Юридические аксиомы, презумпции, фикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе проблемой исследования выступает анализ сущности юридических презумпций, аксиом и фикций, определения их роли в правовом регулировании и значения в правоприменении.
Актуальность исследования обусловлена тем, что юридические презумпции, аксиомы и фикции как элементы юридической техники имеют большое значение в правотворчестве, правоприменении, правореализации и толковании права.

Содержимое работы - 1 файл

Юридические аксиомы, презумпции, фикции.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

      Если рассматривать Гражданский кодекс Российской Федерации, то он  включает презумпции правомерности, достоверности информации, авторства, согласия, факта и виновности.

        Презумпция правомерности предполагает  правомерность поведения и заключения  сделок. Предполагается, что каждый участник сделки действует согласно установленному гражданским законодательством   порядку.    Данная презумпция   касается   только   осуществления  прав (не обязанностей) и может применяться, скорее, к договорам услуг (управления, комиссии, поручения), в которых сторона наделяется определенными правами, однако должна исполнять их добросовестно и разумно. Причем правовые последствия недобросовестного или неразумного поведения должны устанавливаться исключительно законом, а не договором либо подзаконным актом.

      Презумпция  достоверности информации устанавливают  оценку соответствия фактам такого специального объекта гражданских прав, как  информация. Закон предполагает, что  информация, предоставляемая должностным, служебным лицом при выполнении им своих служебных обязанностей, а также информация, содержащаяся в официальных источниках, считается достоверной.

      Презумпция  авторства предполагает, что первичным  субъектом авторского права является автор произведения. При отсутствии доказательств иного автором  произведения считается физическое лицо, указанное обычным образом как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

      Презумпции  согласия предполагают наличие согласия третьего лица, необходимое для совершения сделки, в том случае даже если фактически такое согласие не высказывалось, то есть согласие, выраженное молчанием.

      Презумпции  факта предполагают наличие определенного  юридического факта, если иное не установлено  договором или законом. Данными  презумпциями должен руководствоваться  суд при установлении фактических обстоятельств дела.

      Презумпции  виновности — основополагающие гражданско –правовые оспоримые презумпции, которые также называют доказательственными презумпциями, поскольку они предполагают наличие вины и определяют сторону, которая несет бремя доказывания невиновности. Причем обычно выделяют две общие презумпции виновности: презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или исполнившего его ненадлежащим образом, и презумпция вины причинившего вред.

      К первой группе относится общая доказательственная презумпция, которая относит вину (умысел или неосторожность) к основанию ответственности за нарушение обязательства, если иное не установлено договором или законом. Однако лицо является невиновным, если докажет, что приняло все зависящие от него меры относительно надлежащего исполнения обязательства. Причем отсутствие своей вины доказывает лицо, нарушившее обязательство. В то же время закон закрепляет, что должник, нарушивший обязательство, должен возместить кредитору причиненные этим убытки. Однако размер убытков, причиненных нарушением обязательства, доказывает кредитор. Таким образом, распределяется бремя (обязанность) доказывания различных обстоятельств между должником и кредитором.

      Ко  второй группе общих презумпций вины относится лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред нанесен не по его вине.

      Самой знаменитой является презумпция невиновности. Эта презумпция действует в уголовном  праве – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность – его вину должен доказать обвинитель. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе закреплена в статье 49 Конституции Российской Федерации.

      В отличие от уголовного права, в гражданском  праве действует презумпция виновности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации правонарушитель считается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность.

      Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

      Лицо  признается невиновным, если при той  степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру  обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

      Отсутствие  вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

      Если  иное не предусмотрено законом или  договором, лицо, не исполнившее или  ненадлежащим образом исполнившее  обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

      Заключенное заранее соглашение об устранении или  ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.15

      Вместе  с тем, закрепленная в гражданском  праве презумпция виновности правонарушителя  не исключает для потерпевшей  стороны возможности представлять суду доказательства виновности правонарушителя.

      Роль  презумпций в гражданском праве заключается в том, что презумпции используются тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота.16

      От  презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположения. Версия – это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. В общественно–политическом лексиконе слово «версия» нередко употребляется и в более широком смысле.

      Гипотеза  есть предположение, выдвигаемое в  процессе исследования какого–либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

      При установлении фактических обстоятельств  дела существенное значение имеет еще  одна юридическая категория –  преюдиция. 

      Преюдициальность (от латинского «praejudicialis» – относящийся к предыдущему судебному решению) – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу.17

      Так, если судебным решением установлена  ответственность владельца источника  повышенной опасности за причиненный  вред, то в случае предъявления регрессного иска владельца источника к непосредственному причинителю, факты, установленные в первом процессе, имеют преюдициальное значение и не подлежат оспариванию.

      Преюдициальным  значением обладают факты:

      установленные судебным актом, которым было разрешено  дело по существу, после вступления судебного акта в законную силу;

      все факты, установленные судебным актом, не доказываются вновь при разбирательстве  дел с участием тех же лиц;

      содержащиеся  в решении суда выводы о фактах имеют юридическое значение только для лиц, участвующих в деле. Если суд рассматривает дело с участием иного лица, данные факты утрачивают значение преюдициальности.

      Таким образом, юридическая презумпция –  это предположение о наличии  или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

 

2.2. Юридические фикции

      Своеобразными юридическими фактами являются и  юридические фикции. Он представляют собой искусственные факты, чаще создаваемые правоприменителями на основе норма закона в интересах разрешения конкретных юридических дел.18

      Под фикцией в праве понимают такой  прием мышления, допускаемый или  прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим.

      Фикции (от латинского «fictio» – выдумка, вымысел, нечто реально не существующее) – представляет собой используемый в нормотворчестве специфический прием, известный еще римскому праву, суть которого выражалась формулой «fictio est contra veriitatem, sed pro veritate habetur» («фикция противостоит истине, но фикция принимается за истину»).19

      В юриспруденции фикция – это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину.

      Данный  метод был известен древнеримским  юристам. Например, чтобы взыскать с  иностранца долг в пользу римского гражданина, необходимо было формально  признать его гражданином Рима, откуда и возникла соответствующая преторская фикция. Во французском праве существует фикция, которая гласит: если жена и муж погибли одновременно, первым погибшим считается муж. Эта фикция необходима для того, чтобы установить четкий порядок наследования.

      Главное в фикции состоит в том, что, преследуя  цель преодолеть действующий режим правового регулирования, наступление определенных правовых последствий, закон связывает с заведомо несуществующими в реальной действительности фактами. Одновременно, юридическая фикция не должна использоваться для того, чтобы причинить вред другому лицу (Приложение 3).

      Под юридической фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало  значение факта.

      Так, например, по российскому гражданскому праву днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.20

      Примером  фикции также может служить положения  статьи 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания».

      При невозможности установить день получения  последних сведений об отсутствующем  началом исчисления срока для  признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

      Таким образом, законодательно закрепляется заведомо не истинное положение о дне получения последних сведений об отсутствующем.

      Аналогичная ситуация подразумевается в статье 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (объявление гражданина умершим): «…Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его  жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев… Днем смерти гражданина, объявленного судом умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

      Еще одним примером фикции является признание  кровными родственниками усыновителя (и его родственников) и усыновленного (и его потомства) по отношению друг к другу при наследовании по закону (пункт 1 статьи 1147 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, следует считать существующим факт родственных отношений, которых в действительности не существует.

Информация о работе Юридические аксиомы, презумпции, фикции