Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет юридической психологии.
Тема 2. Психология личности.
Тема 3. Основные психические процессы в профессиональной деятельности юриста.
Тема 4. Чувства и эмоции.

Содержимое работы - 1 файл

Лекции по дисциплине Юридическая психология (2).doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

1) знание наиболее типичных следов, а также изменений, возникающих при совершении различных преступлений, что дает возможность следователю мысленно строить модели прошлого преступления и, пользуясь такими моделями, вести поиск следов продуманно и целенаправленно;

2)  необходимость учета следователями  благоприятных и неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, усталости, подавленности, нерешительности, неуверенности в себе и т. п.);

3)  учет психологического фона преступления в виде позитивного (мобилизирующего, вызывающего решимость сделать все, чтобы раскрыть совершенное преступление) и отрицательного (излишнего нервного возбуждения, стресса, дезорганизованное™, вялости, растерянности) воздействий;

4)  согласованность действий всех участников осмотра места происшествия (проблема психологической совместимости);

5) учет условий восприятия, которые  могут быть неблагоприятными (недостаточное освещение, плохая погода, осмотр на трассе с оживленным движением и т. д.).

           Так  же как об осмотре места  происшествия (Глазырин Ф. В., 1978), можно получить необходимые сведения об особенностях личности преступника. Во многих случаях определяются пол преступника, возраст, различные его наклонности и привычки: курение, злоупотребление алкоголем, половые извращения, употребление наркотиков. При осмотре места происшествия на объект посягательства можно определить способы и орудия совершения преступления, способы сокрытия следов, создания инсценировок, что даст возможность узнать профессию, профессиональные навыки, знания и умения преступника. Изучение обстановки места происшествия позволяет предположить наличие конкретных психологических качеств преступника — злобности, жестокости, жадности, трусости, дерзости, решительности; в обстановке места происшествия в ряде случаев могут отразиться и эмоциональные особенности преступника, т. е.состояния, испытываемые им в момент совершения преступления.

            Криминалистическая наблюдательность, критическая оценка обстановки происшествия формируют у следователя умение улавливать возможные признаки инсценировки. Может быть инсценировано одно преступление для сокрытия другого, непреступное событие — для сокрытия совершенного преступления и фальсификации отдельных доказательств. Обычно описывают следующие признаки инсценировок: демонстративный характер признаков события на месте происшествия; наличие на месте происшествия признаков различных преступлений; сокрытие отдельных признаков на месте происшествия; несоответствие признаков на месте механизму подлинного происшествия.

 

Психология обыска.

           Обыск — это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому.

           К  обыску следует тщательно подготовиться, заранее выдвинуть поисковые версии, в которых должны быть определены наиболее вероятные места и способы укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещения, личности преступника. Рекомендуется также заранее определить наиболее оптимальное время обыска, его продолжительность, подобрать участников поисковой группы, понятых и т. д.

           На  сокрытие искомого оказывают  влияние возраст, пол, образование,  культурный уровень, умственные  способности, интеллект, опыт, воображение, физические возможности, умение и навыки.

            При производстве обыска рекомендуется  наблюдать за поведением участников  обыска с целью обнаружения в поведении заинтересованных лиц признаков, указывающих на место сокрытия искомых предметов. Ведь приближение обыскивающего к месту сокрытия предметов приводит обыскиваемого в состояние довольно сильного эмоционального возбуждения в связи с возможными последствиями, что не может не сказаться на его поведении (повышенное потоотделение, мимика лица, изменение голоса, тремор рук и т. д.).

          А. Р.  Ратинов (2001, с. 290) отмечает, что от  непроизвольных реакций обыскиваемых нужно отличать сознательные действия, имеющие целью: отвлечь производящего обыск от определенных участков и предметов; внушить ему представление о несущественности этих объектов или невозможности их использования в качестве хранилища; замаскировать и закрыть к ним доступ обыскивающего.

В юридической психологии и криминалистике разработаны и могут применяться различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого (Романов В. В., 1999, с. 362): 1) метод беседы («словесной разведки»), суть которой состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого; 2) метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций; метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, которые должны быть.

 

Психология опознания.

            Опознание — следственное действие, состоящее из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующее лицо или предмет, о предметах и особенностях, по которым они могут провести опознание) и стадии собственно опознания.

           Еще  на подготовительной стадии следует  учитывать психофизиологические особенности самого опознающего, его психологическое состояние в момент восприятия, а также физические особенности ранее воспринимавшихся им людей и предметов.

           В  момент восприятия ситуации, связанной  с преступлением, на формирование образа объекта оказывают влияние субъективные и объективные факторы. Так, подросток 12-14 лет может назвать дедушкой мужчину 30 лет с бородой и усами; 65-летний человек назовет молодым 40-летнего; человек небольшого роста назовет высоким человека среднего роста и т. д.

          Жизненный  и профессиональный опыт, интересы, знания  оказывают существенное  влияние на оценку признаков внешности, свойств предметов (художник обратит внимание на внешность, модельер — на детали одежды, водитель — на особенности машины и т. п.). Достаточно большое влияние на формирование образа и соответственно на его опознание оказывают социально-психологические установки (статусное лицо, ученый, хулиган, врач, вор, военный и т. п. ). При опознании следует учитывать такие качества, как склонность к фантазированию, невнимательность и др.

Эмоциональное состояние, что относится  в основном к потерпевшим, может привести к повышению субъективности восприятия, что искажает восприятие как самого события преступления, так и лица, которое его совершило.

             К объективным факторам относят  условия, в которых происходило восприятие: значительное число объектов, внезапность, особые условия восприятия, быстрая смена отдельных эпизодов и т. д.

             В следственной практике обычно  происходит опознание зрительного образа. Различают два вида узнавания: симультанное, или синтетическое (узнавание сразу, одномоментно, когда происходит мгновенное совпадение образов человека (предмета), находящееся в памяти узнающего и наблюдаемого им в момент предъявления для опознания, без выделения отдельных его деталей (примет), и суксессивное или аналитическое (происходит постепенно, путей мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, находящихся в памяти и воспринимаемых при опознании). Опознание также может быть проведено с помощью других органов чувств (слуха, зрения, обоняния), принимавших участие в восприятии, для определения звука, вкуса, запаха.

            При опознании одной из главных  форм необъективности может быть некорректное построение ряда для опознания. Для проведения опознания в идеале ряд должен состоять из подозреваемого и нескольких заведомо невиновных лиц, внешность которых приблизительно соответствует описанной внешности преступника.

           Существует  еще одна форма влияния на  опознавателя — использование  тенденциозной инструкции, когда  его просят «указать, кто из  этих мужчин совершил преступление», не упоминая о том, что, возможно, весь ряд состоит из подставных лиц. Ошибочное опознание может произойти из-за того, что некоторые свидетели могут даже не понимать, что такой вариант возможен другие могут подчиниться косвенному приказу и выбрать из ряда человека* чье лицо покажется им знакомым.

           За  рубежом существует руководство,  предназначенное для полицейских и юристов, включающее в себя   . 131 рекомендацию совершенствования процедур опознания. Например, рекомендации по проведению опознаний с использованием ряда или набора фотографий:

1)  свидетелей следует как  можно быстрее разобщить;

2)  ни в коем случае не  следует внушать свидетелям №1сль  о том, что фотография настоящего  преступника находится среди  предъявленных; 3) полицейский, проводящий опознание по фотографиям, не должен знать, кого полиция подозревает в совершении данного преступления; 4) если в опознании участвуют несколько свидетелей, то перед предъявлением набора фотографий каждому свидетелю следует изменять местоположение фотографии подозреваемого в этом наборе; 5) свидетелю не следует давать никаких подсказок любого типа относительно того, является ли идентифицированный им человек подозреваемым в данном случае (по крайней мере до того, как свидетель не заявит о своей полной уверенности) (Уэллс Г. Л., Луус Э., 2000, с. 518).

 

Психология следственного  эксперимента и проверки показаний  на месте.

          Следственный эксперимент — это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств.

           В  криминалистике разработана тактика  следственного эксперимента, определены его виды в зависимости от целей (Романов В. В., 1999, с. 369-370):

• След ственный эксперимент для  проверки возможности восприятия и сохранения в памяти субъекта каких-либо фактов. В тех же условиях или максимально приближенных предлагается повторить совершенные ранее действия (звук, освещенность, удаленность и т. д.). Это позволяет проверить чувствительность тех или иных анализаторов, возникает возможность определить порог чувствительности анализатора или особенности протекания аттентивно-мнестических процессов (восприятия, внимания, памяти) у индивида.

• Следственный эксперимент на исследование возможности совершения субъектом определенных действий, наличия у него тех или иных двигательных навыков, способностей. Данный вид эксперимента подтверждает способность индивида совершать проверяемые действия. В случае, если это невозможно (например, действия происходили во время аффекта), воспроизводится последовательность действий, выполняются отдельные движения, показывающие направление нанесенных ударов потерпевшему и т. д.  Эпизодически возникает необходимость проверить определенные навыки, умение, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам.

•  Следственный эксперимент на выявление объективной возможности существования какого-либо явления, определенной закономерности.  Обычно подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности, подобны стендовым испытаниям.

•  Следственный эксперимент на установление механизма произошедшего события, его динамических характеристик и других связанных с этим обстоятельств. Наибольшее распространение данный вид эксперимента получил при расследовании автотранспортных дорожных происшествий. Изучение механизма образования различных следов может стать самостоятельной задачей, решаемой во время следственного эксперимента.

          Проверка показаний на месте является одной из своеобразных разновидностей следственного эксперимента. Считается, что проверка показаний на месте активизирует память и мыслительные процессы ее участников. Но здесь следует избегать суггестивного (внушающего) воздействия следователя на лиц, показания которых проверяются.

           Различают два вида припоминания. В первом/называемом автоматическим, нужный материал воспроизводится без всякого усилия, человек уверен в правильности своих показаний; во втором — припоминание затруднено, оно становится рассуждающим; человек сам выдвигает гипотезы, проверяет различные варианты. Считается, что в таких случаях необходима активность следователя, а для контроля эти рассуждения желательно озвучивать с демонстрацией на месте вещественных оснований своих суждений.

          Одним  из отличных средств контроля, по мнению А. Р. Ратинова (2001, с. 348), является метод реконструкции, предложенный прокурором-криминалистом Кировоградской области Ю. Ципарским. На месте проверки показаний предварительно нарушают прежнее расположение предметов обстановки или удаляют их совсем, а затем лицу, показания которого проверяются, предлагают восстановить обстановку в том виде, какой она имела в момент происшествия. Точное воссоздание самим проверяемым этой обстановки (в натуре или с помощью цифровых трафаретов), совпадение ее с объективными данными осмотра и свидетельством других лиц приобретают высокую доказательственную силу.

Информация о работе Юридическая психология