Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет юридической психологии.
Тема 2. Психология личности.
Тема 3. Основные психические процессы в профессиональной деятельности юриста.
Тема 4. Чувства и эмоции.

Содержимое работы - 1 файл

Лекции по дисциплине Юридическая психология (2).doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

          Заведомая ложь является волевым, сознательным актом искажения истины, реализуется только при передаче информации и приводит к неадекватному представлению о событиях допрашивающего. Разновидностями дезинформации (фальсификации, лжи) являются (Еникеев М. И., 2000, с.241):

• сокрытие — действие с целью  исключения выявления признаков преступления и личности преступника;

• маскировка — действие с целью  затруднения распознания признаков преступления, утаивания истинных намерений преступника;

• инсценировка — искусственное  создание какой-либо обстановки с целью  введения следствия в заблуждение;

• демонстрация — броское вызывающее поведение с целью отвлечения внимания следствия от других существенных для расследования явлений;   .

• ложное алиби — ложное отрицание  присутствия на месте преступления в момент его совершения.

          Причинами ложных показаний могут быть как субъективные (криминальная направленность личности, недостатки правосознания, правовой нигилизм, неустойчивый характер и т. д.), так и объективные (воздействие на обвиняемого заинтересованных лиц, неблагоприятная обстановка).

          В зависимости  от субъекта уголовного дела  Г. Г. Шиханцов (2000, с. 197-198) приводит  следующие мотивы ложных показаний'.

1) свидетель -г- боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их родственников и знакомых; опасение испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; желание выгородить подозреваемого (обвиняемого) или смягчить его вину в силу родственных, семейных, дружеских побуждений либо из корыстных соображений, а также противоположное намерение усугубить вину указанных лиц из мести, ревности и т. д.; нежелание в дальнейшем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд и т. д.; стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение и т. д.;

2) потерпевший —  мотивы, сходные с перечисленными, а также желание преуменьшить вред, причиненный преступлением потерпевшему, скрыть источник приобретения утраченных ценностей; стремление преувеличить причиненный преступлением ущерб как из чувства мести, так и из корыстных и иных побуждений (ревность, злоба);

3) обвиняемый —  желание избежать ответствсчшос-ти за содеянное или преуменьшить свою вину либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление — действительное или мнимое; стремление выгородить или смягчить вину соучастников в силу дружеских, семейных или родственных связей, из корыстных соображений; стремление оговорить соучастников из мести или в целях обеспечения собственной безопасности в будущем, а также оговорить себя в силу болезненного состояния психики и т. д.; стремление оговорить себя, чтобы скрыть неблаговидное, в том числе преступное, поведение близкого человека.

          Список  вариантов самооговора обвиняемого  можно продолжить, например, стремление завершить уголовную процедуру и добиться определенности положения; стремление запутать и затянуть расследование и т. д.

          На самом  деле около 80% всех привлеченных  к уголовной ответственности подозреваемых после определенного количества допросов в полиции сознаются в совершении преступления... почти в 20% дел, которые передаются в суд, фигурируют спорные признания, т. е. признания, от которых обвиняемые впоследствии отказываются, заявляя, что они не виновны (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 329).

Для этого обычно используются следующие  приемы:

1) контроль за психологической  ситуацией: следователь должен показать свою власть с помощью мелких демонстративных поступков (запретить подозреваемому курить, указать, где ему сидеть, предложить стакан воды); новая, незнакомая обстановка для подозреваемого; в комнате не должно быть много мебели или чего-нибудь отвлекающего; не должно быть предметов, которые подозреваемый мог бы вертеть в руках, и т. д.;

2) методы, используемые для искажения  восприятия и суждений, например, предполагается, что проступок подозреваемого не слишком серьезен и подобное совершают многие люди; следователь может переложить вину на обстоятельства; следователь может вызывать у подозреваемого лица ощущение, что его поведение в общем-то нормальное, и т. д.;

3) иллюзия эмпатии: она состоит  из ряда приемов, которые направлены  на формирование доверия к  следователю, — лесть и мелкие «добрые» поступки, «плохой и хороший полицейский»;

4) поощрение чувства вины.

           Все перечисленные методы являются допустимыми психическими воздействиями на подозреваемого; этому учат кандидатов на должность детективов. Но Ф. Зимбардо считает, что подобные методы допроса подозреваемых сложились естественным путем проб и ошибок, что процедура допроса как подозреваемых, так и свидетелей и потерпевших должна быть разработана на основе научных исследований.

            В 1992 г. в Америке Р. Фишером  и Э. Гейзельманом был разработан  метод когнитивного интервью  и выпущено практическое пособие для полицейских и следователей.

            «Когнитивное интервью» — это метод получения достоверной, исчерпывающей личностной (субъективной) информации от потерпевших и свидетелей преступления о признаках внешности, поведения преступника (преступников) и обстоятельствах содеянного им (ими) на основе реализации системы приемов, базирующихся на достижениях когнитивной психологии» (Образцов-В. А., Богомолова С.Н., 2002, с. 384). Данный метод основан на принципе специфичности кодирования и воспроизведения человеком информации (эффективность припоминания предопределяется степенью сходства условий припоминания с условиями восприятия и запечатления в памяти, для чего достаточно мысленно представить обстановку, механизм развития события и актуализировать испытанные в процессе его восприятия переживания) и принципе мультикомпонентности следа памяти (след памяти рассматривается как сложный конгломерат, состоящий из множества разнородных признаков, в связи с чем для припоминания следует применять различные стратегии и технологии). Итак, метод когнитивного интервью помогает вспомнить важные для дела обстоятельства и детали описываемого события, опираясь на приемы активизации различных слоев и участков памяти интервьюируемого. К методическим приемам когнитивного интервью относятся:

1) мысленное и вербальное воссоздание  контекста события;

2) детализация;

3) припоминание обстоятельств в  различной последовательности (не только в той, в которой происходили события, воспроизведение событий в обратном порядке или факта, который произвел наибольшее впечатление);

4) смена перспективы (событие  описывается с позиции каждого из очевидцев, а не только самого допрашиваемого лица).

В процедуру допроса по методу когнитивного интервью входят 5 стадий.

            Первая стадия — создание предпосылок для формирования условий и организационно-психологических факторов для успешного взаимодействия: установление с партнером отношений доверия и взаимопонимания, побуждение у интервьюируемого активной актуализации мысленных образов и передачи полной,, достоверной информации.

          Вторая стадия — свободный рассказ о предмете допроса без прерывания собеседника путем задавания вопросов.

        Третья стадия — зондирование (пробинг) кодов памяти, которое заключается в формировании наиболее существенного, важного мысленного образа и его описания.

       Четвертая  стадия — обзорная, где совместно осуществляются обзор и анализ информации.

       Пятая  стадия — завершающая, на которой совершаются все необходимые формальные действия.

         В. А.  Образцов и С. Н. Богомолова (2002, с. 395) акцентируют внимание на  том, что когнитивное интервью рассчитано на применение лишь при допросе (опросе) лица, ставшего жертвой преступного посягательства, очевидца содеянного, непосредственно визуально-слуховым способом воспринимавшего происшедшее, и участников интересующего события, что когнитивное интервью будет эффективным только с дееспособными гражданами, заинтересованными в объективном исходе расследования, готовыми к конструктивному сотрудничеству с органами дознания и предварительного следствия.

         Все авторы, изучающие психологические аспекты  следственных действий, большое  внимание уделяют невербальным средствам коммуникации, которые могут в одних случаях передавать содержательную информацию, например, о состоянии допрашиваемого, в других — повышать семантическую значимость информации вербального сообщения, т. е. осуществлять вспомогательную функцию. Довольно подробно диагностика невербальных признаков лжи рассматривается в методических рекомендациях для следователей (Блинова И. В., Козулева А. А., 2004). Авторы описывают наиболее часто встречающиеся телодвижения, позы, мимику, жесты и признаки их противоречия с речевыми высказываниями, что позволяет проводить диагностику неискренности в поведении человека, так как невербальные реакции с трудом, а в ряде случаев вообще не поддаются волевому контролю. Они также приводят диагностику лжи с помощью техники нейролингвистического программирования (НЛП). В учебно-методическом пособии для прокурорского работника (Зарипова Г. А., 2004) также достаточно подробно описаны невербальные проявления в процессе общения.

 

Литература:

Еникеев М.И. Психология следственных действий. Учебно-практическое пособие. М.: «Проспект», 2008.

Цветков В.Л. Юридическая психология. – Москва: «Щит-М», 2007.

Сорокотягина Д.А., Сорокотягин  И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов-на- Дону: «Высшее образование», 2007.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: В вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М.: «Эксмо»

Мариновская И.Д.. Тихомиров  С.Н. Юридическая психология. М: «Дело». 2005.

Еникее М.И. Юридическая психология.  Краткий учебный курс. – М.: «НОРМА», 2008.

 Михайлова В.П., Корытченкова Н.И., Александрова Л.А. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: «Флинта», 2008.

Курбатов В.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М., «Наука-Пресс», 2007

 

 

Тема 8. Организационная  подструктура  деятельности юриста.

 

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер: она не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Деятельность — это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана как с созданием материальных ценностей, так и с управленческой, организационной работой, воспитанием и обучением, научным исследованием и т. д.

           Анализ  структур деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким' образом, психика ориентирует человека на ту или иную деятельность и выступает в качестве регулятора. Деятельность порождается потребностью и направляется сознаваемой целью.

 

Структура деятельности человека.

          В каждом  конкретном виде деятельности  можно выделить некоторые общие структурные компоненты. Это, прежде всего, цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

          В процессе развития человека деятельность становится более сложной, и структура ее изменяется: самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и выступать в качестве структурного элемента более сложной деятельности. И наоборот — отдельные действия могут разворачиваться и превращаться в самостоятельную деятельность (например, вычисления при решении различных задач — в деятельность вычислителя).

            Механизмы планирования, контроля  и регулирования действий исследовали  П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратян, Б. Г. Ананьев и др. Они установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия и сличения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм Анохин назвал акцептов ром действия.

           Всякая  деятельность может совершаться  различными способами. Способы  выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий; Каждое действие состоит, как правило, из системы Движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях.

          Действия, направленные на изменение  состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев, из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить.  Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические выразительные, локомоторные и. т. д. Во всех случаях необходимы координация движений и согласованность их друг с другом.

          Разнообразные  действия; человека, выполняемые во  внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

         Существуют  четыре вида умственной деятельности:

•   перцептивная, посредством  которой формируется целостный  образ восприятия предметов и явлений;

•  мнемическая, которая входит в состав деятельности, запоминания, удерживания и припоминания какого-либо, материала;

•   мыслительная, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

•   имажитивная — деятельность воображения в процессе творчества.

      Всякая деятельность  включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).        Первоначально совершаются предметные действия, и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация).

Информация о работе Юридическая психология