Генезис и основные черты русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение философии до сих пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности.

Содержание работы

1. Генезис и основные черты русской философии.
2. Западники и славянофилы о путях будущего развития России.
3. Н.О. Лосский о месте и роли Н.А. Бердяева в русской и мировой истории философии.
Литература.

Содержимое работы - 1 файл

философия.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 Западники,  в отличие от  славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения  западников,  Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для  западников  — начало движения  России  во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы  Петра сопровождались многими кровавыми  издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы.  Западники  подчеркивали, что  Россия   и  Западная Европа идут одинаковым историческим  путем, поэтому Россия  должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности  и  создать государство  и  общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса,  западники  считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив  развития   России   западники   и   славянофилы  имели схожие позиции.  И  те,  и  другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также  и  негативное отношение к революции; они выступали за реформистский  путь  решения основных социальных вопросов  России . В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г.  славянофилы   и   западники  вошли в единый лагерь либерализма. Споры  западников   и   славянофилов  имели большое значение для  развития  общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло  западников   и   славянофилов  — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое  и  думы”).

Либеральные идеи  западников   и   славянофилов  пустили глубокие корни в русском обществе  и  оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России   пути  в будущее. В спорах  о   путях   развития  страны мы слышим отзвук спора западников   и   славянофилов  по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное  и  общечеловеческое, чем является  Россия  — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая  путем  всемирно-исторического  развития . 
 

3. Н.О. Лосский  о месте и роли Н.А. Бердяева  в русской и мировой истории  философии. 

Николай Александрович Бердяев, наиболее известный  из современных русских философов, родился в 1874 г. в Киевской губернии. Он учился в Киевском университете на юридическом факультете, но не окончил университета, ибо в 1898 г. был арестован за участие в социалистическом движении. В молодости он стремился сочетать марксизм с неокантианством, но вскоре отказался от этих теорий, заинтересовался философией Владимира Соловьева и приступил затем к самостоятельной разработке христианского миросозерцания.

В 1922 г. советское правительство  арестовало свыше сотни профессоров и  писателей по обвинению их в расхождении  с советской идеологией и выслало  их из России. В этой группе среди философов оказались Бердяев, Булгаков, И. Ильин, Лапшин, Франк, Карсавин и лично Лосский.

Согласно  Бердяеву, основной противоположностью, с которой  мы  должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность  между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа — объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная длительность, неподвижность. К царству природы относится все, что объективно и субстанциально (под субстанцией Бердяев понимает неизменное, замкнутое бытие), множественное и делимое во времени и пространстве. С этой точки зрения, не только материя, но психическая жизнь также относится к царству природы. Царство духа имеет другой характер: в нем разногласия преодолеваются любовью; отсюда дух не является ни объективной, ни субъективной реальностью. Познание духа достигается посредством опыта. Все философские системы, не основанные на духовном опыте, являются натуралистическими: они суть отображения безжизненной природы.

С точки  зрения Бердяева, духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Свой взгляд он противопоставляет  дуалистическому теизму и пантеизму, рассматривая эти теории как результат  натуралистической религиозной философии. Относительно его концепции о связи между Богом и вселенной можно сделать вывод из его учения о свободе.

Бердяев часто и много писал о России. Он говорит, что «самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным  единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада». Он видит источник язв России в неправильном соотношении в ней мужского и женского принципов. На определенной стадии  национального развития западных народов во Франции, Англии и Германии «появился мужественный дух и наложил свою печать органически на основные силы народа» («Философия неравенства»). Подобного процесса в России не было, и даже православная религия оказалась не в состоянии обеспечить ту дисциплину духа, которую католицизм создал на Западе в соответствии со своими устойчивыми и ясными чертами. «Русская душа оставалась неосвобожденной; она не сознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры». В соответствии с этими национальными характерными чертами русская мысль также направлена главным образом «на эсхатологическую проблему конца, апокалипсически окрашена» и проникнута чувством надвигающейся катастрофы (эту фразу впервые употребили Эрн и кн. Е. Трубецкой). Эсхатологическая склонность русского ума и отсутствие у него интереса к «половинчатому царству культуры» описаны в книге Бердяева «Русская мысль». В особенности Бердяев имел в виду Ф. Достоевского, Владимира Соловьева, К. Леонтьева, Н. Федорова и кн. Е. Трубецкого. Сам Бердяев является одним из наиболее ярких представителей этого течения русской мысли.

Даже философы с христианским мировоззрением, размышляя о значении собственного народа в историческом процессе, поддаются искушению натурализма в том смысле, что придают слишком большое значение эмпирическому национальному характеру. В книге об А. С. Хомякове Бердяев отмечает, что этот недостаток был свойствен и славянофилам, поскольку у них была тенденция восхищаться естественными характерными чертами русского народа и историческими формами его национальной жизни. Современные русские философы остерегаются этой тенденции.    Бердяев принадлежит к той группе мыслителей, которая стремится развить христианское мировоззрение. Их деятельность представляет собой наиболее оригинальное выражение русской  философской мысли.

Также исключительно ценно утверждение  Бердяева о том, что учение об ужасных муках ада, безнадежных и вечных, имеет садистический характер. Нельзя сформулировать никакую теодицею в отрыве от учения об апокатастазисе или всеобщем спасении. Замечательная черта  философии Бердяева состоит в защите той истины, что христианство — религия любви и, следовательно, свободы и терпимости. Он заслуживает большой похвалы также за свою критику социализма, коммунизма, буржуазного  духа и за свою борьбу против всякой попытки превращения относительных ценностей в абсолютные. Он критикует современную классовую борьбу с точки зрения христианского идеала. Что же касается принципов общественной жизни, Бердяев является поборником традиций западноевропейского и русского гуманизма, а именно абсолютной ценности личности и  ее неотъемлемых прав на духовную свободу и приличные условия жизни. Он убедительно доказывает, что эти принципы могут быть последовательно обоснованы только на основе христианского мировоззрения.

Есть  люди, которые в своем рвении быть более православными, чем само православие, осуждают деятельность Бердяева как опасную для церкви. Они забывают, что, как показывает история христианства, церковная практика и традиционное богословское учение страдают многими недостатками, которые отталкивают широкие круги общества от церкви. Для того чтобы вернуть их обратно в лоно церкви, крайне необходим труд такого мирянина, как Бердяев, указывавшего, что эти недостатки можно устранить, не причиняя ущерба основам христианской церкви. Выражая существенные истины христианства в новой и оригинальной форме, отличающейся по стилю от традиционного богословия, такие философы, как Бердяев, пробуждают интерес к христианству в умах многих людей, отвернувшихся от него, и могут способствовать возвращению их обратно в лоно церкви. Люди, подобные Бердяеву, оказывают сильную поддержку делу сохранения и развития цивилизации, которая защищает абсолютную ценность личности; и за все это — честь и хвала им! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Литература.

1. Белинский В. Г., Избранные философские сочинения М. 1984 г.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990

3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995 г..

4. Элбакян Е. С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр, №  , 1997 г.

5. Лосский Н.О.  История русской философии. Глава 16.

Информация о работе Генезис и основные черты русской философии