Источники и главные черты права феодальной Беларуси в 14 - 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление сущности и основных черт феодального права Беларуси, а также изучение основных источников.
Задачи исследования:
- Рассмотреть общеземские, областные, волостные и городские привилегии (грамоты);
- Рассмотреть основные источники феодального права Беларуси: Судебник Казимира 1468 г., Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг.;
- историей создания Статутов Великого княжества Литовского;
- Рассмотреть структуру Статутов 1529,1566,1588 гг.;
- изучить основные черты феодального права Беларуси;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЗЕМСКИЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ВОЛОСТНЫЕ И ГОРОДСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (ГРАМОТЫ) …………………………………………………5
ГЛАВА 2. СУДЕБНИК КАЗИМИРА 1468 ГОДА И СТАТУТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО ………………………………………………14
ГЛАВА 3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО БЕЛАРУСИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. ………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………35

Содержимое работы - 1 файл

kursovaya_istochniki_i_cherty_feodalnogo_prava_be.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Главой государства  и главным лицом во всей системе  государственных органов признавался  великий князь, который в Статуте назывался "господарь". Его правовое положение было тыловым для ограниченного монарха, хотя и имела некоторые Особенности. Полномочия князя регламентировались правовыми нормами. Например, он не мог без решения сейма начинать войну или устанавливать налоги на военные нужды, издавать новые законы. Статут запрещал давать поместья, должности и звания чужеземцам, в том числе уроженцем Польши, закрепил главную роль крупных феодалов в государстве.

В Статуте 1566 обозначены переход от феодального к буржуазному право собственности. Все феодалы могли свободно распоряжаться своими имениями. Здесь гораздо позднее, чем в предыдущем Статуте, изложены нормы наследственного права, существенные изменения внесены в уголовное право. Так, субъектом преступления признавался только взрослый человек, несовершеннолетние же могли быть наказаны только после достижения ими 14-летнего возраста; провозглашалась презумпция невиновности; уголовное наказание должно было осуществляться только по суду; личность, которая обвинила кого-нибудь в преступлении и не доказало его вины, несла такое же наказание, каким мог быть наказан обвиняемый [12].

Второй Статут Великого княжества Литовского (свод законов феодального права) действовал в Белоруссии и Литве в 1566 - 1588 гг., А на Правобережной Украине  и в XVII - XVIII вв., Получив название "Волынский Статут". Известен его переводы на латинский и польский язык.

После того как  был принят Статут Великого княжества  Литовского 1566 г., кодификационные работы не прекратились. Уже на Брестском сейме 1566 в несколько статей были внесены поправки. Через два года Гродненский сейм так же внес поправки в некоторые статьи и создал комиссию для доработки Статута. Эта комиссия была утверждена и Люблинском сеймом (за исключением тех ее членов, которые представляли земли, отошедшие Короны) [3, с. 92].

Статут 1588 г. [13] был подготовлен на высоком теоретическом уровне. Как мы уже говорили, есть несколько гипотез насчет того, как был разработан его текст. Так, И.И. Лаппо утверждает, что в деле "поправок" Статута главная роль принадлежала соймикам ВКЛ, материалы из которых поступали в Государственную канцелярию, где проходили окончательное редактирование. Е.А. Юхо считает, что Статут ВКЛ 1588 г. - дело специальной комиссии, в которую входили квалифицированные правоведы. Их работой руководили А. Б. Волович и JI. Сапега, занимавших в то время соответственно должности канцлера и подканцлера ВКЛ. Уже к концу 1584 работа над Статутом была закончена, но в связи с тем, что новый свод игнорировал акт Люблинской унии 1569 г., Польша не допускала его утверждения на общем сейме Речи Посполитой [3, с. 93].

Однако Сигизмунд III Ваза, желая сохранить великокняжеский престол, утвердил Статут своим привилегией от 28 января 1588 г. Главный значение государственно-правовых норм Устава заключалась в том, что он законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства вопреки акту Люблинскай унии.

Он имел 14 разделов и 488 статей. В разделах I - IV помещались нормы государственного права и судоустройства, в V - X и частично в XIII - брачно-семейного, земельного и гражданского права, в XI - XII, XIV и частично в XIII - уголовного права. Надо заметить, что нормы государственного права были почти полностью перенесен из Статута 1566 г. из некоторыми уточнениями и дополнениями. Они юридически закрепляли отношения, которые сложились между ВКЛ и Польшу после 1569 г.

Систематизация  права, положенная в основу Устава 1588 г., была построена на новых принципах, свойственных для переходного периода от средневековья к новому времени и зарождению буржуазных отношений. Это прежде всего выражалось в ограничении власти хозяина и стремления к разделению властей; провозглашении необходимости придерживаться государственного суверенитета вопреки средневековому космополитизму и в юридическом закреплении единства права для всего государства и всех полноправных людей. Законодательная власть закреплялась за сеймом, исполнительная - за великим князем и Радой, судебная - за великокняжеским и главным, а также за местными судами [3, с. 93].

Одновременно  с окончательным закрепощение крестьян Статут предусматривал уголовную ответственность за убийство простого человека, провозглашал идею веротерпимости, запрещал передачу свободного человека за долги или преступления в неволю, устанлвил наступление уголовной ответственности с 16 лет.

Отметим, что Статут признавал льготы и привилегии для господствующих сословий. Этим подрывался общий принцип единства права. Но мы должны знать, что при феодальном образе привилегии были не исключением, а составной частью всего феодального права, хотя и не соответствовали новым буржуазным принципом. В этом заключалась внутренняя противоречивость феодальной правовой системы.

Через весь Статут проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные органы и должностные лица обязаны действовать только в соответствии с законом. Эта идея была направлена ​​против произвола хозяина, крупных феодалов и средневековой теократического теории происхождения и сущности государства.

Источниками для  разработки третьего Устава были Уставы 1529 и 1566 гг., Постановления Сойма 1573, 1578, 1580 и 1584., Королевские привилегии, постановления уездных сеймиков.

Статут 1588 г. окончил  кодификацию права в Великом  княжестве Литовском. В этом законодательном акте отразились не только существовавшие государственно-правовые идеи, но и те, что опережали время, оказалось богатая правовая культура белорусского и литовского народов. Статут был напечатан на старобелорусском языке в 1588 г. в Виленской типографии Мамоничей под наблюдением и на средства              Л. Сапеги. Нельзя не согласится с мыслью А. Лойко о том, что если Франциск Скорина является представителем раннего белорусского Возрождения, то Лев Сапега – позднего [10, с. 87].

"Статут 1588 г., - отмечает исследователь, - это плод именно белорусского Возрождения, проявление его гуманистического, демократического отношения к человеку, народу, его языку вообще. Именно белорусское Возрождение окончательно (официально) Статут 158 г. придало нашему языке государственный статус, и если мы сегодня в ходе настоящей демократии и если мы сегодня во время настоящей демократии и построения - возрождения, то история в данном случае не могла не повториться. Язык белорусского народа должен снова по справедливости заполучить свой престижный в крае и мире государственным статус " [10, с. 89].

В 1614 г. Статут 1588 г. был издан на польском языке (переиздавался в 1619, 1648, 1694, 1744, 1786, 1819 гг.), в 1811 г. - на русском и польском языках в Санкт-Петербурге. В конце XVI в. этот свод законов был использован при кодификации прусского права, а также при подготовке Соборного уложения 1649 г. в России: в XVII в. был переведен на немецкий язык; применялся в судах Латвии и Эстонии: в 1735-1738 гг. переведен на украинский язык, был основным источником права в Украине, о чем свидетельствуют 50 украинских рукописей Статута. Переводили Статут также на французский и латинский языки.

После присоединения Беларуси и Литвы к Российской Империи третий Статут ВКЛ до 1831 г. действовал  в Витебской и Могилёвской и к 1840 г. - в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.

Таким образом, расширение и количественное увеличение законодательных актов по различным вопросам социально-экономической и политической жизни страны вызвало потребность в систематизации и кодификации текущего правового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО БЕЛАРУСИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

 

На наш взгляд, рассмотрение феодального права  Беларуси необходимо начинать с характеристики государственного права, тем более что его нормы были достаточно полно и хорошо теоретически разработан уже в Статуте 1588 г., тогда как в странах Западной Европы государственное право начало формироваться лишь в XVIII в.

При рассмотрении вопроса об общественном и политическом строе BKJI в XIV - XVI вв. мы подробно останавливались на проблемах государственного права Беларуси, а потому сейчас дадим только его общую характеристику.

Прежде всего  надо отметить, что государственное  право закрепляла феодальный общественный строй и одновременно содержало  нормы (по Уставе 1588 г.), которые свидетельствуют о появлении ростков буржуазного права. Например, провозглашалась формальная равенство всех перед законом, но сам закон не был одинаковым для всех. Простолюдина не допускались на сеймы, им запрещалось давать значительные посты в государственном аппарате и т.д. Все население было разделено на сословия: дворянство, духовенство, мещан и простых людей. Каждое сословие в свою очередь тоже делилась на несколько групп. Правовое положение шляхты резко отличалось от положения представителей других сословий.

Главой государства и главным лицом в стране был великий князь - "господар". После Люблинской унии все литовские великие князья одновременно являлись королями Польши. Закон давал великому князю широкие полномочия в области внутреннего управления и международных отношений. Но он управлял не единолично, а, как правило, с участием совета, сейма и государственных лиц верховного управления.

Великий князь был ограниченным монархом, однако в его положении имелись серьезные отличия от положения других европейских монархов. Последние заключались в выборности и большей ограниченности прав в области законодательства и суда.

Интересную  замечание по этому поводу делает профессор Е.А. Юхо, который пишет: "Его правовое положение содержало  в себе и некоторые элементы правового положение президента в республике: его права основывались на выборном начале, на правовых нормах статута, общеземских привилегиях и были делегированы от класса феадалов" [14, с. 100].

Анализ норм Статута 1588 г., что определяли структуру, компетенцию и характер деятельности центральных учреждений и самых важных должностных лиц, позволяет сделать вывод, что они имели прогрессивное значение для своего времени. В них четко видно зарождение органов отраслевого управления (например, во главе отдельных направлений управления стояли маршалок земский, канцлер, подскарбий и др.).

В середине 60-х  гг. XVI в. в BKJI было завершено проведение административно-территориальной реформы. Государством была разделена на воеводства, уезды, волости. В системе местного управления высшими государственными лицами в воеводстве являлся воевода, а в уезде – староста [3, с. 97].

На все высшие должности, как правило, назначались крупные феодалы наиболее значимых родов, только уроженцы BKJI, имевших определенную образование или практический опыт государственной службы.

Наиболее отчетливо  зарождение нового буржуазного права  проявилось в ряде гражданско-правовых норм Статута 1588 г., имевших характер всесословности. Поэтому рядом с такими нормами, как непризнание за крестьянами право собственности на землю и другими ограничениями их прав существовали нормы, регулировавшие договорные отношения купли-продажи, займа, залога, аренды, обязанности по отношению работы по найму, а также нормы наследственного права. И все же имущественные отношения в основном регулировались в зависимости от сословной принадлежности, вероисповедания, места жительства (город, село) и правового положения в обществе и семье. Наиболее полной правоспособностью обладало государство, церковь и верхушка класса феодалов. Они могли свободно распоряжаться своим имуществом, осуществлять все виды гражданско-правовых соглашений. Довольно широкой  правоспособностью обладала и малоимущая знать, хотя ее права были ограничены.

Правоспособность  простых людей не была ровной и  зависела от ряда факторов. Так, мещане крупных городов пользовались большими правами, чем жители деревень и городков, католики имели преимущество перед православными и т.д. Совсем ограниченной была гражданская правоспособность пленных и челяди несвободной. Ограничивались права и дееспособность женщин, детей, а дееспособность вдовы была гораздо шире, чем замужней женщины. Общая дееспособность наступала для мужчин с 18-летнего, для женщин - с 13-летнего возраста.

Центральное место  в гражданском праве занимали нормы вещевого и обязательственного права. Объектами вещного права были имения с зависимыми людьми, пахотные земли, леса, озера, реки, продукты сельского хозяйства, предметы ремесленного производства и т.д. В XVI в. были известны следующие права на вещи: собственность (держание, владение), залог (застава) и сервитуты и так далее [3, с. 98].

В соответствии с правовой регламентацией земельные  владения феодалов делились на три  основные категории: вотчины, или Дедино; имения, выслужаныя или полученные в пользование (держание) на полный или условный срок ("до живота", "до воли господарскому"); имения навечно ( "купленины"). Право распоряжения этими категориями недвижимого имущества не было одинаковым. Если "куплениной" повелитель мог распоряжаться в целом, то в отношении поместий, которые были приобретены другим путем, существовали определенные ограничения.

Владение в  отличие от собственности означало фактическое владение имуществом с  ограниченными правами на распоряжении им. Владение и собственность одинаково подлежали судебной защите. Например, владелец земли мог предъявить иск к собственнику, если тот самоуправно снял урожай или причинил владельцу другой ущерб. Усиление правовой защиты владения и возможность превращения его при определенных условиях в частную собственность свидетельствовали о постепенном перерастании права феодальной собственности в буржуазную.

Информация о работе Источники и главные черты права феодальной Беларуси в 14 - 16 века