Дипломатия Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:03, доклад

Краткое описание

Французские дипломаты никогда не отказывались от замыслов ослабления Германии, но не сталкиваясь с ней. Поэтому поиски союзов и системы безопасности сочетались с политикой ослабления германской мощи. Поэтому важной составляющей стратегии французского могущества стало строительство военно-политических союзов. И в двух мировых войнах, и в годы холодной войны Париж стремился упрочить свою мощь благодаря союзам с Лондоном и Вашингтоном, будь то система коллективной безопасности типа Версальско-Вашингтонской, антигитлеровская коалиция или Североатлантический пакт.

Содержимое работы - 1 файл

франция(1).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)
 

 

    Вторжение войск фашистской Германии в Польшу стало началом второй мировой  войны (1939 – 1945  гг.), в которую  оказались вовлечены все великие  державы и многие другие страны. Вторая мировая война началась как  война империалистическая, и ответственность  за ее возникновение несет империализм как общественно-экономическая система. Наученные опытом империалистической войны 1914 — 1918 годов, закончившейся в ряде стран крупными революционными потрясениями, правящие круги Англии и Франции опасались, кроме того, — причем не без оснований, — что история может повториться. Тем более что они учитывали значительно возросшие силу, революционный дух и политический опыт трудящихся масс капиталистических стран.

      На весь ход политического  развития военной и послевоенной  Франции внес огромный вклад в политическую историю французского государства в современную эпоху Шарль де Голль. С самого начала войны де Голль проявил себя искусным дипломатом. Свои отношения с Англией и США он стремился строить на основе равноправия и отстаивания французских национальных интересов. Генерал упорно доказывал союзникам, что возглавляемая им «Свободная Франция», является подлинной представительницей французского народа. Все силы были направлены на то, чтобы быстрее освободить Францию от фашистских захватчиков. К концу 1944 года страна была освобождена. Франция, как и многие другие страны, вышла из войны истощенной, все было разрушено.

    Если  и есть в мире страна, для которой  убеждение в своем великодержавном  предназначении важнее реальных фактов, его подтверждающих, то это Франция. «Начиная с Наполеона, а потом от де Голля до Миттерана французская политика представляет собой попытку восстановить былое величие при полном отсутствии средств, которые делали бы это возможным», – писал политолог и философ Пьер Асснер. О величии грезили не только творцы внешней политик – эта идея стала частью национальной политической культуры. Де Голль также подчеркивал, что главная цель Франции – это достижение национального величия, он призывал французов объединиться. Величие понималось президентом де Голлем не как данность (Франция не могла тогда сравниться с двумя сверхдержавами), а как философия действия и как исторический долг. По его словам, величие – «это путь, который избирают, чтобы превзойти себя, подняться над собой, чтобы избежать посредственности и вновь сделать Францию такой, какой она бывала в свои лучшие времена». Успешное развитие экономики, укрепление франко-германского тандема, лидирующего в западноевропейской интеграции, и опора на Общий рынок стали главными достижениями Четвертой республики в плане возрождения могущества страны.

    Французские дипломаты никогда не отказывались от замыслов ослабления Германии, но не сталкиваясь с ней. Поэтому поиски союзов и системы безопасности сочетались с политикой ослабления германской мощи. Поэтому важной составляющей стратегии французского могущества стало строительство военно-политических союзов. И в двух мировых войнах, и в годы холодной войны Париж стремился упрочить свою мощь благодаря союзам с Лондоном и Вашингтоном, будь то система коллективной безопасности типа Версальско-Вашингтонской, антигитлеровская коалиция или Североатлантический пакт. Испытание французского могущества на прочность германским фактором не утратило актуальность и по окончании холодной войны. Процесс объединения Германии был болезненно воспринят французским политическим классом, опасавшимся возросшего веса ФРГ в Европе. Президентом Франции в то время был Франсуа Миттеран – человек, прошедший войну, немецкий плен и борьбу в Сопротивлении. Миттерану не удалось затормозить германское объединение, но он сумел добиться сочетания этого процесса с линией на форсированное европейское строительство. «Визитной карточкой» его дипломатии стала «политика сопровождения». В ее рамках Миттеран получил согласие федерального канцлера ФРГ Гельмута Коля совместно инициировать новый качественный прорыв в деле европейской интеграции – введение единой валюты и переход от экономического объединения к политическому союзу. Можно утверждать, что для французской дипломатии Маастрихтский договор (1992 г.) явился конструктивной реакцией на объединение Германии. Обозначенный в договоре курс на выработку европейской общей внешней политики и политики безопасности компенсировал растущий политический вес Бонна/Берлина, а учреждение евро помогло сковать потенциал немецкой марки.

    Следуя  своей главной стратегической задаче – сохранить глобальную роль страны, современная французская дипломатия сделала ставку на многополярность  международной системы и разработала  двойную стратегию реализации этого замысла. Ее первым направлением является прогресс в деле европейской интеграции, превращение Европейского союза в фактор преумножения международного влияния Франции, в самостоятельный полюс силы, чему соответствует понятие «державная Европа». Второе стратегическое направление – усиление роли международных (межгосударственных) организаций в урегулировании кризисов и в обсуждении глобальных вопросов – тесно связано с европейским, и они взаимно дополняют друг друга. Когда международные инициативы Франции буксуют из-за отсутствия согласия внутри ЕС, ее дипломатия обращается к стратегическому диалогу с Россией и Китаем, в рамках избранного клуба постоянных членов Совета Безопасности ООН, как это случилось в период иракского кризиса 2002–2003 годов. В постбиполярном мире Франция утвердилась в качестве средней державы с глобальными притязаниями, позиция которой в международных делах отличается самостоятельностью.

    ''...Франция  есть или старается быть страной  толерантности'', говорит Жак Ширак  в книге ''Stranger in the Elysée''. Но, несмотря на эту позицию президента Франции, американский секретарь по вопросам обороны Дональд Рамсфельд выразился в 2003 году следующим образом. Дипломатия Ширака – это смесь равнодушия и высокомерия. За 12 лет президентства Жак Ширак очень редко посещал страны Восточной Европы: в его активе лишь два региональных визита (в Центральную Европу в 1977 году и в страны Балтии в 2001 году) и несколько поездок в рамках двусторонних отношений, причем после 2004 года никаких двусторонних связей уже не осталось. Как признался один дипломат из Центральной Европы, «частота его визитов оставляет желать лучшего». Джордж Буш наведывался сюда гораздо чаще – например, в Словакию, куда президент Ширак так и не выбрался. Французский президент считает, что эти страны еще не вполне «евросоюзные», что найти общий язык с ними трудно, потому что они находятся в плену у старого взгляда на мир, который был присущ им в советские времена, когда членство в НАТО было для них пределом мечтаний. Многие обозреватели считают, что итоги президентства Ширака не поддаются однозначной оценке. ''К концу периода Ширака усилились предубеждения в отношении Франции со стороны стран Центральной Европы '', - отмечает французский эксперт Жак Рупник. Францию он характеризует как «страну, которая сама не знает, чего хочет, ретиво отстаивает идею расширения Европы, но отметает серьезную реализацию этой идеи''.

    Соперничают между собой не только государства, но и общества, коллективные представления, идеи. Филипп Моро-Дефарж считает, что «могущество не является ни данностью, ни постоянным качеством, – это созидательный процесс, своего рода продукт взаимодействия явлений и расчетов, которые в определенный момент ставят одну или несколько наций, одно или несколько обществ в центр международной игры». Данное утверждение отражает одну из главных особенностей французской внешнеполитической культуры.

    На  сегодняшний день деятельность дипломатической  службы Франции, установление и поддержание  международных отношений, а также  подписание мирных, торговых и других договоров закреплены Конституцией Франции.

    Согласно  статье 13 Конституции, ‘’Послы и  чрезвычайные посланники назначаются  Советом Министров’’.

    По  статье 14 Конституции, ‘’Президент  Республики аккредитует послов и  чрезвычайных посланников в зарубежных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем’’.

    Декрет  от 1-го июня 1979 года, относящийся к  полномочиям послов, предписывает, что посол ‘’представляет Президента Республики, Правительство и Министров’’.

    По  статье 52 Конституции Франции, ‘’Президент  Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Его  информируют о всех переговорах  относительно заключения какого-либо международного соглашения, не подлежащего  ратификации’’.

    По  статье 53 Конституции, ‘’Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры, налагающие обязательства на финансы государства, изменяющие законоположения, относящиеся к статусу личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Они    вступают  в силу только после ратификации или одобрения. Любая уступка, обмен, присоединение территории - недействительны без согласия заинтересованного населения’’.

          Согласно статье 53.1 Конституции, ‘’Республика может заключать соглашения с европейскими государствами, которые придерживаются одинаковых с ней обязательств в области предоставления убежища и защиты Прав Человека и основных свобод, в рамках которых будет установлена компетенция каждой из сторон для рассмотрения поданных заявлений о предоставлении убежища. Однако, даже тогда, когда в рамках этих соглашений поданное заявление не входит в сферу компетенции республиканских властей, они сохраняют за собой право предоставить убежище любому иностранцу, преследуемому за свои выступления в защиту свободы или ходатайствующему о защите по другим мотивам".

    По  статье 54 Конституции, ''Если Конституционный Совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром, Председателем любой из палат или шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами заявляет, что международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение принятого международного обязательства может быть дано только после пересмотра Конституции".

          Согласно статье 55 Конституции, ‘’Договоры или соглашения, должным образом одобренные или  ратифицированные, с момента их публикации имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной’’.

    В широком понимании система международных  отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру. В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и т.д. Дипломатические и консульские отношения призваны содействовать сотрудничеству в названных и других областях. Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются вышеупомянутыми статьями Конституции Франции.

    Персонал  дипломатического представительства  подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

    Численность персонала дипломатического представительства  в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961г.  года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

    К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступление от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания.

    Вступление  главы представительства в должность  связано с вручением им своих  полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется. Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обязательных реквизитов: указание на орган, назначивший главу представительства, страну назначения и т.д.

    Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении государствами поддержания официальных отношений без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также, иногда, при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

    Функции члена дипломатического персонала  могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

 

    Дипломатический корпус

    В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей. Существование понятия дипломатического корпуса, в первом значении, обусловлено причинами протокольного характера; дуайеном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств, считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций). Понятие дипломатического корпуса, во втором значении, объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатический иммунитет и привилегии. Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова. Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

Информация о работе Дипломатия Франции