Возникновение многопартийности в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А "связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения"[1]. В этом и заключается причина того, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию назвал партийное строительство задачей государственной, подчеркнул необходимость становления развитой партийной системы в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Формирование многопартийности в России……………………….7
1.1 Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур………………………………………………….7
1.2 Эволюция программных установок политических партий……………..14
Глава II. Парламентаризм в России…………………………………………..23
2.1 Понятие парламентаризма в политической науке……………………....23
2.2 Этапы становления современного российского парламентаризма…….31
Заключение…………………………………………………………………….40
Список источников и литературы…………………………………………….

Содержимое работы - 1 файл

Возникновение многопартийности в России..doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

После парламентских  выборов 1999 г. "Единство" совершило  объединение с политическим движением "Отечество" и было переименовано в "Единую Россию". В своей предвыборной платформе 2003 г. "Единая Россия" подчеркнула, что необходимо сохранять "единство государственной воли". Она указывала, что "укрепление демократического, правового, федеративного, социально ответственного и сильного государства является первоочередной задачей партии". В экономической сфере "Единая Россия" считает, что "любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни наших сограждан"[18].

Характерна эволюция программных документов КПРФ. В принятом на II съезде партии (13-14 февраля 1993 г)"Политическом заявлении" говорилось о приверженности КПРФ "идеям социализма и народовластия". Своими задачами КПРФ ставила "воспрепятствование капитализации страны", "прекращение насильственной приватизации". Вместе с тем в заявлении содержались такие не характерные для ортодоксальных коммунистов положения как "формирование планового рыночного хозяйства", "оптимальное сочетание различных форм собственности", "бесплатная передача земли в бессрочное владение и пользование государственным, коллективным, фермерским и другим хозяйствам", "заключение нового межгосударственного договора между странами СНГ".

В принятой на III съезде КПРФ (22 января 1995 г) программе целью партии было объявлено "возрождение Отечества  и возвращение на путь социалистического  развития".

Главными целями КПРФ названы: народовластие в форме  Советов; справедливость как гарантированное право на труд, общедоступное бесплатное образование, здравоохранение, жилье, отдых и социальное обеспечение; равенство, основанное на ликвидации социального паразитизма, эксплуатации человека человеком; патриотизм и интернационализм; ответственность как единство прав и обязанностей гражданина; социализм и коммунизм".

В современной России типичный представитель политической партии державнической ориентации - это "Либерально-демократическая партия России" (ЛДПР). В начале создания она заявляла о принадлежности к либерализму, но вскоре осуществила переход от либерализма к державничеству.

Принятая на учредительном  съезде (31 марта 1990 г) программа ЛДПР практически ничем не отличалась от программ демократических организаций.

Но в начале своего учреждения в отличие от других партий либеральной ориентации, ЛДПСС выступала "против разжигания антикоммунистической истерии". В области идеологии ЛДПСС выступала, "против господства одной идеологии, в частности коммунистической, против культа личности, вождизма, за деидеологизацию государственных и общественных институтов". На самом деле, V съезд ЛДПР (2 апреля 1994 г) утвердил новый устав, избрал В. Жириновского председателем партии сроком на 10 лет и предоставил ему право единолично формировать состав Высшего совета и других руководящих органов ЛДПР, чем фактически утвердил единоличное руководство В. Жириновского партией[19].

 

В области политического  устройства общества ЛДПСС выступала  за "создание правового государства  и осуществление президентского правления, за создание многопартийной демократии, и вместе с тем за создание коалиционного правительства на основе многопартийных выборов"[20]. В области экономики ЛДПСС - за "полную свободу для предпринимательства в любых формах и видах, свободу рыночных отношений"; она считала что "министерства и ведомства осуществляют только координационно-информационную роль".

В 1991 г. ЛДПСС, заявления  В. Жириновского приобрели державническую, даже можно сказать, агрессивно-империалистическую окраску, и она поменяла свой политический цвет без какого-либо серьезного обоснования.

В апреле 1992 г., состоялся III съезд ЛДПСС, на котором было принято  решение об учреждении "Либерально-демократической  партии России" (ЛДПР). Съезд объявил  ЛДПР правопреемницей ЛДПСС и  подтвердил прежние программы и устав партии. На III съезде ЛДПР уделила большое внимание геополитическому положению России, которая расположена на стыке двух континентов - Европы и Азии. В. Жириновский отметил, что "Россию будут уничтожать с запада, с востока, с юга, если она снова не превратится в сильное, мощное государство. Для обеспечения внешней политики нужны мощные вооруженные силы и патриотически настроенные дипломаты"[21].

Как показал дальнейший опыт, ЛДПР явилась единственной организацией державнической ориентации, победившей на выборах в Госдуму как в 1993 г., так и в 1995 г.

 

В своей предвыборной платформе 2003 г, ЛДПР подчеркнула важность укрепления национальной безопасности и усиления военных структур.

Она считала, во-первых, что  российская внешняя политика должна не допустить объединения антироссийских сил на Юге и воспрепятствовать  возникновению конфликта между  православным и мусульманским миром. Юг должен стать добрым соседом России;

 

во-вторых, российская военная  доктрина должна обеспечить сдерживание  потенциального агрессора и молниеносный разгром противника в локальных  конфликтах, в том числе с применением  ядерного оружия;

 

в-третьих, для эффективной  борьбы с преступным элементом, индивидуальными террористами и организованными террористическими организациями должны быть резко усилены российские силовые структуры и создан мощный орган государственной безопасности с широкими полномочиями.

Достаточно близкой  к либерализму оказалась социал-демократическая модель. Идеи социал-демократии в период упадка коммунистической идеологии начали приобретать некоторую популярность в политически активных слоях российского общества. Но вместе с этим социал-демократы долгое время находятся на спаде, в поисках конструктивной модели нового общества.

Учредительный съезд "Социал-демократической  партии России" (СДПР) прошел в мае 1990 г. в Москве. Съезд принял Манифест об учреждении новой партии, Устав  и Декларацию основных принципов  СДПР. В программных документах партии подчеркивалось, что СДПР ориентируется на пример развитых стран, в которых социал-демократия смогла реализовать свой творческий потенциал, построила общество высокого жизненного уровня и социального равновесия[22].

Проект программы партии "Путь прогресса и социальной демократии" был одобрен нa втором (программном) съезде СДПР в октябре 1990 г. Общими принципами деятельности партии признаны: парламентаризм - проведение политики через органы муниципальной (советской) и парламентской власти; реформаторство - становление в России гражданского общества политической, экономической и социальной демократии по западному образу; социальное партнерство - отрицание идеологии классовой борьбы и диктатуры какого-либо класса, демократическое регулирование повседневных интересов различных социальных групп, создание системы социальной защищенности общества и каждого гражданина; гуманистический интернационализм - стремление к гражданскому миру и межнациональному согласию. Особое значение СДПР придает решению задачи формирования в России правового государства, закрепления системы социальных реформ в новом законодательстве.

 

Глава II. Парламентаризм в  России

2.1 Понятие парламентаризма  в политической науке

Парламентаризм как  политическая категория - сложное, многомерное явление. При определении парламентаризма как предмета исследования возникает ряд проблем методологического характера. Несмотря на то, что в последнее время политологи часто используют понятие "парламентаризм", тем не менее, в отношении его содержательной характеристики остается много неясностей и вопросов.

В научных исследованиях проблемы парламентаризма возникали разнообразные  теории как отклик на тот или иной период развития общества. В современной  политической науке можно говорить о двух основных подходах в трактовке феномена парламентаризма. Первый подход условно можно назвать "государствоведческим", в рамках которого, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления[23]. С древнейших времен под формами правления понимали способ реализации власти через правление или многих (политая), или одного лица (монархия), или группы лиц (аристократия), или народа (демократия). Парламенты существовали и существуют при различных формах правления. Парламентаризм можно толковать как способ организации государственной власти в рамках той или иной формы правления, но не как самостоятельную форму правления.

С политологической точки зрения, парламентаризм - многоплановая, сложная  структура. Поэтому неудивительно, что по вопросу сущности и принципов парламентаризма существует достаточно широкий спектр мнений. Так, например, немецкий исследователь Г. Еллинек, который считает парламент сердцевиной парламентаризма, не относит парламент к числу важнейших органов государства. Парламент по его мнению, - это один из таких второстепенных органов, появление, существование и исчезновение которых не влечет за собой дезорганизации или коренного видоизменения государства. Парламент не является самостоятельным органом, так как его волевой акт непосредственного воздействия на государство и на подвластных государству лиц не оказывает.

Совершенно другой точки  зрения придерживается английский исследователь  А. Дайси. "Парламентаризм, - писал  он, - имеет при английском государственном  устройстве право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни лица, ни учреждения, за которым английский закон признавал бы право преступать или не исполнять законодательные акты парламента. Права парламента ограничены лишь двумя факторами: нравственным законом и общественным мнением"[24].

Из вышеприведенного определения, как мы видим, на первый план выходит подход к парламентаризму, как к проявлению общественного мнения.

В отечественной политической науке понятие "парламентаризм" также трактуется по-разному, хотя, в общем, речь идет о парламентской  системе организации и функционирования верховной государственной власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле - его существенная роль, то есть нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями. Представляется справедливым суждение о парламентаризме как "способности представительного органа свободно обсуждать и принимать политические решения в виде законов"[25]. Причем подразумевается, что речь идет о демократически легитимированном народном представительном органе, действующем в системе разделения властей.

Термин "парламентаризм" начал входить в обиход российской политической теории и практики с появлением в стране первого парламентского учреждения. В дореволюционной литературе парламентаризм определяется как "система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной"[26]. Как следует из определения, парламент воспринимался как орган верховного контроля над исполнительной властью, имеющий право не только требовать с правительства отчета о его деятельности, но и привлекать министров к ответственности.

На современном этапе  общественного развития существует множество определений, в той  или иной мере отражающих сущность понятия "парламентаризм". Некоторые  авторы оценивают парламентаризм исключительно как государственный режим, главной отличительной чертой которого является политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой за свою деятельность.

Расширенную трактовку  парламентаризма дает профессор О.О. Миронов. Он определяет его как "сложный и многогранный феномен, некую шкалу социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой"[27].

Парламентаризм также  рассматривается как "представительное начало в управлении" и "форма  деятельности представительных государственных  органов и их взаимодействие с  другими органами государственной  власти".

Вышеприведенные определения позволяют выделить принципы парламентаризма, среди которых важными являются: выражение и защита интересов всех социальных групп населения; приоритет законодательных органов власти перед остальными; подчиненность и подконтрольность парламента народу; взаимодействие парламентов с другими органами власти.

При толковании понятия "парламентаризм" употребляются  различные характеристики: система  управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и др. На наш взгляд, парламентаризм целесообразно рассматривать как целостную систему организации и функционирования государственной власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества.

С точки зрения политической теории, парламентаризм является одной из форм представительной демократии.

Подлинный парламентаризм возможен только при демократии, когда  парламент, как отмечают Д. Олсон  и М. Мезей, находится "ближе, чем  другие институты, к тому месту, где  происходит слияние теории демократии и демократической практики"[28], и не формально, а на деле выступает в качестве высшего представительного органа власти. Он включает в себя сам парламент и, кроме того, целую систему политических, правовых и моральных факторов различного уровня, с помощью которых регулируется жизнь общества. Нет сомнений в том, что демократизация невозможна без развития и совершенствования представительных форм осуществления власти различными социальными слоями общества, то есть без парламентской демократии. Но, с другой стороны, нет сомнения в том, что свобода граждан может быть обеспечена только в том государстве, где законодательная, исполнительная и судебная власти действуют в строго определенной области и взаимно ограничивают друг друга.

Информация о работе Возникновение многопартийности в России.