Авиации в битве под Москвой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:18, доклад

Краткое описание

Начался новый этап развития авиации. Конструкторские бюро, возглавляемые талантливыми авиационными конструкторами А. Н. Туполевым, С. В. Ильюшиным, А. И. Микояном, С. А. Лавочкиным, А. С. Яковлевым, В. М. Петляковым и др., создают более совершенные самолеты-истребители Як-1, МиГ-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2 и м повис другие самолеты, вооружение и скорость которых значительно увеличились по сравнению с самолетами прежних конструкций.

Содержимое работы - 1 файл

ВВС перед войной.docx

— 82.22 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся к  середине ноября под Москвой воздушная  и наземная обстановка требовала  объединения усилий авиации фронтов  и отдельных групп с целью  их сосредоточения на направлениях главных ударов противника. Необходимо было использование всех видов и родов авиации для отражения яростных атак противника, уничтожения его наступающей группировки. Однако ВВС Красной Армии в тот период в организационном отношении все еще были распылены, и значительная часть их входила в состав общевойсковых армий. Это обстоятельство отрицательно влияло на организацию управления боевыми действиями авиации и затрудняло нанесение массированных ударов по противнику. 

Возобновив  наступление на Москву, Гитлер надеялся выиграть зимнюю кампанию до наступления сильных  морозов. Поэтому  основные силы фашистской авиации направлялись в первую очередь па поддержку и прикрытие наступающих войск. Наибольшую активность она проявляла в направлениях Волоколамск, Клин, Серпухов, Тула. Для усиления авиационной группировки на московском направлении немецко-фашистское командование на второй день наступления увеличило численность авиации, особенно бомбардировочной, переброшенной с других участков советско-германского фронта.

Эффективность действий ночных бомбардировщиков, по данным захваченных документов и показаниям самих немцев, была достаточно высокой. От ударов авиации ночью противник нес значительные потери. Кроме того, ночные удары оказывали воздействие на моральное состояние солдат и офицеров. В течение всей ночи экипажи через неравные промежутки времени, с разных высот и направлений сбрасывали в логово врага фугасные и зажигательные бомбы, не давая тем самым ему возможности для нормального отдыха. 

Несмотря  на упорное сопротивление  наших войск и  снижение активности авиации противника, гитлеровцы продолжали наступать. Понеся большие потери в живой силе и технике, враг в конце ноября вышел севернее Москвы к каналу Москва—Волга. Главным силам 3 и 4-й танковых групп удалось овладеть Красной Поляной (27 км северо-западнее Москвы). И все же назревал кризис фашистского наступления. Перед советскими войсками вплотную встала историческая задача, сформулированная в передовой статье газеты «Правда» от 27 ноября: «Под Москвой должен начаться разгром врага!» В ней говорилось: «Мужественное сопротивление частей Красной Армии задержало разбег фашистских полчищ. Они вынуждены перейти на медленный шаг. Они не мчатся вперед, как бывало, а ползут... Значит, надо удесятерить стойкость защитников Москвы... Надо во что бы то ни стало сорвать разбойничий план Гитлера... Этого ждет вся наша страна... Под Москвой должен начаться разгром врага!». 

Таким образом, в ноябре основные усилия советской  авиации направлялись па то, чтобы воспрепятствовать  подходу резервов противника, па разгром  его войск в  опорных пунктах, а также на уничтожение  живой силы и техники  врага на поле боя  как па правом, так  и на левом крыле  Западного фронта.

Вражеская авиация в этот период вела бомбардировочно-штурмовые  и разведывательные действия по нашим войскам, дорогам и объектам Подмосковья. Группами до 20 самолетов под прикрытием истребителей она содействовала наступлению своих войск. Особое внимание уделялось району Серпухов, Лаптево, Мордвес.

Все попытки  врага захватить Тулу и обойти Москву с юга потерпели полный провал.

Срыву замысла  врага обойти Москву с юга во многом содействовали советские Военно-воздушные силы, которые надежно прикрывали свои войска и успешно действовали по живой силе и технике неприятеля на поле боя, задерживая его продвижение.

В конце ноября, когда гитлеровскому командованию стало ясно, что попытка обойти Москву с севера и юга терпит провал, оно решило овладеть столицей путем  нанесения мощного фронтального удара с запада. Такой удар был нанесен на участке севернее и южнее Наро-Фоминска, а также западнее Звенигорода. Противник рассчитывал расколоть оборону наших войск в центре Западного фронта, окружить и уничтожить основные силы войск 5 и 33-й армий и, таким образом, открыть путь на Москву с запада.

Массированные удары по аэродромам противника и значительные его потери в самолетах в воздушных боях привели к тому, что советская авиация вскоре завоевала оперативное господство в воздухе па московском направлении. 

В конце ноября 1941 г. организация взаимодействия Военно-воздушных сил с сухопутными войсками стала более четкой. Авиации ставилась задача па день и ночь, ее боевые действия дифференцировались по времени, высотам и объектам, указывались средства прикрытия и место встречи, линия фронта, сигналы взаимоопознавания и т. д. 

Нанесенный  авиацией значительный урон врагу оказал положительное влияние не только на ход событий, но и предрешил исход всей операции, затеянной фашистами.

Героическими  действиями сухопутных войск и авиации  наступление немецко-фашистских войск, предпринятое в ноябре с целью захвата Москвы, было сорвано.

В конце ноября и  в начале декабря  противник, понеся значительные потери, вынужден был прекратить наступление и начал спешно создавать оборонительные позиции. Наиболее сильно укреплялись Клин, Рогачево, Красная Поляна, Крюково, Таруса, Алексин, Михайлов. 

Ожесточенный  характер носила борьба за господство в воздухе. В период отражения ноябрьского наступления нашей авиацией уничтожено 312 самолетов противника (177 в воздушных боях и 135 на аэродромах). Вследствие значительных потерь фашистской авиации изменилось соотношение сил, воздушная обстановка становилась более благоприятной для советской авиации. Попытки Гитлера разрушить столицу СССР ударами с воздуха потерпели полный провал. Успешное отражение налетов его авиации на Москву — убедительный показатель мощи советской авиации и войск Московской зоны противовоздушной обороны.

За 20 дней ноябрьского  наступления на Москву немецко-фашистские войска потеряли более 155 тыс. убитыми и ранеными, около 800 танков, не менее 300 орудий и много другой боевой техники. Тяжелые потери, незавершенность в осуществлении стратегических задач посеяли в гитлеровских войсках сомнения в успешном исходе войны в целом.

Провал «генерального» наступления гитлеровских войск  на Москву явился крупным событием 1941 г. Полчища немецко-фашистских войск, наводившие ужас на правительства и народы Европы, были остановлены на подступах к Москве в момент, когда многие в капиталистических странах считали ее падение неизбежным.

Такой финал  оказался неожиданным для фашистского командования. «Теперь — писал впоследствии бывший начальник штаба 4-й немецкой армии Блюментрит, — даже в ставке Гитлера вдруг поняли, что война в России, по сути дела, только начинается. ..» . Именно в этот период план «Барбаросса» был похоронен, потерпела крах и теория «молниеносной» войны. 
 
 

Партийно-политическая работа

Оборона Москвы явилась суровой проверкой морально-боевых качеств воинов, которую они с  честью выдержали. Беспримерные боевые подвиги советских воинов с сильным  врагом под Москвой являются ярким  выражением их верности делу партии Ленина, преданности своей Родине.

Высокие морально-боевые качества, стремление к самоотверженному выполнению воинского долга п неуклонная решимость победить врага — вот основные качества советских авиаторов. Командиры, политработники, партийные и комсомольские организации прилагали много усилий к тому, чтобы эти качества ни на минуту не оставляли воинов в любой, самой тяжелой для нашей Родины обстановке.

В героической  обороне Москвы наряду с сухопутными  войсками и другими видами Вооруженных Сил нашей авиации принадлежит важная роль. Она оказала неоценимую помощь сухопутным войскам и успешно справилась с задачей прикрытия столицы нашей Родины от ударов врага с воздуха. За этот период Военно-воздушные силы Красной Армии совершили 51 300 самолето-вылетов, из которых 86% вылетов — для поддержки оборонявшихся войск и 14% — па прикрытие столицы. В сражениях за Москву враг потерял до 1400 самолетов, из них 85% самолетов противника было уничтожено советской авиацией. 

К началу декабря 1941 г. в результате активных и решительных действий, массирования сил авиации за счет других участков советско-германского фронта советские Военно-воздушные силы завоевали оперативное господство в воздухе на московском направлении. Это позволило осуществлять перегруппировки войск, сосредоточивать и вводить в сражение резервы без существенного противодействия с воздуха. Это была первая серьезная победа наших Военно-воздушных сил и первое поражение авиации врага в ходе войны. В завоевании оперативного господства в воздухе большую помощь авиации оказали различные рода войск ПВО 
 

Основные усилия советской авиации направлялись на борьбу с моторизованной пехотой и танками — главной ударной силой немецко-фашистской группы армий «Центр». Постепенно в ходе вооруженной борьбы сила ударов советской авиации по танкам все более возрастала. Примером могут служить удачные действия ВВС по боевым порядкам 2-й танковой армии Гудериана в районе Тулы.

Оборонительные  сражения под Москвой явились  важным этапом в развитии оперативного искусства Военно-воздушных сил и тактики действий авиации. По мере развёртывания вооруженной борьбы на подступах к Москве Ставка Верховного Главнокомандования приняла энергичные меры для изменения воздушной обстановки. С этой целью продолжалось формирование новых авиационных частей, были укреплены органы авиационного тыла и увеличено производство самолетов авиационной промышленностью.

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные  при этом мужество и героизм в  оборонительных сражениях под Москвой шесть авиационных полков приказом Народного комиссара обороны СССР от 6 декабря 1941 г. были преобразованы в гвардейские. Среди этих полков были 29, 129, 526 и 155-й истребительные (командиры майоры А. П. Юдаков, 10. М. Веркаль, Н. П. Метелкин, А. Ф. Шпак), 215-й штурмовой (командир подполковник JI. Д. Рейно) и 31-й бомбардировочный (командир подполковник Ф. И. Добыш) авиационные полки. Это были первые полки авиационной гвардии . 61-й штурмовой авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени.

За боевые заслуги 1254 авиатора были награждены орде- памп, в том числе П. А. Карамышев, В. И. Киселев, А. П. Марков, Ф. С. Чуйкин, А. П. Супрун и многие другие. 52 наиболее отличившихся летчика, штурмана, стрелка-радиста были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них В. А. Шишов, С. Г. Гетьман, А. Ф. Локтионов, А. И. Молодчий, Е. М. Горбатюк, В. Е. Ковалев, Ф. М. Фаткулин, А. Г. Рогов и др. 

Период  контрнаступления 

В конце ноября и  в начале декабря 1941 г. Красная Армия  в упорных оборонительных сражениях окончательно остановила гитлеровские полчища на ближних подступах к Москве. Вражеские войска были измотаны и не могли продолжать наступление. Первые наши победы подняли моральное состояние советских воинов. Контрнаступление советских войск под Тихвином и Ростовом не дало противнику возможности перебрасывать па московское направление резервы с других участков советско- германского фронта. Создались условия для перехода в контрнаступление и под Москвой.

Особое  внимание было приковано  к Москве. Именно сюда направлялась большая часть резервов, техники и боеприпасов. 

 В результате  соотношение сил па московском (западном) направлении несколько  изменилось. К началу декабря  1941 г. противник имел в соединениях и частях 801 тыс. человек, около 10400 орудий и минометов, 1 тыс. танков и 615 самолетов. Наши войска под Москвой насчитывали 718,8 тыс. человек, 5900 орудий и минометов, 415 установок реактивной артиллерии, 667 танков и 762 самолета2 (в том числе 590 новых и 172 самолета устаревших конструкций без учета 97 самолетов Р-5, Р-зет и По-2).

Произошли существенные изменения и в воздушной обстановке. От ударов советских Военно-воздушных сил по аэродромам и в воздушных боях противник понес значительные потери. К началу контрнаступления мы превосходили врага по количеству истребителей, что создало выгодные условия для завоевания господства в воздухе на московском направлении. Улучшился и качественный состав пашей авиации. В истребительных авиационных частях из общего количества 550 истребителей около 75% самолетов было новых конструкций (Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3). На фронт все больше прибывало пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. К этому времени около 30% авиационных полков бомбардировочной и разведывательной авиации имели на вооружении самолеты Пе-2. Однако новых машин было еще недостаточно. 

Контрнаступление  под Москвой началось 5—6 декабря, когда войска Калининского, а затем  и войска правого  крыла Западного  и Юго-Западного  фронтов обрушили свои удары по врагу  более чем в 200-километровой полосе. На многих участках фронта перед началом атаки проводилась артиллерийская н авиационная подготовка. Так, в ходе авиационной подготовки, проводившейся в ночь па 6 декабря на участках прорыва Западного фронта, было произведено около 200 самолетовылетов. С переходом наших войск в атаку авиационная поддержка периодически осуществлялась небольшими группами самолетов. Наступление поддерживалось почти всеми частями и соединениями фронтовой и армейской авиации, ВВС Московской зоны обороны и дальнебомбардировочной авиацией Главного Командования. Основными объектами поражения были опорные пункты и узлы сопротивления врага. Мощные удары наносились также по артиллерийским позициям, танковым частям, командным пунктам. Авиация бомбардировала и штурмовала отступавшие пехотные, бронетанковые u автотранспортные колонны. В результате все дороги на запад были забиты немецкой боевой техникой и автомашинами.

Информация о работе Авиации в битве под Москвой