Физиологичные изменения общения людей преклонных лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество.

Содержимое работы - 1 файл

контрольная работа по геронтологии.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

      Основоположником  углубленного изучения различных сторон продолжительности жизни, в частности долгожительства населения в СССР, по праву следует считать акад. 3. Г. Френкеля, который в своей монографии, 1949 обобщил накопленные к тому времени статистические материалы о лицах в возрасте 100 лет и старше, прокомментировал их и дал критическую оценку, сопоставил их с международными данными и впервые разработал анкету для социально-гигиенического обследования  долгожителей.  Эта программа в дальнейшем послужила основанием для построения различных вариантов аналогичных опросников, которые разрабатывались многими советскими авторами. 
         Довольно большое число исследователей в своих работах использовали материалы послевоенных переписей населения СССР 1959 и 1970 гг., касающиеся долго живущих людей в различных районах страны. Наиболее полно эти данные представлены в трудах В. С. Лукьянова у Г. 3. Пицхелаури, Н. Н. Сачук, которые существенно дополнили переписные материалы показателями средней продолжительности жизни и уточнили карту долголетия населения СССР. 
          В настоящем разделе книги долголетие рассматривается как интегральный итог влияния комплекса факторов окружающей среды и образа жизни населения на реализацию потенциальной, генетически обусловленной продолжительности жизни. Долголетие населения оценивается как функция и мера общественного здоровья, своеобразный тест благоприятно сложившейся совокупности факторов внешней и внутренней среды. 
          Понятие «долголетие населения» не совпадает с понятием «продолжительность жизни», так как долгая жизнь является только одним из вариантов последней. В рамках и потенциальной, и фактической продолжительности жизни наряду с долгожительством возможно и короткожительство. 
Географический подход в изучении проблемы долголетия был применен в данном случае для обнаружения территориальных различий в уровнях долгожительства, для выявления своеобразных комплексов окружающей среды и образа жизни населения, исторически определившихся национально-бытовых традиций и т. п. Кроме того, региональная характеристика долголетия сама по себе является первой необходимой ступенью дальнейших углубленных локальных исследований проблемы. Факторы среды рассматриваются нами только в самом общем виде, в связи с установлением наиболее общих закономерностей, выяснением характера, силы и направления действия комплекса условий, сложившихся на данной территории. 
          Основное внимание при этом уделяется социальной среде, социальным фактором как ведущим, определяющим. Некоторые элементы географической или биологической среды рассматриваются в связи с социальными условиями жизни с целью выделения последних из общего комплекса факторов долголетия. 
          Особое место в исследовании географии долголетия уделено проблеме активного долголетия, под которым нанималось сохранение до глубокой старости удовлетворительного здоровья и высокого жизненного, творческого потенциала, т. е. наряду с количественной стороной долголетия оценивалась его качественная сторона. 
          Собранные и проанализированные нами многочисленные демографические и санитарно-статистические материалы, которые содержат прямые или косвенные характеристики долголетия населения почти всех стран мира за последние десятилетия, дают возможность проследить особенности динамики и географии изучаемого явления и показать основные причины, обусловливающие его региональные и возрастно-половые различия.

     Приводимые  ниже возрастные градации основывались на результатах договоренности между  участниками семинара Европейского бюро ВОЗ об охране здоровья пожилых и старых людей и предупреждении преждевременного старения. Согласно этой договоренности к лицам пожилого возраста следует относить людей 60—74 лет (включительно), к лицам старческого возраста — людей 75— 89 лет, к долгожителям — 90 лет и старше. 
         При выборе нижнего порога долголетия населения (80 лет) принималась во внимание и величина так называемого модального (или нормального) возраста старческой смертности, находящаяся для населения многих экономически развитых стран в пределах 76—80 лет. 
          Для обеспечения сопоставимости использованных данных очень важно было применить единство подхода к их сбору и к выбору методики построения соответствующих показателей. Для того чтобы получить достаточно надежные результаты, в ходе анализа была выделена группа стран с наиболее налаженной регистрацией смертности населения и ее причин.  
         В качестве критериев оценки уровня долголетия населения, проживающего на той или иной территории, в настоящей работе были применены в основном некоторые показатели публикуемых таблиц смертности. В тех случаях, когда это оказалось затруднительным, для ориентировочных оценок были использованы предложенные нами индексы долголетия, исчисляемые на основании материалов переписей населения. 
Многолетний опыт показал, что наиболее полно долголетие может быть охарактеризовано с помощью следующих основных показателей: 
         1.
Число доживающих до долголетнего возраста — до 80 или 90 лет, показывающее, сколько лиц из 100 000 (или из 1000) одновременно родившихся достигает указанного возраста. При этом предполагается, что на всем протяжении жизни этого поколения родившихся уровень повозрастной смертности будет таким, каким он был в тот период, за который составляются таблицы смертности.  
          2. Средняя продолжительность  предстоящей жизни  лиц, достигших возраста 60 или 80 лет, показывающая какое число лет предстоит в среднем прожить лицам одного поколения, дожившим до указанного возраста, при том же условии, что и для предыдущего показателя. 
          3. Индекс долголетия (табличный) — доля доживающих до 80 лет из числа доживших до 60 лет (I80: I60, в промилле). 
          4. Индекс долголетия (переписный) — доля лиц 80 лет и старше в общей численности лиц 60 лет и старше (N80: N60, в промилле). 
          5. Средняя продолжительность предстоящей жизни новорожденных исчисляется по аналогии с показателем 2 и применяется так же, как и показатель 4, только в качестве дополнительного оценочного критерия для самой общей ориентировочной характеристики населения. 
Кроме того, в ходе выяснения роли основных причин, лимитирующих доживаемость до высоких возрастов, определяли обычные показатели повозрастной смертности — отношение числа умерших от той или иной причины смертности к численности населения данного возраста (обычно на 100 000 человек).

      Диапазон  колебаний показателей долголетия населения всего мира чрезвычайно  велик. В соответствии с опубликованными  данными ООН в период, близкий  к 1970 г., крайние величины средней  продолжительности жизни одновременно родившихся (10) выглядят следующим образом: максимальное значение (Швеция) для мужчин —71,7 года, для женщин — 76,5 года, минимальное (Гвинейская республика) — 26 и 28 лет соответственно. 
         Еще более отчетливы различия в уровнях продолжительности жизни населения земного шара при сопоставлении соответствующих характеристик по континентам и регионам мира (по степени экономического развития)  (табл. 29). 
          Значительный размах приведенных показателей объясняется не столько влиянием различных природно-климатических зон, сколько социальными условиями жизни, особенностями соотношений отдельных элементов этих условий (характер труда и питания, материальная обеспеченность, жилищно-бытовая обстановка, достаточность и качество медицинского и социального обслуживания, уровень общественного сознания, стиль взаимоотношений между людьми и т. п.). 
         Существенное несовпадение выявляется не только при сравнении показателей продолжительности жизни в развитых и развивающихся странах, но и внутри указанных групп государств, расположенных в одноименных географических поясах. Так, среди выделенных нами более 20 промышленно развитых стран зарубежной Европы и Северной Америки  средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении в период, близкий к 1970 г., колеблется среди мужчин от 71,7 года (Швеция) до 64,3 года (Югославия), а среди женщин—от 76,5 до 68,9 года  соответственно. Это значит, что разница между крайними позициями в этой группе стран составляет 7,5—8,0 лет. 
          Наиболее полная и четкая картина территориальных особенностей долголетия населения мира получена при использовании в качестве его измерителей соответствующих параметров таблиц смертности. 
         В тех странах Европы (в частности, социалистических, которые понесли огромные людские потери и значительный экономический ущерб, а здоровье населения было подорвано тяготами войн и фашистской оккупации, показатели долголетия несколько ниже, чем в нейтральных странах или государствах, которые в меньшей мере пострадали в результате первой и второй мировых войн. 
          В большинстве стран Азии и Африки, еще находящихся в полуколониальной зависимости или недавно ставших на путь самостоятельного развития, уровень долголетия, как правило, низкий. Относительно высокие показатели в некоторых странах из этой группы, возможно, связаны с определенными неточностями в учете возраста живущих и недостаточной полнотой регистрации умерших, что отражается на качестве материалов таблиц смертности. 
         Убедительное подтверждение роли социально-экономических влияний получено при исследовании характера и темпов изменений, которые произошли в показателях долголетия населения многих стран мира с начала нашего столетия. Здесь ярко проявились преимущества социалистического строя. Темпы прироста числа доживающих до долголетнего возраста и затем переживающих его в социалистических странах выше, чем в капиталистических. Если с 1900 по 1965 г. число доживших до 80 лет (180) изменилось среди мужчин в Швеции с 16,2 до 34 тыс. на 100000 родившихся, в Нидерландах — с 11,3 до 33,6 тыс. (или увеличилось в 2 и в 3 раза соответственно), то в Венгрии — с 6,6 до 25.7 тыс.

     Динамика  аналогичных показателей для  женщин выглядит еще более наглядно: в Швеции за рассматриваемый период I80 увеличилось с 20,4 до 46,3 тыс. (или в 2,3 раза), в Нидерландах — с 14,3 до 47,4 тыс. (в 3,3 раза), в Венгрии — с 6,5 до 37,8 тыс. (почти в 6 раз). 
Особенно заметные положительные сдвиги в уровне долголетия населения отмечаются в СССР. За годы Советской власти, благодаря коренным социальным, экономическим и культурным преобразованиям, а также достижениям в области медицинской науки и практического здравоохранения, наша страна добилась значительных успехов в увеличении продолжительности жизни (табл. 31). Для подобных сдвигов во Франции, Англии и других развитых капиталистических странах потребовалось полтора столетия. 
          Советский Союз по праву считается страной долголетия. Во время Всесоюзной переписи населения 1970 г. зарегистрировано 2,9 млн. человек в возрасте 80 лет и старше, из них 0,3 млн. — 90 лет и старше и 19,3 тыс. — в возрасте 100 лет и старше, что составляет 8 человек на 100000 жителей. В США на 100000 человек белого населения приходится 1,5 человека в возрасте 100 лет и старше, в Великобритании — 0,6, во Франции — 0,7, в Японии — 0,1. 
          Долголетие в ряде союзных и автономных республик СССР значительно выше, чем в наиболее развитых экономически капиталистических странах. Высокий уровень долголетия отмечается в районах с различными географическими и экономическими условиями. Особенно выделяются показатели в союзных республиках Закавказья и автономных республиках Северного Кавказа, где они выше, чем в среднем по стране, в 3—6 раз. 
         Отсутствие опубликованных таблиц смертности и средней продолжительности жизни, являющихся наиболее совершенным источником изучения долголетия населения на всей территории Советского Союза определило необходимость в качестве дополнительного источника воспользоваться материалами переписей населения. 
Как свидетельствуют результаты анализа последних переписей, почти повсеместно индексы долголетия — относительные числа долголетних — за 1959—1970 гг. возросли. В то же время абсолютная численность долгожителей самого старшего возраста имеет тенденцию к снижению: число лиц 100 лет и старше уменьшилось с 21,7 до 19,3 тыс., т. е. на 11%. Последнее обстоятельство объясняется прежде всего существенным улучшением качества регистрации возраста долгожителей и повышением точности статистических данных об их численности.

     Все века люди мечтали о долголетии и  бессмертии, искали чудодейственные  средства продления молодости. «Живая»  и «мертвая» вода, «эликсир жизни», «чай долголетия», «философский камень», «эликсир бессмертия» - как только не назывались и из чего только не приготавливались эти волшебные средства, но ни одно из них не могло удлинить жизнь. Чем только не пытались омолодить организм – настойками трав, корнем знаменитого женьшеня, женским молоком, пантами оленей, органами утробных младенцев и т.д.

     Человек упорно искал разгадку тайны: почему некоторые представители животного  и растительного мира превосходят  нас долголетием? Почему грачу или  вишне природой отпущено пять сроков человеческой жизни – 300-400 лет? В  чем секрет долголетия? Наступит ли такой момент, когда человек будет жить долго, пользуясь всеми благами продленной молодости, отодвинув свою старость или вовсе избавившись от нее? Каждый из нас мечтает не стареть и не болеть, и если уж умереть, то легко и быстро, не обременяя ни себя ни окружающих последними тоскливыми годами дряхлости и бесконечных старческих недугов.

     Вопросами долголетия занимается геронтология – наука, изучающая важнейшие закономерности биогенетических механизмов старения и поисков воздействия на этот процесс. Активное долголетие, продление молодости до самых последних лет жизни, омоложение всего организма и предупреждение старения человека изучает ювенология.

     Основная  задача ювенологии – остановить старение, продлить молодость. В отличие от геронтологии ювенология изучает не старение, а особенности молодого и зрелого организма, чтобы найти пути продления молодости, дать человеку творческое здоровое долголетие. Ювенология утверждает, что биологический возраст зависит от образа жизни. По существу ювенология является практической геронтологией, она дает практические советы и рекомендации для достижения активного долголетия.

     Согласно  классификации ВОЗ, возраст до 44 лет считается молодым, 45-59 – средним, 60-74 – пожилым, 75-89 – старческим, люди 90-100 и старше – долгожителями. Конечно, все эти деления условны. Каждый организм уникален по своим наследственным, приобретенным и приобретаемым качествам. Совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.

     Ювенология  имеет другую возрастную градацию: до 30 лет – юность, 30-60 лет – первая молодость, 60-90 лет – вторая молодость, после 90 лет – третья молодость. Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле – модель будущего.

     Причины нормальной и преждевременной старости различны. Естественная, физиологическая  старость развивается постепенно и  характеризуется гармоничным снижением  всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди выглядят подчас моложе своих лет. Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического, или, как сейчас говорят календарного возраста – иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 – бодрым, полным энергии.

Информация о работе Физиологичные изменения общения людей преклонных лет