Ереси в раннем христианстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Изучая историю древних сект, мы можем проследить и развитие самой христианской церкви. Появление различных ересей в христианском мире не проходило бесследно для жизни церкви, но оказывало на неё большое влияние. Церковь с самого начала своего существования и до наших времен развивала свои силы в борьбе с ересями и расколами: в этой борьбе постепенно слагались — и церковное богословие, и церковная дисциплина, и церковная обрядность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Происхождение ересей и лжеучений……………………………………….6
1.1 Еретики иудействующие……………………………………………………..7
1.2 Гностицизм…………………………………………………………………...10
1.3 Ересь антитринитариев……………………………………………………...12
Ереси вселенского периода ………………………………………………...14
2.1 Арианство…………………………………………………………………….14
2.2 Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский…………………………………………………………………16
2.3 Несторианство………………………………………………………………..18
2.4 Монофизитство………………………………………………………………19
2.5 Монофелитство………………………………………………………………21
2.6 Павликиане…………………………………………………………………...22
Дальнейшая судьба ересей………………………………………………….24
Заключение……………………………………

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая ереси2.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

После смерти императора Феодосия, собор Диоскора в Эфесе был  отвергнут папой и назван «Разбойничьим», по причине преувеличений совершенных  на нём «насилий». Халкидонский собор (451), использовав формальным поводом дисциплинарные нарушения на Втором Эфесском соборе, низложил патриарха Александрийского Диоскора, утвердил антиохийское исповедание двух природ во Христе и осудил монофизитство.

В VI веке монофизитское учение распространилось в Нубии и Аравии. В этот период чисто богословские споры отступили на второй план, в то же время обнажилась политическая сторона движения монофизитов – стремление восточных провинций отделиться от Византийской империи.  Сирия и Египет через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм. Однако императрица Феодора, встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла на время успокоить их недовольство.

В VI веке влияние монофизитов усилилось при ее содействии – они заняли как патриаршие престолы Востока так и Римский престол. По мнению историка А. В. Карташева именно Феодора искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней.6 На время вновь обозначается тяготение византийских императоров к компромиссу с монофизитами, что выливается в VII веке в попытке создать компромиссное вероучение - монофелитство. Однако, к этому времени обособление монофизитских земель становится все более определенным и монофизитство как религиозное учение перестает смущать православную паству, делаясь достоянием сепаратистски настроенных народов на окраинах империи.

2.5 Монофелитство

Несмотря на усилия Церкви и государства преодолеть религиозный  раскол, богословские споры не утихали. Они разделили империю на две  половины - православную и монофизитскую. Император Ираклий хорошо понимал  вред религиозного разделения и желал  покончить с ним любыми способами.

В начале VII века несколько  монофизитских епископов объявили императору, что согласятся присоединиться к Церкви, если она признает, что  в Иисусе Христе при двух природах действует только одна Божественная воля.

Этот сложный догматический  вопрос не был еще раскрыт Церковью. Однако православные богословы понимали, что в признании двух природ и  одной воли заключено противоречие. Признавая во Христе два естества - Божественное и человеческое, Церковь  признавала вместе с тем две воли. При наличии одной воли - Божественной, необходимость в человеческой природе  отпадала. Однако императора Ираклия мало интересовала суть учения. У него была одна цель - восстановить единство веры в империи. Средство к достижению этой цели он видел в утверждении учения о единой воле.

Монофелитство было своеобразным компромиссом, соединяющим халкидонское исповедание двух природ во Христе с признанием единой воли Богочеловека, исповедуемой противниками халкидонского богословия. Смысл такого компромисса состоял в том, чтобы повсеместно был признан Халкидонский собор, для чего требовалось исключить из халкидонского вероисповедания всякое подозрение в двусубъектной христологии. Необходимо было показать нехалкидонитам, что и при исповедании двух природ во Христе, исключалось исповедание двух Субъектов, в чём подозревалось несторианство.

В 633 году на соборе в Александрии усилиями патриарха Кира была заключена уния между двумя противоборствующими партиями Александрийского патриархата. В основу соглашения легли 9 пунктов, важнейший из которых гласил: «Один и тот же Христос и Сын совершает Божеское и человеческое единым Богомужним действием». Естественно, как у всякого компромисса, у моноэнергистской унии были и свои противники с обеих сторон. Радикальные миафизиты возражали против исповедания двух природ, а радикальные диоэнергисты возражали против единого действия.

Монофелитство было объявлено  христологической ересью и осуждено церковью Византии в 680—681 на Третьем Константинопольском соборе (Шестом Вселенском). Только в период правления императора Филиппика (711—713) монофелитство было восстановлено, что подтвердил собор 712 года, созванный при патриархе Иоанне VI. После убийства императора решение собора признали принятыми как икономическая уступка императору, а патриарх Герман I в 715 году торжественно анафемствовал монофелитов.7

 

2.6 Павликиане

Секта павликиан зародилась в VII веке в Армении, в VIII—IX веках получила широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства.

Основное ядро движения составляли крестьяне и частично городские  низы, хотя последователи павликиан  были в разных слоях общества. Главными сохранившимися до наших дней источниками  по истории павликиан являются труды  ученого монаха Петра Сицилийского и патриарха Фотия.

Павликианство является народной разновидностью маркионизма, объединенного с манихейством.  Учение павликиан, в сравнении с манихейством, не отличается никакой оригинальностью.

Источником своего учения павликиане признавали только Новый Завет, за исключением посланий ап. Петра. Ветхий завет и учение о Богородице отвергались. Они проповедовали радикальный дуализм, отрицая любую обрядность, церемонии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение. Из всех таинств были оставлены только крещение и евхаристия, причем осуществлялись они невещественным образом, в духе. Богослужение состояло исключительно из учения и молитв. Руководители сект принимали звание "учеников апостольских" и принимали имена реально существовавших апостольских учеников.

В зависимости от расположения к  ним действующей власти, секта павликиан переживала взлеты и падения. К концу своего существования секта потеряла свое политическое значение,  однако держалась в греческих владениях до конца XI века.8

 

 

 

3.  Дальнейшая судьба ересей

Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом – римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру – почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы – в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в. К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему «субординационистские» учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).

Иная судьба ожидала несторианство. Будучи гонимыми в Византии, большая часть несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление, Несторианство закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего, эта церковь обособилась от всего остального христианского мира.

Усилиями миссионеров несторианство  было широко распространено среди тюркских и монгольских народов Центральной Азии:  кереитов,  меркитов, найманов, уйгуров.

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные  кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан), также   существовала объединенная епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия). 

В 635 несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространенной (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию.

В 628 несторианский патриарх Ишо-Яб II д'Гуэдал получил от пророка Мухаммеда  охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского  халифата достигла наивысшего расцвета.

Однако к концу Средневековья  несторианство зачахло. Уже в 845 году в Китае провозглашается запрет на несторианство. В Средней Азии и на Ближнем Востоке восторжествовал  ислам. Несториане пользовались большим  влиянием у монголов, под властью  которых в 13 в. находилась большая  часть Азии. Однако уже в середине 14 в. среднеазиатский эмир, захвативший  Мавераннахр, Тамерлан организовал резню несториан за их отказ принять ислам. Уцелели лишь укрывшиеся в Курдистанских горах. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), частью - к яковитам (Маланкарская православная церковь). В 1552 года часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь.

В настоящее время несторианство  представлено Ассирийской церковью Востока, чьи приверженцы в основном проживают в Иране, Ираке, Сирии.

История монофизитства после его осуждения так же не прекратилась. Невзирая на поддержку Халкидонского собора папами и императорами, антихалкидонитская партия была по-прежнему сильна, поскольку в пользу антихалкидонитов свидетельствовала древность их учения, освященного Третьим Вселенским собором, на фоне которого халкидонское верооределение было неведомым доселе нововведением. С седьмого века, когда в империи халкидонизм окончательно стал господствующей религиозной идеологией, халкидонитами большая древность веры антихалкидонитов преодолевалась тем, что приклеив своим оппонентам ярлык «монофизитов», они свели статус их вероисповедания с древней, освященной Вселенскими соборами православной доктрины на уровень новосозданной, распространившейся только после Халкидона ереси.

Вероучение монофизитов после Халкидонского собора распространилось в восточных провинциях Византии, то есть в Малой Азии, Сирии и Египте, а также за пределами империи в Армении.

Древневосточные православные церкви настаивают, что содержат веру Церкви до «Халкидона», и что термин «монофизитство», применяемый по отношению к ним римокатоликами и греко-православными, некорректен, поскольку соотносит их с ересью Евтихия. Анафематствуя ересь Евтихия, то есть реальное монофизитство, Древневосточные православные церкви по-прежнему исповедуют миафизитское учение святого Кирилла Александрийского о Единой из двух природе во Христе. Армянская апостольская церковь — самая многочисленная миафизическая церковь, также анафемствовала учение Аполлинария. Согласно их взгляду на историю Церкви, реальное монофизитство было явлением локальным, и, будучи осужденным как ересь всеми без исключения поместными Церквями, исчезло, лишь периодически давая рецидивы среди новых радикальных противников Халкидонского собора и учения папы Льва, новая диофизитская христология которого, даже при исповедании одной Ипостаси во Христе считалась ими еретической.

Судьба монофелитства в последующее время после осуждения ее на Шестом Вселенском соборе находится в связи с историей секты маронитов. Существование ее, однако, загадочно. Твердый пункт для истории маронитов находится в известиях историка крестовых походов Вильгельма Тирского: под 1182 г. у него замечено, что патриарх маронитов соединился с святою церковью, обратившись к антиохийскому (латинскому) патриарху Аймериху. Таким образом, 500 лет существовала церковь маронитов, как еретическая. Название свое она получила, по Вильгельму, от некоего патриарха Марона. О существовании ее знали и раннейшие писатели. Например, Евтихий, патриарх александрийский (X в.), знает маронитов, как еретиков монофелитов. Но самое раннее известие ο них находится в творениях Иоанна Дамаскина. В сочинении «о трисвятом» у него есть выразительное место: «мы впадем в маронитство, если приложим распятие к трисвятому». Затем, в сочинении пресвитера Тимофея, который написал краткие сведения об еретиках и жил до VI вселенского собора, есть заметка, что марониты отвергали IV и V вселенские соборы, прилагали распятие к трисвятому и исповедовали одну волю и одно действие.

Соединившись в количестве 40 тысяч с латинской церковью в 1182 г., марониты затем вскоре отпали от латинства, но в 1215 г. вновь вошли  в унию. Часть маронитов все-таки оставалась не соединенной с Римом, пока они не были все поглощены  унией в XV и XVI вв.9

Секта павликиан, продолжала существовать во Фракии вплоть до начала XIII в. Ответвления павликиан появились и в Италии, и во Франции под названием булгар, катаров и альбигойцев. Современные ученые часто связывают павликан с армянскими адопционистами.10

Информация о работе Ереси в раннем христианстве