Ораторское искусство демосфена

Автор работы: e****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен. Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. А что мы ещё знаем?.. То ли историю, то ли легенду, которую оставил потомкам знаменитый Плутарх, составивший жизнеописание Демосфена. Легенду о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

Содержание работы

I. Личность Демосфена 3
1.1. Эллада - родина красноречия 3
1.2. Становление личности 4
1.3. Как Демосфен исправлял свою речь 5
1.4. Жизнь великого оратора 6
II. Приемы ораторской речи Демосфена 8
III. Список использованной литературы 13

Содержимое работы - 1 файл

Ораторское искусство Демосфена.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА, РИТОРИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ  

ДОКЛАД

На тему:

ОРАТОРКСОЕ ИСКУССТВО ДЕМОСФЕНА 
 
 

Доклад студентки

5 группы, 2 курса

Очной формы обучения

Филипповой К. Б.

Преподаватель:

Тюняева Д. Б. 
 

Москва

2010 год

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Личность Демосфена

      Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен. Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. А что мы ещё знаем?.. То ли историю, то ли легенду, которую оставил потомкам знаменитый Плутарх, составивший жизнеописание Демосфена. Легенду о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

1.1. Эллада - родина красноречия

      Демосфен  родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в  древнейшие времена знали и в  Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

      Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и  на народных собраниях, полководцы –  говорили зажигательные речи перед  войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого1.

      Из  всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором. 

1.2. Становление личности

      Отец  Демосфена (которого также звали  Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер.

      Отец  оставил в наследство будущему оратору  и его пятилетней сестре крупное  состояние, но опекуны наследников  оказались людьми недобросовестными  и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался.

      Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять  его на заседание суда, чтобы послушать  знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве. В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

      Четыре  года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея.2

      За  это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз. Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

1.3. Как Демосфен исправлял свою речь

      Однако  первое выступление закончилось  для Демосфена полным крахом. Толпа  его освистала: шум, смех и выкрики  толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой.

      Второе  выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер. Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

      Демосфен  решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он решил тренировался каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра.  
Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. 

      Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.

      Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка: он слушал, как  рычит щенок, и пытался повторять  за ним «рыкающие» звуки.  
А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.3

      Он  советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы  свободно держаться перед публикой.

1.4. Жизнь великого оратора

      Ко  времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить.

      Так уж случилось, что первый самостоятельный  шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей.

      Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны  пытались избежать ответственности, уничтожив  завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

      Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства. Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком.

      Демосфен  постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить  в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа  назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»). Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили – отравился.4

 

II. Приемы ораторской речи Демосфена

      Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал  словами: «Граждане афиняне!». Прямым обращением к гражданам афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного  македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из «филиппик» говорил: «Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось» . И через некоторое время, снова произнося: «граждане афиняне», оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

      Подразумевая  нерешительность или даже медлительность во влиятельных кругах общества, Демосфен уже в тоне, взывающем к патриотическим чувствам, полуспрашивая - полувосклицал: «Так когда же, наконец, граждане афиняне, вы будете делать что нужно?» Частое обращение античного автора к «гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. «Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям». В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

      Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: «К чему это я говорю? - для того, чтобы...» Или: «Что же именно? - это то...» В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами , оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

      Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: «Хорошо! Отлично!». Но он восклицал и при отрицании: «Нет, никогда!» - в категоричной форме, или: «нет, нет, о все боги!», или же: «Но это не так, да, не так!» - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: «Да нет же!» или: «Ничуть не бывало!» Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: «Кто бы мог подумать, что это случится?» или: «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?» И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление. 5

      Большое впечатление на слушателей производили  клятвы Демосфена или его призывы  к богу (богам). Так, например, как  бы прерывая плавное течение собственной  речи, оратор произносил: «Нет, клянусь Зевсом!» или «Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!» В речи «О делах в Херсонесе» Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: «Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства...» Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: «Да помогут все боги!» - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: «Клянемся Зевсом!» В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.6

      Речи  Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и  страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Информация о работе Ораторское искусство демосфена