Договор транспортной экспедиции, как разновидность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: произвести всесторонний комплексный анализ договора транспортной экспедиции, как разновидности оказания договоров оказания транспортных услуг.
Задачи работы:
- дать понятие договора транспортной экспедиции и определить особенности его нормативно-правового регулирования;
- выяснить содержание договора транспортной экспедиции; проанализировать вопросы ответственности по данному договору;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и признаки договора транспортной экспедиции. Правовые основы экспедиторской деятельности 7
1.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции 12
1.3. Порядок заключения договора транспортной экспедиции 16
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 20
2.1. Условия договора транспортной экспедиции. Порядок заключения и форма договора 20
2.2. Права и обязанности сторон. Исполнение договора транспортной экспедиции 25
2.3. Ответственность по договору транспортной экспедиции 37
ГЛАВА 3. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ. ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 49
3.1. Соотношение договора транспортной экспедиции с другими договорами о возмездном оказании услуг 49
3.2. Наиболее типичные споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике 57
3.3. Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции 68
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 84

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ Договор транспортной экспедиции, как разновидность договора оказания транспортных услуг .doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Сторонники первого  из них признают универсальность  предмета договора, а также перечисляют  иные условия, которые наиболее полно и точно характеризуют договор экспедиции (в частности, качество выполняемых работ, сроки исполнения договора, цена, порядок и сроки ее оплаты, место исполнения договора, форма договора и ответственность сторон и другие) (Приложение 2).

Однако полностью согласиться с приведенным подходом нельзя. В том случае, если авторы, говоря о существенных условиях договора, имеют в виду объективно- и субъективно-существенные условия договора, то их позиция нареканий не вызывает. В том же случае, если авторы говорят об объективно-существенных условиях договора транспортной экспедиции, согласиться с ними нельзя. Качество выполняемых работ, сроки исполнения договора, цена, порядок и сроки ее оплаты, место исполнения договора, форма договора и ответственность сторон являются определимыми существенными условиями, т.е. законодатель предусматривает «запасной вариант» их определения посредством иных норм ГК РФ.

Из вышесказанного следует  вывод о том, что единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является предмет договора. При этом, редмет договора является единственным существенным условием до того момента, пока стороны в условиях действия принципа свободы договора не разработали и не включили в договор субъективно-существенные условия. Это и есть узкий подход к определению условий договора экспедиции.

В современной юридической  литературе складывается представление  о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых  экспедитором услуг, связанных с  перевозкой груза. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: "Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя ("от склада до склада"). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные"27.

Г.П. Савичев полагает, что предмет договора транспортной экспедиции "обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в  процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п." . При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера "на организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза". В связи с этим предмет договора транспортной экспедиции определяется Г.П. Савичевым как "совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза"28.

Итак, предметом договора транспортной экспедиции являются действия субъектов договора и включение  в предмет договора экспедиции материального блага – груза, представляется не верным по ряду оснований29.

Во-первых, договор транспортной экспедиции относится к группе договоров  на оказание услуг. Услуга – это  именно действие, удовлетворяющее потребности  других лиц, а не материальное благо.

Во-вторых, о грузе  можно говорить лишь как об объекте  договора транспортной экспедиции. При  этом груз выступает в качестве объекта  не только договора транспортной экспедиции, но и договора перевозки. Поэтому  материальный объект не является критерием для разграничения различных договоров (в частности, перевозки и транспортной экспедиции), не может использоваться в качестве признака, индивидуализирующего конкретную договорную конструкцию. Более того, связь договора транспортной экспедиции с материальным объектом – грузом может быть весьма опосредованной, а иногда и вообще утрачиваться, например, когда функции экспедитора по договору ограничены лишь оформлением перевозочных или таможенных документов.

И, наконец, в третьих. Отграничение договора транспортной экспедиции от иных договорных конструкций законодатель проводит именно по связанности услуг, выполняемых в рамках указанного договора, с перевозкой груза. Тем самым, системообразующим признаком служит направленность услуг, оказываемых по договору, на обеспечение перевозки груза и организацию такого обеспечения. Включение же в предмет договора экспедиции в качестве отдельной составляющей перевозимого груза, является, на наш взгляд, нарушением буквального толкования норм, содержащихся в главе 41.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, которые  экспедитор обязуется выполнить  или организовать их выполнение, и  которые должны быть связаны с  перевозкой груза.

Из вышесказанного можно  также сделать вывод о том, что для существования договора транспортной экспедиции не является обязательным включение в его предмет одной из основных услуг, договор может быть заключен и на оказание одной дополнительной услуги.

Отметим также, что в  доперестроечный период законодательство содержало императивные нормы, регламентирующие порядок заключения договора транспортной экспедиции. Их существование объяснялось плановым характером экономики в тот период.

С принятием ГК РФ заключение договора транспортной экспедиции перестало  носить плановый характер и не является обязательным для сторон. Законодательство не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора экспедиции, в силу чего заключение этого договора определяется общими положениями о заключении договоров.

Процесс заключения договора транспортной экспедиции можно поделить на несколько этапов. Первым из них является направление предложения заключить договор (оферты) конкретному лицу или лицам, вторым – принятие им данного предложения (акцепт).

Договор транспортной экспедиции в подавляющем большинстве случаев заключается в письменной форме (Приложение 4)30. Ранее стороны на практике оформляли свои отношения по транспортной экспедиции путем составления заявок, направляемых клиентом экспедитору, и содержащих все существенные условия договора. Однако ввиду отсутствия унифицированных форм экспедиторских документов, бланки заявок и поручений разрабатывались самостоятельно каждым экспедитором и существенно отличались между собой как по форме, так и по содержанию.

В настоящее время  ситуация изменилась. Правительством РФ были утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности31, которые детализировали порядок заключения договора транспортной экспедиции, а также установили перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Таких документов предусмотрено всего три: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка.

Теперь для заключения договора транспортной экспедиции клиент в качестве оферты выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору, которое должно содержать полные и достоверные сведения о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

После того, как экспедитор получит поручение, он должен рассмотреть  и направить его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

Однако приведенная  ситуация возможна, если речь идет о  разовом поручении или поручении  в рамках уже заключенного договора на транспортно-экспедиторское обслуживание. Об этом говорят и Правила транспортно-экспедиционной деятельности (п. 7)32, указывающие, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Другими документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторская и складская расписки.

Экспедиторская расписка является документом, подтверждающим получение экспедитором груза от клиента либо от указанного в поручении  экспедитору грузоотправителя.

Складская расписка выдается клиенту в том случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское  хранение. Расписка подтверждает получение  складируемого товара и содержит условия его хранения и выдачи (или ссылку на них). Складская расписка, выдаваемая экспедитором клиенту, согласно действующему законодательству, не является обращающимся инструментом и потому передача прав по ней (например, права изъятия товара с товарного склада) происходит на основании общих норм об уступке требования.

2.2. Права и обязанности сторон. Исполнение договора транспортной  экспедиции

 

Содержание конкретного  договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий (Приложение 3). Однако, учитывая, что, как  правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

Применительно к содержанию договора транспортной экспедиции, вернее его идеальной модели, предусмотренной  в ГК (ст. 801), обнаруживается одна интересная особенность его правового регулирования, а именно: права и обязанности его сторон - экспедитора и клиента - определяются как бы на трех разных уровнях. Во-первых, из самого определения договора транспортной экспедиции следует, что имеет место общая обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а также общая обязанность клиента возместить экспедитору понесенные им расходы (так как услуги выполняются "за счет клиента") и оплатить оказанные услуги (так как услуги выполняются экспедитором "за вознаграждение").

Во-вторых, ГК говорит о некоторых  определенных обязанностях экспедитора, которые "могут быть предусмотрены" договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.

В-третьих, в ст. 801 ГК говорится  также о неких иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также "может быть предусмотрено" договором  транспортной экспедиции "в качестве дополнительных услуг", представляющих собой "необходимые для доставки груза операции", а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК).

Отмеченное весьма своеобразное правовое регулирование обязанностей экспедитора  по договору транспортной экспедиции (а может, неудачное употребление законодателем в отношении них понятия "дополнительные услуги") породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на "основные" и "дополнительные". Так, В.Т. Смирновым и Д.А. Медведевым высказано мнение о том, что "можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают в себя следующие операции: а) организацию перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором; б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте; г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой..."33.

Как видно, в число "основных" обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции в понимании названных авторов попали те, в отношении которых законодатель в п. 1 ст. 801 ГК не употребил термин "дополнительные услуги". Однако можно ли указанные обязанности, перечень которых оставлен открытым ("другие обязанности, связанные с перевозкой"), считать основными и имеющими общее значение (надо понимать, для каждого из конкретных договоров транспортной экспедиции), в отличие от дополнительных обязанностей, обусловленных "индивидуальными особенностями конкретного договора", если сам законодатель говорит о том, что указанные обязанности "могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции"?

Кроме того, очевидно, что названные  обязанности экспедитора ("основные") никак не могут иметь общего значения для договоров транспортной экспедиции по той причине, что они (каждая из них) предназначены для разных договорных моделей транспортной экспедиции и исключают друг друга. Трудно себе представить, например, договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор взял бы на себя обязательство организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному им или клиентом, и которым одновременно предусмотрена обязанность экспедитора по заключению договора перевозки, скажем, от имени клиента, или по отправке груза34.

В число же дополнительных обязанностей экспедитора, по мнению тех  же В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, попали, естественно, те обязанности, которые  обозначены в п. 1 ст. 801 ГК как "дополнительные услуги": получение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, погрузка и выгрузка, хранение груза и т.п35.

Представляется, что если и возводить какие-либо из обязанностей экспедитора в ранг "основных", "общих" (в том смысле, что  их присутствие в договоре обязательно  для всякого договора транспортной экспедиции), то речь может идти только об абстрактной обязанности выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Однако с точки зрения формальной логики выделение указанных "основных" обязанностей возможно лишь на основе их противопоставления "неосновным", "дополнительным" обязанностям экспедитора. Такое противопоставление научно некорректно, поскольку в данном случае речь идет не об однопорядковых понятиях: конкретные обязанности и услуги, оказываемые (выполняемые) экспедитором, относятся к его обязанности выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, как к роду и представляют собой содержательную детализацию общей обязанности экспедитора применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции, как разновидность