет  нечто ранее неизвестное с  уже известным, вращает ранее разрозненное в систему. Но к этому сущность понимания не сводится: система, в которую включается новое знание, функциональна, действенна. Это система, ориентированная на применение знания. Иначе говоря, понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики. Когнитивная функция понимания именно и заключается в том, чтобы обрести определенное знание о действительности и применить его; в результате понимания знание становится частью внутреннего мира личности и влияет на регуляцию ее деятельности.

     Человек деятелен в силу того, что он - существо социальное. И в этом качестве он способен (и это главное) предвидеть вероятные последствия своих  действий. Реализация возможностей должна быть сбалансирована с ответственностью за их осуществление. Понимание ставит деятельность в зависимость от социально  возможных ее результатов.

     С регуляторной функцией понимания непосредственно  связан и локус контроля, то есть склонность индивида считать ответственным  за важнейшие события своей жизни  себя (интернальный локус) или же других людей и сложившиеся обстоятельства (экстернальный локус).

     В XIX веке анализ проблемы понимания зачастую отождествляли с толкованием  текстов, и отождествление это имеет  место в границах философской  герменевтики. На первый взгляд может  показаться странным, что изучение понимания текстов получило наименование, восходящее к Гермесу, другу пастухов и бродячих торговцев, покровителю плодородия, богу удачи. Между тем взаимосвязь здесь прямая. Первоначально Гермес выступал как бог, указующий путь

     Термин "герменевтика" происходит от греческого слова и означает "разъясняющий", "истолковывающий". Гермес в греческой мифологии - вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий.

     Герменевтика  зародилась уже в античности. Искусству  понимания освещено, в частности, исследование Аристотеля с характерным названием - "Об истолковании". Как искусство толкования текстов герменевтика приобретает важное значение у христианских писателей при объяснении Библии, а также в эпоху Возрождения, где она выступает как искусство интерпретации памятников античной культуры.

     Так, во времена Платона и Аристотеля под ним понималось искусство толкования книг Гомера ("Илиада", "Одиссея").

       В христианские Средние века, под герменевтикой понималось  умение толковать тексты Священного  Писания. Тогда складывались традиции, которые способствовали разъяснению  и истолкованию текстов, и лежали  в основе перевода текстов  с языка одной эпохи на язык  другой эпохи. Другое название  – экзегетика (от греч. exegetikos –  разъясняющий).

     Однако  в самостоятельную область знания герменевтика оформилась лишь в XIX веке благодаря трудам немецких философов  Ф. Шлейермахера (1768-1834) и особенно В. Дильтея (1833-1911). В их трудах герменевтика рассматривалась как метод исследования.

     Согласно  Шлейермахеру, цель герменевтического  понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить  творческий акт создания текста его  автором. Дильтей, один из основателей  "философии жизни", утверждал необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил создатель того или иного исторического памятника путем "вживания", "сопереживания", "чувствования".

     Шлейермахер выделял в текстах предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, другими словами, то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, то есть  тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т. д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Кто есть автор и зачем он всё это говорит. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования.

     Герменевтику  Фридрих Шлейермахер рассматривал как учение об искусстве, или технику  понимания, исследующую условия, при  которых возможно взаимное постижение людьми друг друга в их жизненных  проявлениях. Поскольку всякий текст  в одно и то же время и является индивидуальным проявлением автора, и принадлежит к общей сфере  языка, его толкование идет прежде всего по двум путям. Объективный (грамматический) метод понимает текст исходя из языка как целого, субъективный – из индивидуальности автора, привносимой им в процесс творчества3. Затем следует второе подразделение – на компаративный метод, выводящий смысл из сравнения высказываний в их языковом и историческом контекстах, и дивинационный (угадывающий), ухватывающий смысл интуитивно, путем вчувствования. Эти методы должны взаимодействовать, постоянно дополняя друг друга в процессе понимания.

Информация о работе Философский подход к проблеме понимания