Бодрствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 19:34, реферат

Краткое описание

Две трети жизни человек проводит в бодрствующем состоянии, которое обычно противопоставляется состоянию сна. При атом подразумевается, что собственно жизнь и находит свое законченное выражение именно в состоянии бодрствования. Приходится лишь удивляться, что, несмотря на первостепенное значение этого состояния для жизни каждого человека и общества в целом, психология бодрствования как психология уровней ясности сознания еще не создана, да и вообще взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, составляющих это психическое явление, выяснены еще далеко не достаточно.

Содержимое работы - 1 файл

бодрствование.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

3. Саморегуляция психического тонуса посредством изменения виещпих условий является, пожалуй, наиболее известным способом коррекции самочувствия и состояния- Она включает многочисленные фэрмы воздействия человека па внешние условия, которые посредством обратных связей, в свою очередь, оказывают стимулирующий пли же тормозной аффект на психическую деятель-

 

■гость. Сюда относятся пес  виды церемониального  повеления люде» перед наступлением важных п ответственных событий. История обрядов со времен первобытного чело-пека до иошлх дней даст огромное число примеров паж-пооти такою рода регуляции состояний.

Это же обстоятельство способствует живучести многих суеверий, подсознательно проявляющихся а психической устойчивости человека в трудных условиях деятельности. Не секрет, что и а наше время можно наблюдать проявления суеверий, пусть даже в форме безобидных традиций, но тем не менее весьма действенных. Известно, что традиционной «плохой приметой» у летчиков служит появление врача в белом халате па аэродроме, у мо-рякоа — женщины на корабле. Л вот как относятся к •приметам* спортсмены, «Когда нас спрашивают, верим ли мы в приметы,— писал Борис Майоров.— мы искренне отвечаем: «Нот*. И действительно, кто сказал, что мы верим и приметы? Просто иногда не хочется искушать судьбу. Помню, и 1963 году в Стокгольме Аркадий Иваиопич Чернышев увидел в метро монету на «орле*. Он проехал две лишние остановки, чтобы поднять ее и чтобы никто не заметил этого. Он проносил ее до конца чемпионата в кармане. Мы тогда вытрали. А я в прошлом году нашел шиллинг в венском отеле и носил его весь чемпионат и даже привез этот шиллинг сюда, п Гренобль*. Команда отправляется на игру. «Сажусь. В автобусе какая-то женщина. Заходит Аркадии Иванович. Я его спрашиваю: «А эта женщина с нами поедет?» — «Не волнуйся, попросим выйти»,—огвечаег оп. Женщина в автобусе — это плохо* '.

В настоящее время  вопросы управления психическим тоиусом  человека посредством  внешних раздражителей  выходят из разряда  чисто теоретических  разработок и находят все более широкое практическое применение. На транспорте, в промышленности, в области управления энергетическими и технологическими системами проблема стимуляции психического тонуса и борьбы с утомленном, вызываемым монотонной деятельностью, решается вес более настойчиво. Известный интерес представляют, например, исследования И. В. Муравова, показавшие стимулирующий эффект функционалыгой музыки на состояние н работоспособность оператора. Оп проявляется в сокращении периода врабигы пае мости, в повышении работ оспособ-

 

постп и аффективно 01В отдыха при выполнении монотонной работы. Во многих случаях функциональная музыка нейтрал пзуег дискомфорт среды. Согласно данный ]'. Л. Березиной, поело специальных музыкальных н цветомузыки льных воздействий производительность работ в ряде случаев увеличивалась на .10—50%, а ошибки уменьшались иа 21—23%. По данным II. Л. Враилоиско-го, положительно пппяет на стимуляцию уровня бодрствования п'перемешюе освещение рабочего места оператора. Как показали опыты, особенно эффектиппо такое воздействие в периоды наибольшего падения работоспособности (между .4.30 и 7 чагямп утра).

Влияние цвета па психическое  состояние человека было отмечено еще Гете. Все циста с этой точки дреппя ои подразделял на две группы: цвета бодрящие, оживляющие, возбуждающие — краспо-желтыс и цвета, порождающие беспокойство и мигко-нечальпое настроение,— еппс-фиолстовыс. Зслспый цвет занимает промежуточное положение в вызывает, по мпепию Гете, состояние спокойной умиротворенности. Краспо-оранжево-жслгые цвета производят на пас впечатлеине чего-то теплого; спине цвета, напротив, вызывают чувство холода. У художников различение «теплых» п «холодных* цветов стало общепринятым. В психиатрии хорошо известны факгы улучшения пастроеппя меланхоликов при помещении их в комнату с красным освещением и, наоборот.— успокоения людей в маппакальцом состоянии в иомещоиии, освещенном сннпм цветом.

Таким образом, методы саморегуляции  психического тонуса посредством измепеппя  внешних условий  весьма действенны и  разнообразны, хотя здесь еще и  не создано общепринятой системы, которая  бы использовала не только эмпирический опыт, но и строго научные данные.

 

Именно  эта сторона бодрствования  привлекает основное внимание исследователей. Повседневная практика изобилует примерами, свидетельствующими о том, что продуктивность бытия зачастую определяется интенсивностью сопровождающих его психофизиологических реакций. Ин-тереспо. что в свое время па важность этой особенности функционирования психики укалывал Михаил Зощенко. «Скажем, мало кому павсгтпо о том,— писал оп,— что папг оргапиаи может работать па разные скорости (как любая машина), прячем часто большая скорость отнюдь пс является вредной, а напротив того, чрезвычайно полезной я даже благодетельной. Случайно или по целому ряду обстоятельств человек, расходующий незначительное количество энергии и живущий, так сказать, на медленном темпе, но большей части так п продолжает жить, совершенно не иредиолагая. что он может создать энергию значительно большую... Тут чрезвычайно интересно отметить, что не только отдельного человека, по н целый парод... можно перенести на другую скорость, хотя бы и весьма непривычную. Для этого необходимо прежде всего расстаться с ирежпимп привычками и выработать новые, которые, утвердившись, создают новую, повышенную работу организма*'.

Несмотря  па то что бодрствование  представляет собой  состояние, вызванное  комплексной, системной реакцией всего организма, его принято рассматривать с психологической и физиологической сторон. В психологическом плане интенсивность Бодрствования нашла свое отражение в повседневной речи в таких выражениях, как умственная энергия, напряжение духа, внутренне* усилие и Т. а. В современной литературе к понятию интенсивности бодрствования ближе всего подходит термин «психическое напряжение». Подразумевается, что он отражает и степень энергетической мобилизации физиологических систем для организации поведения в каждый текущий момент.

В физиологии это явление  получило название активации. При эгом имеется в виду быстрое нарастание активности центральной нервной системы, что, в свою очередь, вызывает соответствующую ннтепсификвпию периферических нропессов в организме. С помощью топких нейрофизиологических экспериментов было установлено, что   интенсивность  бодрствования   опре (еляется   измене-

 

нпем  активности специфического нервного аппврага. расположенного к стволовых отделах мозга п получившего па-аванне ретикулярной формации. Характерно, что зтп нервные структуры ответственны п за пробуждепие спящего организма. Повышение тонуса ретикулярной формации проводит к нарастанию интенсивности бодрствования.

Ппашеп  ступепью бодрствования  следует считать про-соночпое состоять — нечто среднее между спои и бодр-стяовапнем,— имеющее, как установлено еще И. П. Павловым, сноп особые фаны, которые представляют весьма большую значимость для жизнедеятельности организма. Подробно об згом речь будет ндтп позже. Здесь важно лишь отметить, что сами по себе зтп состояния способны окапывать замечательный «разгрузочный', «умиротворяющий» и успокаивающий эффект п чаще всего пенытыва-ются во время отдыха на природе.

Таким образом, состояние  бодрстлованпя можно  было бы представить в виде своеобразной шкалы, где исходной нижней точкой является реакция пробуждения, а далее каждому приросту процессов возбуждения в центральной нервной спстеие соответствует новин уровень повышении интенсивности бодрствования вплоть до высших степеней эмоционального   всплеска—экстаза,   блажепстиа п т.  п.

Представление о постепенном  нарастании интенсивности бодрствования не предполагает, однако, что при этом пропорционально возрастают и продуктивные возможности организма. Па шкале уровней бодрствования имеется лишь каком-то определенный диапазон активности организма, соответствующий наибольшей продуктивности поведения (деятельности). Возбуждение, превышающие этот диапазон, приводит уже к снижению возможностей Организма,

Экспериментально  установлено, что интенсивность бодрствования в значительной степепн отражается на процессах обучения и запоминания. Уровень бодрствования может оказывать непосредственное влияние на продуктивность деятельности. Впрочем, зта зависимость является более сложной. Так, утомленный человек может пекоторое время выполнять заданную работу со Свойственной ему производительностью. Вместе с тем, если провести в этот период тщательное физиологическое обследование работающего, можно установить, что у него повышен мышечный тонус, учащены дыхание и серДцеГще-пие, активизирован ряд других функций. Следовательно, несмотря    на    сохранность   уровня    производительности,

 

опергетичсская  стоимость» работы в  данном случае окапывается завышенной. И лишь на следующем этапе, когда резервные возможности организма ужо на походе, начинает снижаться и эффективность работы.

Установлено, что саморогуляппя  психического тонуса пожег осуществляться троил путями: посредством  юме-пеыпя общего поведения организма, при пожшш эмоциональных илп же соматических (телесных) реакций. В тою очередь, эти реакцпп па обратным нервным связям воздействуют па мозг и тем самым изменяют интенсивность его работы'. Теорля саморегуляции психического тонуса, необходимого для оптимальной деятельности человека в данных конкретных условиях, была выдвинута и свое время американским пепхофнииодогом Г- Фряме-номг. Согласно этой теории, чроапычайпая психическая активность, возникающая в результате избытка нервной анергии, приводят к ее раврядке через речевые, двигательные п фи я иол отческие реакции внутренних органов. Наоборот, недостаток психической активности сопровождается инлючопием механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые при атом вырабатывают большее количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, что и повышает его уровень бодрствования.

Для характеристики психического тонуса человека в  каждый текущий момент Г. Фримеп рекомендовал учитывать следующие показатели: 1) показатель пробуждения (агония! (пасх), отражающий количество энергии, мобилизованной и организме в ответ на волдействуюшпп стимул; 2) покаватель разряда (А\яс\\аг%е тЙех). соответствующий количеству энергии, истраченной организмом па ответную реакцию; 3) показатель восстаповлония (гесо-\-егу дпоймй), представляющий собой соотношение двух предыдущих показателей и указывающий на скорость восстановления эпергип в организме.

Конечно, это весьма ириблпжонный подход к оценке уровня бодрствования. Он пе учитывает других существенных моментов этого чрезвычайно сложного процесса, и прежде всего то обстоятельство, что мозг способен контролировать приток раздражителей п интенсивность двигательной деятельности, а тем самым и уровень собственной активности. Но учитывается и то, что наличие пека-

 

торого  оптимального уровня нервной активности является обязательным условием нормальной роботы механизмов головного  мозга. Недооценивается  роль расслабления скелетных мышц и режима дыхания в регуляции уровня бодрствования, а крои** того, не принимается во внимание еще одно условие: у челопеко нервное равновесие поддерживается не только посредством биологической и психическом активности; важнейшим фактором саморегуляции психического тонуса человека является его социальная деятельность во всех ее многообразных проявлениях.

Исследуя  комплексный характер ответных реакций  организма па различные воздействия, А. Д. Крауклис установил, что любая ответная реакция включает в себя первичные и вторичные приспособительные эффекты. Первичные представляют собой непосредственный ответ на конкретное воздействие, вторичные же вызывают неспецифическую реакцию — изменение общего уровня бодрство-вппия организма и являются основными механизмами, обеспечивающими услоянорефлекторную саморегуляцию уровня общей активности бодрствующего организма '. Выявлено несколько типов такого рода саморегуляции.

Первый  из ник осуществляется посредством усиления двигательной активности. *Отреагирование* такого тина встречается, иппример, в тех  случаях, когда взволнованный человек буквально «не находит себе места», беспре-стаппо двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре доже с посторонним человеком.

Второй  тип саморегуляции  реализуется с  привлечением дополнительного притока в мозг нервной имнульслции. Сюда можно отнести такие распространенные средства тонизирования, как физическая нагрузка, воздействие па органы чувств, рецепторы кожи (музыка, холодный душ, массаж и т. п.). Таким образом, если в первом случае саморегуляции имеет место отвод избыточной нервной анергии от мозга, то во втором специально продуцируется дополнительная первная импульсация, необходимая для тонизирования мозга.

Наконец, третий тип саморегуляции  характеризуется  использованием условных (привычных) сигналов, сочетавшихся рапее с определенным уровнем бодрствования н потому вызывающих его привычным образом. Так. высокая продуктивность работы связывается с дружественной

Информация о работе Бодрствование