Становление и развитие адвокатуры в Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.

Содержание работы

Введение 3
Адвокатура в период до Судебной реформы 1864 года 5
Адвокатура в период действия Судебных уставов 1864 года 9
Адвокатура в советский и постсоветский периоды (с 1917 г. по настоящее время) 13
Современная адвокатура: реформа в действии 21
Заключение. 30
Список использованной литературы: 32

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая вариант_2.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Адвокатура  в период действия Судебных уставов 1864 года

 

      При самодержавии развитие адвокатской  деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.

      Подготовка  судебной реформы началась в первой половине 19 века. В 1858 году обсуждения судебной реформы вышли за стены чиновничьих кабинетов, и перешли на страницы журналов и иных печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые взгляды. 8 сентября 1858 года начальник второго отделения имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору Александру Второму доклад «Об установлении присяжных стряпчих», т.е. об учреждении адвокатуры7.

      Ранее в Государственный Совет уже  вносился проект об адвокатуре, не получивший утверждения.

      В 1861 году Н.Д. Будаловым была образована комиссия, результатом работы которой стали «Основные положения преобразования судебной части в России», учрежденные Александром Вторым 29 сентября 1862 года.

      Принципы  «Основных положений преобразования судебной части в России» легли в основу Учреждения судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 года, которыми впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные).

      Организация и деятельность присяжной адвокатуры регламентировалась Учреждениями судебных установлений, главой второй «О присяжных поверенных» (ст. 353 — 406).

      Присяжные поверенные состояли при судах (судебных местах) для занятия делами:

  • по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
  • по назначению в определенных случаях советами присяжных поверенных и председателей судов.

      В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных установлений, присяжными поверенными  могли быть лица, имевшие аттестаты  университетов или других высших учебных заведений об окончании  курса юридических наук, или о выдержанных экзаменах по таким наукам, либо прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо состояли не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

      Так же существовали условия, при которых  лицо не могло быть допущено в присяжную  адвокатуру. Присяжными поверенными не могли быть:

  • не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
  • иностранцы;
  • объявленные несостоятельными должниками;
  • состоящие под следствием, а так же осужденные и другие.

      Созданная Судебными уставами 1864 года присяжная  адвокатура действовала, основываясь на ряде принципов:

  • совмещение правозаступничества с судебным представительством;
  • относительная свобода профессии;
  • отсутствие связи с магистратурой;
  • отчасти сословной организации, а отчасти дисциплинарной подчиненности судам;
  • определении гонорара по соглашению8.

      Введение  в действие судебных уставов сразу  обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого  образовалась своеобразная неупорядоченная  законом частная адвокатура в  лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. Возникла необходимость в ее законодательной регламентации.

      В мае 1874 года наряду с присяжной адвокатурой  учреждается институт частных поверенных. Для того, чтобы стать частным  поверенным и получить право на участие  в производстве гражданских дел, как мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство, выдававшееся судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. Этими же судами накладывалось дисциплинарное наказание. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано в ст. ст.406-1 — 406-19 Судебного учреждения, в своде Законов 1892 года (ст.406-19 запрещалось получать звание частного поверенного женщинам).

      Следует отметить, что с 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

      3 марта 1890 года был принят закон,  ограничивающий допуск в адвокатуру  евреев. Принятие дискриминирующего  евреев закона было тем редким  случаем, когда присяжные поверенные  не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

      Но, забегая вперед следует оговориться, что после падения старого  режима были отменены все ограничения  на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное  правительство позволило заниматься адвокатской практикой и женщинам.

      Возвращаясь же к тому, что мы уже отмечали, подчеркнем: самоуправляющиеся адвокатские  объединения, такие как консультации и, в дальнейшем, коллегии, были созданы  не везде. И в тех округах, где  не было создано советов присяжных поверенных и их отделений, их права и обязанности принадлежали местному окружному суду, что естественно не позволяло говорить о полном самоуправлении адвокатуры.

      В 1885 году при Министерстве юстиции  была образована специальная Комиссия, так и не закончившая своих занятий. Они были возобновлены в 1890 году под председательством М.В. Красовского, в результате чего был создан проект, опубликованный в 1892 году в «Юридической газете» в № № 16, 18 и 22. Однако, направленный в декабре 1893 года в Государственный Совет, проект так и не был рассмотрен.

      Деятельность  адвокатской корпорации выявляла множество  проблемных и больных для самой  адвокатуры вопросов. Была очевидной  необходимость реформирования этого  института9. Изменения произошли уже после падения самодержавия.

Адвокатура  в советский и  постсоветский периоды (с 1917 г. по настоящее время)

 

      В соответствии с Декретом О суде № 1 от 24 ноября 1917 года помимо присяжной  адвокатуры упразднялись институт прокуратуры, отделы уголовных расследований  и вообще, практически, вся судебная система. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то присяжной адвокатуре законодательство замены не предусматривало. Представительствовать в суде было разрешено любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину любого пола. То есть адвокатура вновь становилась свободной профессией, что откинуло ее по уровню организационного статуса к дореформенным (1864 года) временам10.

      В добавлении к своей книге «Уголовный суд в России», вышедшей в 1918 году, Н. Давыдов вполне справедливо называл такую меру сверх — радикальной и, к тому же, неподготовленной11.

      Период  с ноября 1917 года по май 1922 года условно  можно именовать переходным периодом для адвокатуры12.

      Инструкция о революционных трибуналах от 19 декабря 1917 года является первым официальным актом новой власти, который содержал попытку создания новой — советской адвокатуры.

      Процесс поиска оптимальной для новой  власти организации адвокатуры привел к тому, что 30 ноября 1918 года принимается Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

      В начале января 1918 года Комиссариат юстиции разработал новый проект закона, который с рядом поправок был принят как часть Декрета «О суде» № 2 . В дальнейшем, а именно 15 февраля 1918 года, принимается Декрет № 2, изданный в развитие и дополнение Декрета № 1, учреждающий коллегии правозаступников, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты.

      11 мая 1920 года Совнаркомом издается  постановление «О регистрации  лиц с высшим юридическим образованием»,  согласно которому в трехдневный  срок, после опубликования данного постановления, указанные лица обязаны зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. Таким образом, деятельность адвокатов заменяется формой трудовой повинности.

      В июне 1920 года на третьем Всероссийском  Съезде работников юстиции принимается  решение о внесении изменений  в Положение «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года, согласно которых  коллегии защитников и обвинителей заменяются системой периодического привлечения юристов к ведению дел13.

      Полное  уничтожение, даже того подобия адвокатской  корпорации, коими являлись коллегии правозаступников, ознаменовано принятием 21 октября 1920 года ВЦИК дополнений к  Положению «О народном суде РСФСР», что повлекло за собой развитие подпольной адвокатуры.

      Естественно, что это не устраивало новую власть и на четвертом Всероссийском  съезде деятелей советской юстиции, комиссар юстиции Д. Курский охарактеризовывает перспективы развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика»14. И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры.

      25 мая 1922 года принимается Положение «Об адвокатуре», но поскольку оно лишь в общих чертах говорило о вновь создаваемых коллегиях защитников, то Наркомюстом 5 июля 1922 года принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.

      Значительное  большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными  специалистами — членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

      Партия  начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

      С конца 1927 года комиссариатами юстиции  стало поощряться образование в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху, и в конце 1934 года был подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика (проект был опубликован в журнале «За социалистическую законность» (1935 год, № 1)).

      22 декабря 1938 года, Наркомюст СССР  выпустил директиву «О работе  коллегий защитников», ознаменовавшую, по мнению М.В. Ивановой, начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение15.

      Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих  законов о корпорации. Адвокатам  запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило их выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

      Вопросы оплаты юридической помощи, оказываемой  адвокатами, Положением не регулировались. Оплата должна была производиться на основании инструкции, утвержденной приказом № 85 НКЮ СССР от 2 октября 1939 года. Впоследствии, НКЮ СССР было издано несколько актов, в которых разъяснялись отдельные вопросы оплаты юридической помощи (Письма НКЮ СССР: от 8 декабря 1939 года № 1-А-21, от 21 апреля 1941 года № 16-А-1784; Приказы НКЮ СССР: от 25 марта 1940 года № 29, от 24 января 1941 года № 18; приказ Министра юстиции СССР от 4 октября 1955 года № 50).

      Надзор  за деятельностью адвокатуры со стороны  государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

      23 апреля 1940 года утверждается инструкция  НКЮ СССР № 47 о порядке прохождения  стажерами практики в юридических  консультациях коллегий адвокатов.  Принятые в коллегию стажеры  проходили практику в течение одного года и в случае ее успешного прохождения президиум коллегии адвокатов мог перевести стажера в число членов коллегии адвокатов, в том числе и до истечения указанного срока. Но Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов, тем самым органы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом в адвокатуру.

Информация о работе Становление и развитие адвокатуры в Российском государстве