Преступления против общественной безопасности (в узком значении): их состав и уголовно-правовая квалификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие общественной безопасности, проблемы его законодательного определения. Рассмотреть составы конкретных преступлений под углом зрения установления их объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъективная сторона, субъект) признаков, а также содержание указанных в законе квалифицирующих (отягчающих) обстоятельств, широко используя при этом обобщения судебной практики. Уделить внимание вопросам борьбы с данными преступлениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие общественной безопасности……………………………………..3
Глава 2. Преступления против общественной безопасности (в узком значении): их состав и уголовно-правовая квалификация…………………………………………3
2.1. Терроризм………………………………………………………………………….3
2.2. Захват заложника…………………………………………………………………10
2.3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма………………………………13
2.4. Организация незаконного вооруженного формирования…...…………………14
2.5. Бандитизм………………………………………...………………………………..16
2.6. Организация преступного сообщества (преступной организации)………..….20
Заключение…………………………………………………………………………….23
V. Список использованных нормативных актов и литературы……………...……………..25

Содержимое работы - 1 файл

контрольная по уголовному праву.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

В ч. 2 ст. 209 УК установлена  ответственность за участие в  банде или в совершаемых ею нападениях.

Участие в банде означает, что лицо входит в вооруженную устойчивую группу, созданную для совершения нападений. оно может выразиться в выполнении разнообразных действий в интересах банды: финансировании, снабжении оружием, обеспечение транспортом, предоставление помещения для сборищ банды и тому подобное. В силу ч. 5 ст. 35 участники банды несут ответственность за участие в ней, а также за те преступления банды, в подготовке или совершении которых они участвовали, то есть участие в банде образует оконченное преступление, не зависимо от того, совершила ли банда намеченное нападение и участвовал ли в его совершении данный участник2.

Участие в банде  есть членство в ней, оформленное  или не оформленное ритуалом приема, с возложением на участников постоянных, определенных его ролью в структуре  банды функций и (или) разовых  поручений и заданий3.

Участие в организуемых бандой нападениях участие в той или иной роли в организуемых бандой вооруженных налетах на учреждения и предприятия либо на отдельных граждан.

Под нападением понимаются действия, направленные на достижения преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Судебная практика по этому поводу отмечает, что «участие в налетах вооруженной группы на государственные, общественные учреждения либо на отдельных лиц, если оно и не сопровождалось насилием или угрозой насилия, квалифицируется по ст. 77 УК РСФСР (ст. 209 УК РФ)»1.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК как бандитизм должно квалифицироваться участие в  совершаемом нападении и таких  лиц, которые, не являясь членами  банды, сознают, что участвуют в  преступлении, совершаемом бандой2.

По ст. 209 УК должно квалифицироваться и такое нападение  вооруженной банды, когда оружие фактически не было применено.

В ч. 3 ст. 209 УК установлена  повышенная уголовная ответственность  за бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения, то есть лицом, стоящим на службе в государственных (например, сотрудник милиции, военнослужащий) или негосударственных организациях и учреждениях (например, сотрудник частных охранных служб, служб безопасности банков)3.

Под совершением  бандитизма с использованием служебного положения следует понимать использованием лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды или атрибутики,

служебных удостоверений  или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи  со своими служебными полномочиями, при  подготовке или совершения бандой нападения  либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и тому подобное4.

Для правильной квалификации преступления следует  учитывать, что «групповое хищение, совершенное с применением оружия, само по себе не даст еще оснований для квалификации действий виновных как бандитизм при отсутствии других признаков этого состава преступления»1, а также то, что «один личный случай ограбления, при отсутствии указанных условий не может квалифицироваться как бандитизм»2.

Кроме того, ст. 209 не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье (части).

Но в любом  случае важно соблюдать принцип  индивидуализации ответственности  при назначении наказания лицом, виновным в бандитизме; учитывать  роль и степень участия лица в организации и преступной деятельности банды, тяжесть наступивших последствий и тому подобное. 

      2.6.Организация преступного сообщества (преступной организации). 

Рост преступности, в том числе в ее организованных формах, давно превратился в глобальную тему. Как показывают современные исследования, более продуктивным является подход, в соответствии с которым именно функции организаций, обусловленные поставленной целью, определяют структуру, размеры и другие черты преступного сообщества.

В этой связи  заслуживает внимания классификация основных видов организованной преступности.

  1. Организованная преступность политико-социального характера. Целью преступной группы здесь является не столько прямая материальная выгода, сколько поддержка или разрушение соответствующей социально-политической системы (экстремистские, националистические организации и другие).
  2. Организованная преступность группового характера. Прямая материальная выгода не является главной целью. Основы существования этих организаций – это групповая психология, специфический социальный престиж, который дает сама принадлежность организации, характеризующейся криминальной активностью.
  3. Организованная преступность корыстного типа. Цель получение непосредственной материальной выгоды. Сюда можно отнести такие виды криминальной деятельности, как грабежи, кражи, рэкет, мошенничество и другое.
  4. Синдикализированная организованная преступность (преступный синдикат), которую можно характеризовать как мафиозную. Основная цель – перманентное получение максимальной прибыли путем незаконного производства товаров и услуг с использованием насилия под прикрытием коррумпированных властных структур.

По мнению американских криминологов было бы неверно связывать  ее зарождение только с теми переменами, которыми ознаменовалась «эпоха гласности и перестройки». Например, К. Стерлинг считает, что тайные преступные организации, существовали в российском обществе еще в XV в1.

По мнению Л. Рознер, корни российской организованной преступности следует искать в той системе, которая в течении десятилетий существовала в СССР и характеризовалась непререкаемой монополией государства как собственника, жесткими ограничениями граждан в экономической и политической сферах. Эта система, особенно в 60-е годы, обусловила специфический устойчивый тип социальных отношений, которые в свою очередь явились основой «советского пути преступности»1.

Важной особенностью российской ситуации является то, что организованная преступность в России быстро выходит за те рамки, которые считаются традиционными для США, вторгается даже в такие сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу международной стабильности и безопасности. К одной из таких сфер относится российский ядерный комплекс (440 попыток с 1991 по 1994 годы).

Серьезную опасность  представляет «приобщение» криминальных структур к конверсии российской армии (хищение оружия, стратегически  важного сырья и материалов, вербовка уволенных из армии специалистов и так далее), активное участие организованных групп в финансово-кредитных отношениях; торговля крадеными автомобилями; контрабанда антиквара.

Специалисты отмечают, что представители современной  волны криминальных групп России отличаются более значительными  материальными средствами, достаточно высоким уровнем образования, знанием  языков и в то же время полным неуважением к законам.

Далее хочу отметить, что состав преступления, предусмотренный ст. 210 УК, впервые введен в российское уголовное законодательство.

Объект рассматриваемого преступления – общественная безопасность.

Объективную сторону преступления образуют близкие, но не тождественные друг другу виды организационной деятельности (создание либо руководство) в отношении организованных преступных формирований различного уровня: преступного сообщества (преступной организации); входящих в него структурных подразделений (организованных преступных групп), объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп. Указанные преступные формирования создаются для совершения тяжких или особо тяжких преступлений1 либо для разборки планов и условий совершения этих преступлений. В тех же целях осуществляется руководство указанными формированиями.

Преступные сообщества неодинаковы как по структуре, так  и по типу криминальной деятельности. Поэтому необходимо различать ее уровни.

1 уровень – это устойчивые, управляемые сообщества, имеющие функциональную иерархическую структуру, но не имеющие коррумпированных связей. Такие группы занимаются хищениями, кражами, вымогательством. Их качественных состав – от 3 до 5 человек и больше. В группах такого рода приказ главаря сразу же доходит до исполнителя, минуя промежуточные звенья, которых здесь нет.

2 уровень относится к среднему и является как бы переходной ступенью к более совершенным и опасным организационным структурам, которые можно отнести к понятию группировки. По существу, это те же организованные группы, однако имеющие коррумпированные связи с представителями органов управления и власти. В характере преступной деятельности более проявляется специализация на каких-то ее отдельных видах (вымогательство, мошенничество, наркобизнес).

3 уровень представлен криминальными организациями с так называемой сетевой структурой. Иными словами, подобные сообщества имеют две и более ступеней управления, и приказ главаря уже передается исполнителям по инстанции через определенные звенья2.

Таким образом, преступным сообществом (организацией) является объединение входящих в его структуру организованных преступных групп для разработки, координации, поддержки, развития преступной деятельности этих групп, систематического совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений.

Для разработки планов и условий совершения преступлений могут быть созданы объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных преступных групп. И преступные сообщества, и объединения заняты разработкой и решением наиболее общих, стратегических вопросов организованной преступности. Здесь и распределение сфер деятельности по отраслям и (или) по территориям, и «общак» (общая касса для оказания помощи нуждающимся преступникам и их семьям), и отмывание преступных доходов, и коррумпирование представителей власти, и проникновение в легальную политику и в легальный бизнес, и налаживание связей с международной организованной преступностью, и так далее1.

По своему фактическому содержанию создание преступного сообщества или руководство им юридически мало чем отличается от аналогичных признаков бандитизма. Но в отличие от банды создание общества не преследует цели нападения на граждан или организации.

Состав рассматриваемого преступления формальный. Оно признается оконченным с момента создания сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Ссубъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что создает преступное сообщество (преступную организацию) или объединение организаторов, руководителей и тому подобное либо руководит преступным сообществом, и желает совершить эти действия.

Обязательный  признак создания сообщества (организации) – цель совершения тяжких или особо  тяжких преступлений.

Субъектом преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо – организатор (создатель) преступного сообщества (организации) или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп либо руководитель преступного сообщества (организации).

В ч. 2 статьи 210 УК установлена ответственность за участие в сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Участие в сообществе либо в объединении организаторов, руководителей есть членство в них, принадлежность к ним со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

В ч. 3 ст. 210 УК предусмотрена  ответственность за создание преступного  сообщества (организации), руководство  им или участие в нем, совершенные  с использованием служебного положения1.

Лицо, создавшее  формирование любого уровня либо руководившее им, подлежит ответственности за это  по ст. 210 УК. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 35 оно несет ответственность статей Особенной части УК за все совершенные этим формированием преступления, если они охватывались его умыслом.

Причем организаторы и инициаторы преступления должны нести  повышенную ответственность по сравнению  с другими участниками преступления2.

Другие участники  преступных формирований несут ответственность  за участие в нем по ст. 210, а  также – по совокупности – за совершенные формированием преступления, в подготовке либо совершении которых они принимали участия.

Таким образом, преступным сообществом признается сплоченное объединение организованных преступных групп с целью получения незаконных доходов3. 

Информация о работе Преступления против общественной безопасности (в узком значении): их состав и уголовно-правовая квалификация