Реорганизация советских спецслужб в послевоенный период 1946-1953 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Краткое описание

После окончания Второй мировой войны на повестку дня закономерно встал вопрос о реорганизации советских органов государственной безопасности. Вхождение в состав военных ведомств в годы войны позволяло органам «Смерш», опираясь на помощь военного командования, более эффективно решать свои задачи на фронте и в прифронтовой полосе. Однако сохранение раздробленности контрразведывательной службы в мирное время было призвано нецелесообразным.
Вопрос об объединении органов государственной безопасности был поднят на уровне партийно-государственного руководства СССР весной 1946 года.

Содержание работы

1. Реорганизация советских спецслужб в послевоенные период(1946-1953гг.)………………………………………………………………………………1
1.1 Образование МГБ СССР………………………..………………………...1
1.2 Реорганизация структуры МГБ ССР…………………………………….6
1.3 Соверешенствование нормативной базы по защите
государственной тайны……………………………………………………....8
1.4. Отвественность за разглашение государственной тайны…………..9
2. Министерство внутренних дел СССР(1953-1954гг.)……………………10
3. Организация защиты информации во второй половине 50-х годов…18
3.1 Реорганизация КГБ СССР на начальном этапе деятельности(1955-1959гг……………………………………………………………………………….18
3.2 Совершенствование нормативной базы защиты информации……...26
3.3 Ответственность за разглашение государственной тайны …………28
Список литературы……………………………………………………………30

Содержимое работы - 1 файл

Реорганизация советских спецслужб в послевоенный период 1946-1953 г.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Руководствуясь этим постановлением, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 марта 1954 г. образовал Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

КГБ при СМ СССР являлся союзно-республиканским государственным комитетом и действовал на правах министерства (председатель КГБ входил в состав Совета Министров СССР). В республиках образовывались комитеты госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик, в краях и областях — управления или отделы КГБ, в городах и районах вместо бывших городских отделов или отделений МВД СССР создавались аппараты уполномоченных КГБ.

Система органов государственной  безопасности СССР включала в себя органы военной контрразведки в  лице особых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы-отделения дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, аппараты уполномоченных КГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

В структуру центрального аппарата КГБ при СМ СССР в 1954 г. входили:

•  1-е Главное управление (разведка за границей, начальник А.С. Панюшкин (до 23 июня 1955 г.), затем А.М. Сахаровский);

•  2-е Главное управление (контрразведка, начальник П.В. Федотов, с 1956 г. —  О.М. Грибанов);

•  3-е Главное управление (военная  контрразведка, начальник Д.С. Леонов);

•  4-е управление (борьба с  антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами, начальник Ф.П. Харитонов);

•  5-е управление (контрразведывательная  работа на особо важных государственных объектах, начальник П.И. Ивашутин, с 8 сентября 1954 г. — И.И.Бетин);

•  6-е управление (контрразведывательная  работа на транспорте, начальник М.И.Егоров);

•  7-е управление (служба наружного  наблюдения, начальник Г.П. Добрынин);

•  8-е главное управление (криптография, начальник В. А. Лукшин);

•  9-е управление (охрана руководителей партии и правительства, начальник В.И. Устинов);

•  10-е управление (Управление коменданта Московского Кремля, начальник А.Я. Веденин);

•  Управление кадров (начальник  П.И. Григорьев);

•  Следственное управление;

•  1-й спецотдел (контрразведывательная работа на объектах атомной промышленности, начальник А.М. Иванов);

•  2-й спецотдел (применение опертехники, начальник Г.И. Заболотный);

•  3-й спецотдел (изготовление средств  тайнописи, документов для оперативных целей, экспертиза документов и почерков, начальник К.В. Булгаков); 4-й спецотдел (радиоконтрразведка, начальник П.Ф. Кузнецов);

•  5-й спецотдел (изготовление средств  опертехники, начальник В.К. Белинский);

•  отдел «С» (правительственная  связь, начальник П.Н. Воронин);

•  Учетно-архивный отдел (начальник Я.А. Плетнев);

•   Управление учебных заведений (начальник Е.И. Борисоглебский);

•  Бухгалтерия (начальник B.C. Кузьмичев);

•  Инспекция при председателе КГБ (начальник П.В. Ев-сюков);

•  Секретариат КГБ (начальник  В.П. Доброхотов).

25 сентября 1954 г. в распоряжение  КГБ были переданы подразделения  правительственной ВЧ-связи и  был организован Отдел войск правительственной ВЧ-связи во главе с генерал-лейтенантом П.Ф. Угловским.

 

3. Организация защиты информации во второй половине 50-х годов

3.1. Реорганизации КГБ СССР на начальном этапе деятельности (1955-1959 гг.)

26 апреля 1955 г. был организован  6-й спецотдел КГБ СССР (перлюстрация телеграфной и почтовой корреспонденции) и Военно-строительный отдел, позже преобразованный в Военно-строительное управление.

В соответствии с Конституцией СССР обеспечение государственной безопасности относилось к ведению Союза ССР, в связи с чем его высший законодательный орган издавал  законы в области государственной  безопасности, а Совет министров был уполномочен объединять и направлять работу министерств и ведомств союзных республик, призванных участвовать в этом процессе в соответствии со своей компетенцией.

Непосредственно определенная компетенция  в области обеспечения госбезопасности  была определена также для министерств иностранных дел, обороны, здравоохранения, транспорта, связи, МВД и ряда других министерств и ведомств.

КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза.

Следует также подчеркнуть, что  де-факто получив статус союзно-республиканского ведомства, КГБ им не являлся, как  не имел он и более высокого статуса  государственного комитета, который  он приобрел только 5 июля 1978 г., лишившись в своем официальном наименовании приставки "при СМ СССР". С учетом этого обстоятельства мы и будем в дальнейшем использовать обобщающий акроним КГБ СССР.

Столь существенное понижение государственно-правового  статуса госбезопасности по сравнению с существовавшим с 1946 г. министерством госбезопасности, связано с определенным недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении руководителей и органов госбезопасности в целом.

Последние обстоятельства не в последнюю очередь сказались как на обстановке в самом КГБ СССР, так и на судьбе страны в целом, о чем речь пойдет далее.

Данный урок истории показывает, что вопрос о состоянии и системе  мер по обеспечению безопасности страны требует к себе беспристрастного, всестороннего и взвешенного отношения. Что допускаемые при его решении перекосы способны принести существенный и непоправимый ущерб интересам граждан, общества и государства.

Согласно решению ЦК КПСС перед  Комитетом госбезопасности при СМ СССР были поставлены следующие основные задачи:

а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;

б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной  деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;

г) контрразведывательная работа в  Советской Армии и Военно-Морском  флоте;

д) организация шифровального и  дешифровального дела в стране;

е) охрана руководителей партии и  правительства.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему  укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано  Положение о прокурорском надзоре  в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета(ПВС) СССР от 24 мая 1955 г. Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ при СМ СССР в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.

В соответствии с Указом ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских  граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны" были освобождены из заключения бывшие военнослужащие РККА и ВМФ, осужденные за сдачу в плен врагу.

Также были приняты указы об освобождении и возвращении на родину немецких и японских военнопленных, находившихся в лагерях военнопленных, или отбывавшие наказание по суду как военные преступники.

После ХХ съезда КПСС наряду с развернувшейся массовой работой по пересмотру уголовных  и следственных дел, проводившейся  при участии сотрудников КГБ  под руководством работников прокуратуры, Верховным Советом СССР был принят ряд законодательных актов, отменявших ранее принятые указы, создававшие основу для массовых нарушений прав граждан.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 г. были отменены постановления Президиума ЦИК от 1 декабря 1934г. "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" и от 14 сентября 1937 г. "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик", устанавливающие особый, "упрощенный" порядок судебного рассмотрения дел по данным обвинениям.

В период 1956-1957 годов приходится отмена ранее принятых законодательных  актов в отношении некоторых  народов, проживавших ранее на временно оккупированной в годы войны советской  территории, в связи с чем были отменены неконституционные меры в отношении многих "спецпереселенцев" и "спецпоселенцев".

В январе 1957 г. была восстановлена  национальная государственность балкарского, калмыцкого, карачаевского, ингушского и чеченского народов.

Следует также подчеркнуть, что  с момента образования КГБ  при СМ СССР контроль за его деятельностью  осуществлялся ЦК КПСС, в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении  действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение, Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов.

В этой связи однозначно нельзя отождествлять КГБ СССР с его историческими предшественниками НКВД и МГБ, не смотря на недостатки, а подчас и серьезные упущения, имевшие место в его работе.

Известно, что Н.С.Хрущев неоднократно официально заявлял, что органы госбезопасности "вышли из под контроля партии и поставили себя над партией", что далеко не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности. Ныне этот миф убедительно развеивается недавно изданными сборниками документов "Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936 (М.,2003) и "Сталин и ГУГБ НКВД. Декабрь 1936 - 1937г.(М.,2004).

Под лозунгом "исключить возможность  возврата к 1937 году", в нарушение  конституционного принципа равенства  всех граждан перед законом, ЦК КПСС органам КГБ при СМ СССР было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938 г., но тогда номенклатура не могла чувствовать себя в безопасности перед грозными очами генсека ЦК ВКП(б).

По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. положило начало росту коррупции и зарождению организованной преступности в нашей  стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, наделенных административными властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР.

С одной стороны, создавая некое  подобие касты "неприкасаемых", оно в то же время, способствовало зарождению "телефонного права", получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века.

В то же время, это обстоятельство облегчало зарубежным спецслужбам  попытки вербовочных подходов и  оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия и устремлений спецслужб иностранных государств.

А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.

2 апреля 1957 г. в ведение КГБ  перешли погранвойска, для чего  было образовано Главное управление  пограничных войск, а также  Военно-строительное управление  бывшего Главного управления пограничных и внутренних войск МВД. 8 апреля 1957 г. в составе комитета появилось Управление военного снабжения.

Первоочередное внимание руководством КГБ при СМ СССР было уделено «чистке» кадрового состава ведомства. К 1957 г. было уволено 18 тысяч сотрудников, охарактеризованных Серовым как «не внушающие политического доверия, злостные нарушители социалистической законности, карьеристы, морально неустойчивые, малограмотные и отсталые работники». В частности, за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки было уволено 2300 человек, сорок бывших сотрудников КГБ лишены генеральских званий, из центрального аппарата уволено около двух тысяч сотрудников. Фактически были заменены почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов.

За этот же период в особые отделы было зачислено более 1,5 тысячи офицеров. В 1955 г. в высшей школе КГБ был  установлен четырехгодичный срок обучения. В том же 1955 г. при ней начали работу двухгодичные курсы подготовки руководящего оперативного состава, а в 1957 г. — курсы подготовки оперативного состава.

Основанием для изменений принципов  подбора кадров стал приказ КГБ от 1 декабря 1954 г. «О замене оперативных  работников, не имеющих необходимой подготовки и не обеспечивающих порученное им дело», с подписанием которого на оперативную работу стали приниматься в основном работники с высшим образованием.  

На 1 января 1959 г. 95 % следователей имели высшее и незаконченное высшее юридическое образование. В 1954—1958 гг. около 3,5 тысячи сотрудников органов КГБ без отрыва от работы окончили высшие учебные заведения, более 12 тысяч — средние.

Агентурный аппарат также был  подвергнут «чистке». Введенная в 1952 г. категория специальных агентов была упразднена. Органы госбезопасности стали шире привлекать граждан к сотрудничеству на доверительной основе.

Возросла техническая оснащенность оперативных подразделений. Так, на вооружение службы наружного наблюдения поступили новые средства радиосвязи, фотоаппараты с длиннофокусной оптикой и телеобъективами, замаскированные в чемоданах, портфелях и т. п. В практику наблюдения стала шире внедряться секретная фотосъемка.

Информация о работе Реорганизация советских спецслужб в послевоенный период 1946-1953 гг