Сущность социальной политики и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:31, реферат

Краткое описание

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Содержимое работы - 1 файл

Сущность социальной политики и ее основные направления.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Весь этот аналитический  материал дает возможность органам  государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационный  компонент социальной политики государства - это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельность - это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой - рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

· глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

· подбор и расстановку  кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач;

· доведение  до исполнителей задания, определение  их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в  распоряжении;

· разъяснение  смысла социальной значимости качественного  и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

· координацию  усилий и действий структурных подразделений  и конкретных исполнителей, обеспечение  целеустремленности их деятельности;

· проверку хода исполнения заданий по этапам и в  целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности [8, с. 91 - 92].

Вычленение в  социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного  компонента социальной политики может  привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной  стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться  лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом. Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными  качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это  взаимосвязанное цельное системное  образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря  ограниченному сочетанию системности  и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров - обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни [8, с. 100]. Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы и ее инфраструктуры.

А многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной  структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Т.о., социальная политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

Количественная  и качественная характеристики социальной политики

Термины "качественные методы исследования" и "качественная социология" сегодня уже прочно вошли в лексикон российских социологических  публикаций, о чем свидетельствует, например, следующий отрывок:

"В течение  длительного времени в западной  социальной науке почти безраздельно  господствовала позитивистская  методология с ее ориентацией  на естественнонаучные исследовательские  схемы, критерии и стандарты.  Многие годы доминирующее положение  в эмпирической социологии занимали  исследования, цель которых состояла  в проверке заранее выдвинутых  гипотез с помощью формализованных  методов и измерительных процедур. Лишь начиная с 50-х годов стала звучать усиливающаяся критика традиционной эмпирической социологии, которая стала определяться в научной литературе как количественная, позитивистская, нормативная и тд. Эта критика исходила главным образом от сторонников феноменологических, интернационистских и этнометодологических направлений и сосредотачивалась не только на применяемых в количественной социологии процедурах формализации и квантафикации, но была нацелена на базисные (часто имплицитные) предпосылки о природе социальной реальности, лежащие в основании количественного подхода. В ходе дискуссии с позитивистски ориентированной социологией развивались не только альтернативные теоретические программы, но и осуществлялась активная полевая работа, в которой ставка делалась на так называемые свободные, неструктурированные, интерпретативные, качественные методы сбора данных. В конечном итоге эта исследовательская сфера стала рассматриваться как вполне самостоятельная область социологии со своим собственным теоретическим, методологическим и методическим арсеналом, а для ее характеристики в настоящее время все чаще используют термин "качественная социология". В западной социальной науке качественная социология представляет собой научное направление, имеющее парадигмальные характеристики, проявляющиеся в общности и взаимосвязанности теоретических концепций, методологических подходов и конкретных методов исследования".

Приведенное выше описание, с нашей точки зрения, в целом является правильным, но вместе с тем нуждается в некоторых  уточнениях Главное из них должно состоять в том, что так называемая "качественная социология" не является столь целостным и интегрированным  теоретическим, методологическим и  методическим научным направлением, как это описывает цитируемый выше автор. Учитывая, что указанное  описание является довольно типичным, причем не только для российских, но и для многих западных публикаций последних лет, представляется необходимым рассмотреть вопрос о взаимоотношении методов в более конкретном контексте их возникновения.

В качестве преамбулы  отметим, что любая научная дисциплина, будь то физика, биология или социология, не является чем-то целостным, а скорее представляет собой сложный и  далеко не всегда упорядоченный конгломератразличных субдисциплин. Это можно пояснить на примере физики, поскольку в ее состав входят такие разные субдисциплины, как астрофизика, квантовая механика, термодинамика, а также такие сугубо практические области, как электротехника, теплотехника, сопротивление материалов и тд. Сходные примеры можно привести из области химии, биологии и других наук.

Достаточно очевидно, что социология в этом ряду не только не является исключением, но и, пожалуй, демонстрирует еще большую степень  дезинтеграции, чем традиционные естественные науки. Чтобы не быть голословными, приведем мнение признанного специалиста Н.ФЛаумовой, которая следующим образом характеризует состояние западной социологам последних лет "Наиболее значительная, заслуживающая внимания тенденция связана с тем, что в 70-е - 80-е годы естественный процесс дифференциации науки приобрел формы, позволяющие делать вывод о резком ослаблении в ней внутренних теоретических и предметных связей... Социетальные проблемы рассматриваются практически вне теоретических предпосылок, на эмпирическом уровне... Продолжается процесс обособления прикладной социологии. Прикладные работы все больше образуют автономную область, до которой очень смутно доносятся теоретические споры".

Тезис о теоретической, предметной и методической неодородности социологии важен для нас потому, что возможности любого метода и его роль среди других методов не могут быть правильно поняты вне контекста его возникновения и тех задач, которые он первоначально был призван решать, а также вне понимания процессов "экспансии" этого метода на другие предметные области.

Предельно упрощая, история развития методов эмпирической социологии с момента ее зарождения и до наших дней выглядит следующим  образом.

Как известно, основным эмпирическим методом, которым пользовались социологи первого поколения (Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель и другие) было наблюдение, причем не включенное наблюдение в современном понимании этого слова, а обыденное, или "жизненное" наблюдение, дополнявшееся изучением литературы, общением с коллегами и тд.

Первые попытки  использования в социологической  работе систематического эмпирического  материала относятся к началу XX века. Основными ввдами эмпирических данных в те годы были: письма, дневники, материалы судебных дел, устные истории, позднее - автобиографии, а еще позднее - методы агентурной работы, заимствованные у спецслужб (разновидность включенного наблюдения). Таким образом, первый этап развития социологии с точки зрения используемых методов должен быть охарактеризован как "качественный". Одним из главных направлений эмпирических исследований тех лет было изучение социальных причин преступности, особенно молодежной и подростковой. Позднее, после начала "великой депрессии", фокус интересов сместился в сторону криминальных сфер теневой экономики.

В 20-е годы в  США были разработаны и быстро вошли в моду количественные стандартизированные  опросы. Для нас важно, что сфера  возникновения количественных опросов  изначально не имела ничего общего ни с теоретическими трудами отцов-основателей  социологии, ни с первыми эмпирическими  исследованиями, посвященными генезису личности преступников и некоторым  другим изучавшимся в те годы проблемам. Если исследования, в рамках которых осущеста-лялся сбор автобиографий, были научно-поисковыми, то массовые опросы с момента своего возникновения имели в основном не просто прикладной, а коммерческий характер, поскольку были востребованы и финансировались газетами и политическими партиями для решения вполне конкретной практической задачи: замера рейтингов политических деятелей и прогноза результатов выборов. В те же годы были предприняты первые попытки количественного изучения аудитории средств массовой информации и рекламы.

Считается, и  не без основания, что новые количественные методы существенно потеснили предшествующую "качественную" традицию, оттянув  на себя, в частности, фокус общественного  интереса, а вследствие этого - финансовые и иные ресурсы, включая и ресурс доступа к средствам пропаганды своих идей (эффект, свойственный любой  моде). Здесь, пожалуй, уместно отметить, что европейские социологические школы, которые могли бы составить альтернативу американским, в то время были раздавлены послевоенным экономическим кризисом и окончательно погибли в огне второй мировой войны, после которой на несколько десятилетий установилась так называемая "эпоха американизма", когда вновь возникавшие европейские школы могли выполнять лишь роль реципиентов американских достижений.

Разработка и  внедрение метода массовых опросов  явились крупным технологическим  достижением, на основе которого в развитых странах сформировалась целая экономическая  отрасль, или "индустрия опросов", ставшая неотъемлемым элементом  современного общества. Значение и  финансовая мощь этой отрасли существенно  возросли с тех пор, как на основе массовых опросов стали проводиться  регулярные маркетинговые исследования, ставшие более мощным (и более  стабильным по сравнению с политикой) источником финансирования.

Система социологического образования, разумеется, не могла остаться в стороне от этих процессов. Методы стандартизованных опросов, включая  весь сопутствующий им шлейф методов  сбора и обработки данных, стал крупной составной частью системы  социологического образования и  академической социологии. Результаты стандартизованных опросов естественным образом оказались массивами  информации, чрезвычайно удобными для  осуществления различных математических операций, в том числе и с  помощью ЭВМ. Так родилась математическая социология, имевшая свои несомнентае достижения, но очень сильно формализовавшая процесс социологического образования, потеснив в нем собственно гуманитарные направления.

Информация о работе Сущность социальной политики и ее основные направления