Витебщина приграничная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Культурно-исторические ресурсы: памятники культуры, архитектуры, литературы, истории и другие, их уникальность, бесценность и привлекательность создают устойчивую мотивацию туризма и служат основой для его культурной организации. Даже при самых сжатых сроках деловых поездок туристы стараются ознакомиться с историей и культурой разных народов, открыть и познать неизведанное.
Элементы научной новизны: разработан экскурсионный

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Схема маршрута………………………………………………………………….6
Экскурсия «Витебщина приграничная»……..…………………………………7
1. Верхнедвинский район…………………………………………………...……8
1.1. Освея.………………………………………………………………………...8
1.2. Сарья.………………………………………………………………………...9
2. Браславский район…………………………………………………………….11
2.1. Друя..…………………………………………………………………………11
2.2. Опса..………………………………………………………………………....14
2.3. Видзы………………………………………………………………………..16
3. Поставский район…………………………...………………………………..17
3.1. Лынтупы………………………..……………………………………………17
3.2. Камаи…………………………….…………………………………….…….19
3.3. Поставы………………………………………………………………….......20
3.4. Лучай…………………………….…………………………………………...24
Технологическая карта экскурсии……………………………….……………..25
Таблица бальной оценки объектов…………………………………………….36
Паспорт объектов……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы…………………….……………………58

Содержимое работы - 1 файл

Витебщина приграничная .doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

 

2.1 ДРУЯ

 

Друя впервые упоминается в хронике М. Стрыйковского в 1386 году.

Благодаря тому, что местечко находилось на берегу Западной Двины - важнейшей судоходной артерии, постепенно оно стало крупным торговым и ремесленным центром. С начала 18 века Друя имела статус города с магдебургским правом и собственным гербом, изображавшим идущую под парусами ладью. На протяжении 17-18 вв. в Друе возводятся монументальные комплексы бернардинского и доминиканского монастырей, каменная синагога, замок Сапег. Возводились здесь и каменные дома. В 1790 г. их насчитывалось 13.

В разные времена в Друе побывали выдающиеся исторические деятели: князь Андрей Полоцкий, король Речи Посполитой Стефан Баторий, русский царь Алексей Михайлович, император Петр 1 и другие. В Друе проживали родственники Екатерины Великой и польского поэта, лауреата Нобелевской премии Чеслава Милоша.

 

Первым культовым каменным строением на Браславщине является комплекс бернардинского монастыря в Друе, который сохранился до настоящего времени с незначительными изменениями. Монастырь возведен в 1643-1646 гг. Казимиром Львом Сапегой, подканцлера ВКЛ, основателя кафедры права Виленской академии. Монастырь находится на высоком берегу Западной Двины и состоит из костела св. Тройцы, жилого корпуса и воротами с оградой. Троицкий костел - один из наиболее интересных памятников раннего барокко в Беларуси. Это однобашенная трехнефная базилика. Высокая пятиярусная башня размещена в центре фасада и завершена фигурным куполом (достроен в 1772 г.) С западной стороны к костелу примыкает двухэтажное жилое здание монастыря, которые создает прямоугольные замкнутый двор.

Недалеко от монастыря, на крутом берегу над Западной Двиной, находится усадьба и фрагменты парка 19 века.

В 18 веке была построена Друйская синагога – еще один интересный памятник барокко на Браславщине. Эту синагогу считали одной из самых величественных в ВКЛ. Храм представлял собой четырехугольный объем из кирпича, перекрытый четырехскатной крышей. Внешний декор составляли карнизный пояс, пилястры. Интерьер синагоги славился красивым резным алтарем. Храм разрушен в годы Великой Отечественной войны при уничтожении друйского гетто.

Памятником барокко являлась также друйская униатская церковь св. Петра и Павла 18 века – двухъярусный башнеподобный объем, перекрытый шатром. Стены второго этажа имели пластичные изгибы, были украшены пилястрами и карнизами. Церковь очень сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Теперь сохранились только ее стены.

 

Борисов камень. В поселке Друя в 2002 г. завершились удачей работы по выявлению камня с высеченными на нем в 12 веке шестиконечным крестом и надписью. Сейчас каждый желающий может увидеть до этого занесенный речным песком и поэтому полулегендарный Борисов камень. В Беларуси не так уж и много памятников материальной и духовной культуры 12 века. К числу интереснейших относятся Борисовы камни – выдающиеся памятники эпиграфики (каменного письма). Свое название они получили из-за того, что на большинстве из них упоминается имя Борис. Историки связывают его с полоцким князем Борисом Всеславичем, который княжил в 1127-1129 годах. В 1128 году в Полоцкой земле свирепствовал страшный голод, вызванный неурожаем. Возможно, тогда по приказу князя на камнях выбили кресты и заклинания: «Господи, помози рабу своему Борису». Некоторые исследователи утверждают, что крестами и надписями отмечались огромные валуны, почитаемые язычниками. В новом же обличье они становились христианскими святынями.

В Беларуси было известно 7 Борисовых камней, пять из которых находились возле Западной Двины. Их выявили, описали в научной литературе еще в 19 веке, а в следующем столетии большинство Борисовых камней уничтожили, за редким исключением. Самый маленький из них, находившийся возле города Дисна, был отправлен в Москву, в Исторический музей, в конце 80-х годов 19 века. Сейчас его можно увидеть на территории заказника «Коломенское». Друйский Борисов камень числился «пропавшим без вести». Вообще у него особенная судьба. Открыт он был позднее всех. В 1896 году валун с крестом и надписью нашел и зарисовал известный историк Алексей Сапунов. После этого камнем почему-то очень мало интересовались исследователи… Когда о нем вспомнили – оказалось, что камень исчез с глаз.

В 80-е годы археолог Людмила Дучиц пробовала найти либо выяснить судьбу друйского камня. Отыскались старые люди, которые помнили валун, находившийся на мелководье при впадении реки Друйки в Западную Двину. Однако в 30-х годах 20 века мощный ледоход сбросил многотонную глыбу в реку, и постепенно его занесло речным песком.

В устье Друйки археологи действительно нащупали большой камень, но даже с помощью аквалангистов надписей и креста на нем не нашли. Только подъем валуна из реки мог ответить на вопрос, Борисов ли этот камень. В 80-е годы осуществить подъем не удалось.

Когда уровень воды в Друйке и Западной Двине был очень низким, край предполагаемого Борисового камня показался над водой. На это обратила внимание председатель местного поссовета. Она же решила не упустить шанс и организовала работы по извлечению валуна. Причем велись эти работы исключительно на энтузиазме. Четыре попытки были неудачными.

Успех пришел осенью, когда мощный мелиоративный экскаватор, доставленный из Браслава, наконец-то оторвал валун от дна. Когда камень был уже недалеко от берега, показались крест и буквы. Сомнений не оставалось – это Борисов камень.

 

Костел Троицкий. Предместье Сапежин, занимая господствующее положение на холме, в прошлом было отведено под укрепления с валами и воротами-брамами Полоцкой и Рижской. Здесь же в середине 17 в. строится бернардинский костел св. Троицы с монастырем (теперь используется как учебное заведение). Это – монументальное сооружение, частично видоизмененное в 18 в., хорошо сохранилось и является высотной доминантой поселения. Бернардинский (Троицкий) костел в Друе — памятник архитектуры барокко. В интерьере его своды имеют богатое украшение из стукко. Эта лепная орнаментика представляется геометрическим рисунком, который пришел на смену кирпичным гуртам в начале 17 в. Так что друйский храм, построенный в 1646 г., является одним из первых образцов нового подхода к убранству внутреннего пространства культовых зданий. Башня костела и интересная по рисунку брама с оградой построены в 60—70-х годах 18 в. в формах позднего барокко.

 

Церковь благовещения складывается из основного объема и шатровой колокольни в изголовье. Эти два компонента постройки рознятся своей архитектурой: колокольня достроена позже, в 19 в., в формах псевдорусского зодчества, в то время как основной объем существовал с 18 в. и был заложен как костел.

 

Еврейское кладбище. Единственное еврейское кладбище в Беларуси с сохранившимися цветными росписями на памятниках. Сохранилось около 250 памятников. Закрыто в 1959 г. Восстановлено в 2000 г.

 

2.2 ОПСА

 

Находится в 20 километрах от Браслава, на берегу одноименного озера. В летописи впервые упоминается в 1500 году.

По легенде, на месте теперешней деревни Опса жил когда-то пан Миланович. Он очень любил ходить на охоту. Однажды на охоте на него напал волк. Остался жить пан только благодаря собаке, которая оказалась рядом с хозяином. Миланович изловчился и выстрелил в волка. В поединке с волком собака получила много ран и тут же издохла. Пан принес ее домой и похоронил недалеко от дома. Рядом положил камень с надписью: «О пса». Поэтому и деревню начали называть Опса.

Очень красивый неоготический костел украшает центр местечка Опса. Построен в начале 20 ст. из кирпича.

На берегу озера сформирован ансамбль усадьбы 1904 года. В него входят усадебный дом, флигель, хозпостройки и парк.

 

Опсовская усадьба Броэль-Плятеров

В середине 16 века Опса принадлежала великокняжеским владениям. В 1676 году местечком и окрестностями владели Техановецкие, которые основали в Опсе деревянный костел. Во 2-й половине 18 века Опса – собственность Ядвиги из Струтынских, вдовы Яна Техановецкого, старосты опсовского. В 1773 г. Ядвига второй раз выходит замуж за Николая Мануцы, известного авантюриста тех времен. После смерти Ядвиги все имущество перешло мужу Николаю, после которого владельцем усадьбы стал их сын Станислав. Станислав Мануцы, женатый на Констанции Броэль-Плятер, умер бездетным в 1823 году, и Опса вместе с Бельмонтами перешла во владение рода Броэль-Плятеров. Последним владельцем опсовской усадьбы был Феликс Броэль-Плятер.

Несмотря на то, что Опса являлась довольно значительным местечком, до 20 века панской усадьбы в Опсе не было, а главная резиденция владельцев Опсы размещалась в Бельмонтах. Усадьбу, которая сохранилась до наших дней, заложил Феликс Плятер в 1903 г. Дворец построен в 1904 г. по проекту архитектора Телешинского. Но Опсовская усадьба уже никогда так и не была окончательно достроена. Плятеры жили в своей главной резиденции в Бельмонтах. После 1-й мировой войны и следующей польско-советской 1920 г. имения были опустошены и Феликс Плятер не мог удерживать все свои владения и был вынужден передать опсовскую усадьбу государству под школу.

Ансамбль усадьбы расположен вдоль берега озера Опса и дороги, включает каменный дворец, флигель, хозяйственные постройки и парк. С востока усадьба была обнесена фигурным штакетником, укрепленным столбами из камня, с южной стороны ограничен ручьем, через который перекинут одноарочный мост. В последние годы штакетник демонтирован (или раскраден местными жителями). Центр композиции – усадебный дом в глубине парадного портера.

Каменный Е-подобный в плане дворец западным фасадом повернут к озеру. Основной объем дополнен двухэтажными флигелями. В центре расположен главный вход, оформленный навесом.

Оконные проемы прямоугольные и арочные, декорированы пилястрами. На фоне бывших охристых стен наличники выделены белым цветом.

Внутренняя планировка дома коридорная с торцовыми входами. Центральная парадная зала имеет выход на широкую террасу, от которой идет спуск к воде, выполненный в виде каскада сходов. В боковых флигелях расположены лестницы, которые ведут на 2-й этаж и в подвалы здания.

Специального парка в Опсовской усадьбе не было. При закладке усадьбы использовали живописные уголки старого леса, расположенного на берегу озера Опса, где установили места для прогулки с высадкой некоторых декоративных деревьев. После упорядочения старые насаждения приняли вид натуралистического парка, который с трех сторон окружает усадебные постройки. Из старых деревьев и посадок сохранился 300-летний дуб (22 м), шестиствольный ясень, 3 сибирские пихты.

Северная часть территории отведена под хозяйственную зону. Сохранился ряд каменных построек, жилой дом для рабочих. Некоторые деревянные постройки переоборудованы под жилье.

До недавнего времени усадьбу занимала школа-интернат. После небольшой реконструкции здание дворца стоит заброшенным и постепенно разрушается.

 

2.3 ВИДЗЫ

 

Костел рождества Девы Марии. Единственным монументальным и внушительным по своим размерам зданием является Троицкий костел, воздвигнутый в начале 20 в. (1914 г.) близ торговой площади. Это строение из красного кирпича, вобравшее в свою архитектуру мотивы романского и готического зодчества. Здесь присутствуют контрфорсы, стрельчатые арки, ступенчатые порталы, островерхие башни и башенки, круглые окна-розы с переплетами сложного рисунка и другие атрибуты из арсенала прошлых художественных стилей. Необходимо отметить высокое качество исполнения сооружения во всех деталях, четкость архитектурных форм, высокохудожественную прорисовку деталей. Несмотря на эклектичность решения, видзовский костел запоминается своей монументальностью и экзотичностью.

Старые люди говорили, что костел в Видзах был построен рядом с крыничкой и с этим связано возникновение местечка. По легенде, однажды в стародавние времена ехал через это место пан с дочкой. Красивой и статной была девушка, только ничего не видела. Куда только не возил пан ее, каким только докторам не показывал – ничего не помогало. И вот остановился пан с дочкой под дубами возле источника. Услышала  девушка журчание воды, подошла лицо помыть, и только дотронулась мокрыми руками до лица, как увидела свет. «Видзай! Видзай! Вижу! Вижу» - закричала она. Целебной оказалась вода. Счастливый отец повез девушку домой, а возле источника пообещал построить костел. Местечко назвали Видзы.

Рядовая застройка. В районе площади, ныне превращенной в сквер, сохранились единичные каменные жилые дома конца 19 –  начала 20 в. Без существенных изменений осталась планировочная структура поселка, сформировавшаяся в течение столетий вдоль главной улицы (теперь ул. Ленина), являющейся отрезком дороги на Браслав и Поставы.

3. ПОСТАВСКИЙ РАЙОН

3.1 ЛЫНТУПЫ

 

Сегодня о Лынтупах написаны считанные страницы в отечественных энциклопедиях. Впрочем, энциклопедия из тех изданий, у которых как раз лаконичность является неотъемлемой чертой. Лынтупы, что находятся едва ли не в центре Свенцянской возвышенности, по «росту» перещеголяли свою ближайшую административную столицу. Высота Лынтупов над уровнем моря – 211,5 метра, на 50 метров выше райцентра Поставы. Всего-то 40 километров разницы, а климат отличия имеет серьезные. Лынтупы – одно из самых холодных «сердечек», наверное, всей Беларуси.

Древнее и колоритное местечко уже в течение сотен лет является родиной многих национальностей, слившихся в единый народ Беларуси. Сыновья Тамерлана, Тохтамыша и Темир–Кутлуя (последний противостоял хоругвям Витовта на украинских берегах Ворсклы) нашли свое пристанище в Лынтупах и окрестностях уже как мирные поселяне. Александровичи, Гимбицкие, Якубовские – из Лынтупов, Явнелишек, Субачей, Жарделей, деревень, что считались татарскими. С конца 14 века Лынтупы – и родина евреев, которые выстроили в местечке настоящий торговый центр. Из 685 жителей местечка, указывается в статистических данных за 1897 год, 238 – евреи. Все дружно уживались с белорусами и поляками. И «гонар» каждой национальности впитывал в себя как черту основополагающую уважение, проявление достоинства к людям другой веры, другого склада. Были тогда непростые моменты, которые могли развить и ненависть, вызвать пламенную ссору на годы и времена. В 1658 году сейм Речи Посполитой принял закон об изгнании из края каждого, кто отказался от веры католической. И люди поступали по-разному. Кто-то отправлялся в изгнанники. Кто-то принял новую веру. А кто и становился на путь открытой борьбы.

Информация о работе Витебщина приграничная