Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистическое изучение затрат на рабочую силу и оплаты труда, рассмотрение структуры затрат на рабочую силу, а также анализ заработной платы в России.
При изучении структуры фонда заработной платы рабочих предметом анализа статистических данных является степень распространенности форм и систем оплаты труда.
Основными формами оплаты труда на предприятиях
материального производства являются
сдельная и повременная. Эти формы в свою
очередь могут быть представлены в виде
определенных систем заработной платы.
Так сдельная форма оплаты труда подразделяется
на прямую сдельную, сдельно-премиальную,
сдельно-прогрессивную, косвенно-сдельную,
аккордную системы. Повременная форма
оплаты труда выступает в виде простой
повременной и повременно-премиальной
системы оплаты труда.
2. Статистическое изучение заработной платы в России в условиях рыночной экономики.
В условиях становления различных форм собственности, сокращения государственного сектора экономики и расширения прав предприятий организаций в решении многих вопросов оплаты труда и дополнительных расходов на содержание рабочей силы была заметно ограничена сфера прямого воздействия государства на заработную плату. Многие его функции в настоящее время переходят непосредственно к хозяйствующим субъектам. Предприятия теперь самостоятельно могут устанавливать формы оплаты труда и формы материального поощрения, определять размеры тарифных ставок и должностных окладов работников. Широко стала применяться практика различных социальных выплат.
Государственное воздействие на заработную плату осуществляется только посредством установления размера минимальной оплаты труда работников предприятий, определения уровня оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетных источников.
Все это способствовало развитию новых процессов в сфере оплаты труда и организации новых методов статистического изучения заработной платы.
С 1992 г. в оперативном режиме начал осуществляться сбор информации о просроченной задолженности предприятий перед работниками по выплате заработной платы. Просроченной задолженностью по выдаче средств на заработную плату считается фактически начисленные суммы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором. Число дней задержки считается, начиная со второго дня после этого срока.
В сумму просроченной задолженности включаются остатки задолженности, переходящие с предыдущего месяца, не погашенные на отчетную дату, без вычета налогов и других удержаний в соответствии с законодательством.
В Приложении 2 приведены данные о динамики
просроченной задолженности по заработной
плате за 2006 г. и первый квартал 2007 г. Суммарная
задолженность по заработной плате на
1 марта 2007 г. составила 7591 млн. рублей и
увеличилась по сравнению с 1 февраля 2007
г. на 5,6 %. Можно так же сделать вывод о
том, задолженность из-за недофинансирования
из бюджетов всех уровней на 1 марта 2007г.
составила 402 млн. рублей, или 5,3 % общего
объема просроченной задолженности по
заработной плате, на 1 марта 2007г. - 1395 млн.
рублей, или 9,3 %. Задолженность по заработной
плате из-за отсутствия собственных средств
организаций за февраль 2007г. увеличилась
на 420 млн. рублей (6,2 %) и на 1 марта 2007г. составила
7189 млн. рублей.
2.1. Различные категорий заработной платы: номинальная заработная плата и реальная заработная плата.
При анализе заработной платы до 1991 г. внимание было сконцентрировано в основном на изучении абсолютных размеров и темпов роста номинальной заработной платы. Ее динамика определялась в основном изменением производственных показателей, повышением квалификации и централизованными мероприятиями по повышению заработной платы. Однако в 1991 г. и особенно в последние годы в связи с огромным ростом потребительских цен практически все увеличение заработной платы было подчинено задаче облегчения для работающих последствий этого роста. Темпы прироста заработной платы стали измеряться не несколькими процентами, а разами, появилась потребность в более широком использовании категории «реальная заработная плата».
Номинальная заработная плата – сумма всех выплат в денежной и натуральной форме, получаемых наемным работником за отработанное время или выполненную работу, а также за неотработанное время, но подлежащее оплате (отпуска и пр.), выраженная в денежных единицах. Различают начисленную номинальную заработную плату и выплаченную (за вычетом налогов и др. удержаний в соответствии с законодательством).
Реальная заработная плата – заработная плата, определяемая в виде объема товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Зависит от размера номинальной заработной платы и уровня цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы.
Следует заметить, что в связи со значительной сложностью определения реальная заработная плата в рублях, как правило, не публикуется. Для анализа ее динамики используются относительные величины.
2.2. Анализ заработной платы в России за 2008-2009 гг ( влияние кризиса)
Кризис всегда бьет по людям, которым приходится расплачиваться за неэффективные экономические решения бизнеса и власти. Существует два варианта последствий– существенное сокращение занятости, как это происходит в странах с развитой рыночной экономикой, или удержание работников при резком снижении уровня оплаты труда (оплата только тарифной части заработной платы, перевод на неполную рабочую неделю, задержки зарплаты).
Все это так или иначе приводит к сокращению заработков. Региональные данные за ноябрь 2008 г. показывают нарастание проблемы. Среди регионов с максимальным снижением заработков – металлургические (Липецкая, Белгородская, Челябинская, Оренбургская области) и другие более развитые регионы. Хотя помимо них снижаются заработки и в менее развитых машиностроительных регионах. Как и предполагалось, более значительным ростом заработной платы отличались регионы с высоким уровнем дотационности, ведь федеральный бюджет продолжает перечислять трансферты. Можно достаточно уверенно прогнозировать, что в январе снижение заработков распространится на большее число регионов страны.
Самый нецивилизованный вариант, широко практиковавшийся в 1990-е годы, – невыплаты или длительные задержки заработной платы. Статистика на 1 января 2009 г. показывает, что пока эта проблема не захлестнула регионы, но ей не стоит доверять. Во-первых, задержки в декабре снизились, а в ноябре ситуация была хуже, и вполне можно ожидать нового роста неплатежей в начале 2009 г. года. Во-вторых, частный бизнес предпочитает скрывать задержки заработной платы занятым, поэтому статистика по регионам явно занижена. По данным Росстата, только в Чечне, живущей за счет федеральных трансфертов, задолженность достигала в последние месяцы 2008 г. 4-6 тыс. рублей на одного занятого.
Задолженность по заработной плате растет, быстрее всего в восточных регионах, особенно в Красноярском и Хабаровском краях, и в Центральной России. С начала года устойчиво повышен уровень задержек заработной платы в Магаданской области. Там, где бизнес менее крупный и менее доходный, он скатывается к повторению старых стратегий выживания в кризисных условиях. Экспортно-сырьевые компании оптимизируют издержки иначе, путем легального снижения расходов на зарплату (перевод на неполную рабочую неделю, оплата тарифной части и др.).
К сожалению, данные о динамике доходов населения и заработной плате по регионам опубликованы только за январь 2009 г. Этот месяц непригоден для сопоставлений с предыдущими, так как и в благополучные годы доходы и заработки в январе сокращались по сравнению с декабрем почти вдвое (из-за выплат в декабре премий и бонусов, а также значительно меньшего числа рабочих дней в январе). Традиционно январь – «мертвый» месяц для торговли, а в феврале она постепенно оживала. Сейчас все иначе, спад в целом по стране составил 4%. Различия динамики по регионам очень велики, хотя точность помесячных измерений относительна. Из крупных регионов самые высокие темпы сокращения товарооборота показали Московская и Свердловская области. Среди федеральных округов лидером по темпам сокращения товарооборота торговли оказался Уральский ФО, где металлургические регионы сильнее затронуты кризисом. В то же время небольшой спад производства в нефтегазодобывающих автономных округах Тюменской области подтверждается незначительным спадом розничной торговли и, скорее всего, расходов населения. Значительный спад торговли произошел также в Центре и на Северо-Западе, в основном за счет крупнейших агломераций страны, особенно их внешней зоны (Московская и Ленинградская области). В других федеральных округах динамика также неоднородна, хотя просматривается некий общий тренд – сильнее пострадали регионы с крупными городами (хотя и не все), а менее всего заметен спад торговли в слаборазвитых и высокодотационных регионах, так как в них основным источником доходов населения являются пока еще стабильные заработки в бюджетном секторе.
Статистике в период кризиса нужно верить с очень большой осторожностью. Это особенно очевидно для измерений задержек заработной платы. К началу апреля 2009 г. они оставались минимальными в расчете на одного среднесписочного занятого – около 200 руб., за последние месяцы никаких существенных изменений не произошло (рис. 3.4.). Но эти цифры вызывают все меньше доверия. По данным Федерации независимых профсоюзов России и по оценкам администраций регионов проблема в действительности намного острее, просто предприятия и организации научились «работать со статистикой», не показывая рельные объемы невыплат.
Все это означает, что в России легально (неполная занятость) и нелегально (скрытые задержки зарплаты) восстанавливается привычный адаптационный механизм 1990-х годов – распространение кризисных издержек на всех через снижение заработной платы занятых, а не локализацию их через механизм высвобождения и поддержку безработных государством. Первый путь позволяет обеспечить большую социально-политическую стабильность, но он ведет к ухудшению человеческого капитала и консервации неэффективных рабочих мест, замедлению модернизацию экономики на стадии выхода из кризиса.
Использование косвенных оценок снижения заработной платы через показатели вынужденной неполной занятости выглядит излишним, ведь есть показатели динамики денежных доходов и заработной платы в регионах. Но, во-первых, это средние показатели, которые не позволяют оценить долю занятых, заработки которых явно сократились вследствие кризиса. Во-вторых, в помесячном измерении доходные показатели по регионам крайне неточны. В-третьих, в 2008 г. динамика реальных денежных доходов к соответствующему месяцу прошлого года показывала рост, спад доходов населения в целом по стране начался только с 2009 г. (на 2%), это подтверждается и аналогичным спадом товарооборота торговли. Средняя заработная плата за февраль 2009 г. все еще на 10-11% превышала уровень соответствующего месяца прошлого года. Сравнения же с предыдущем месяцем не всегда корректны, например, данные за декабрь и январь вообще нельзя сравнивать, поскольку январские заработки и доходы всегда ниже декабрьских примерно на четверть из-за выплат премий и бонусов в конце года.
Данные Росстата о динамике денежных доходов и заработной платы за февраль показывают, что точность измерения в помесячном режиме невелика. На рис. 4.6 регионы проранжированы по динамике реальных доходов населения за январь-февраль 2009 г. (к соответствующему периоду прошлого года). Картина получается более чем причудливая: среди сохранивших рост доходов населения не только слаборазвитые и высокодотационные республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Дагестан, но и регионы с сильным промышленным спадом – Волгоградская, Тульская области, республика Бурятия. Регионы с максимальным снижением доходов также необъяснимы, среди них слаборазвитая республика Алтай, испытавшая умеренный спад Новосибирская область и Ненецкий АО, где по-прежнему высоки темпы роста промышленного производства. Необъяснимо и разительно отличаются показатели Москвы, где спада доходов нет, и С.-Петербурга, где они сократились на 21% относительно двух первых месяцев 2008 г.
Более того, динамика доходов населения никак не связана с динамикой реальной заработной платы (февраль к январю 2009 г.) и с косвенным индикатором – динамикой товарооборота торговли (март 2009 г. к марту 2008 г.), хотя, казалось бы, спад доходов зависит от динамики заработков и должен сопровождаться спадом потребления. К сожалению, более реальную картину удара кризиса по доходам и заработной плате населения регионов можно будет узнать только в начале 2010 г., когда появятся данные в целом за 2009 г. Пока же невозможно использовать ни один из вышеприведенных показателей в региональном анализе.
В целом ситуация на начало весны такая: промышленный спад и рост безработицы приостановились, но снижение заработной платы, доходов населения и потребления продолжается, хотя его темпы пока умеренные. Кризис, хотя и медленно, продолжает распространяться на более широкий круг регионов, при одновременном (и тоже медленном) улучшении ситуации в наиболее проблемных субъектах РФ с сильным и раньше всего начавшимся спадом – металлургических и машиностроительных регионах Центра, Поволжья и Урала.
Последние данные о просроченной задолженности по выплатам заработной платы на начало июня 2009 г. показывают, что объем задолженности стабилизировался в марте-апреле и с тех пор почти не менялся (рис.5.6). Региональная картина более разнообразна: продолжается рост задолженности в некоторых удаленных регионах страны (Якутия, Камчатский край), в депрессивных областях (Ивановская, Кировская) или регионах, позднее затронутых кризисом (Ленинградская область и др.). Наоборот, в Чечне задолженность сократилась вдвое по сравнению с 2008 г., но это не имеет отношения к кризису. Сокращение задолженности в разы показали также Чукотский АО, Хабаровский край, Ярославская и Самарская области. Возможно, это следствие более жесткой политики региональных властей по контролю за выполнением Трудового кодекса, однако точность учета реальной задолженности по заработной плате в регионах вызывает много сомнений.
Сложно объяснить и динамику доходов населения. Несмотря на кризис, сокращение реальных доходов населения за январь-апрель 2009 г. было минимальным – на 0,4% к соответствующему периоду 2008 г. Скорее всего, это следствие роста заработной платы федеральных и региональных бюджетников в конце 2008 - начале 2009 гг., а также повышения пенсий. Суммарно они почти компенсировали снижение заработной платы в промышленности из-за неполной занятости и потери трудовых доходов безработными. Однако в помесячной динамике (апрель к марту 2009 г.) статистика показывает рост доходов населения на 6,5%, хотя никаких заметных улучшений экономики страны за месяц не произошло, промышленный спад усилился, а реальная заработная плата сократилась на 0,7%.