Искусство заглавной буквы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 01:19, статья

Краткое описание

Термин «инициал» происходит от лат. initialis — начальный. Так называют заглавную литеру увеличенного размера, с которой начинается текст книги или главы либо отдельный абзац. Инициал может быть шрифтовым или декорированным, одноцветным или красочным, но, как бы он ни был исполнен, первое и главное его назначение — привлечь внимание читателя к началу текста.

Содержимое работы - 1 файл

Искусство заглавной буквы статья.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)


Искусство заглавной буквы

 

Хонина Н. Ю., студент гр. Д-07-2, ВГИПУ, 603004, Челюскинцев,9.

 

Термин «инициал» происходит от лат. initialis — начальный. Так называют заглавную литеру увеличенного размера, с которой начинается текст книги или главы либо отдельный абзац. Инициал может быть шрифтовым или декорированным, одноцветным или красочным, но, как бы он ни был исполнен, первое и главное его назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшаети оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второеи, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики.

Книга в Средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм.

Первоначально инициал располагали в верхнем левом углу каждого листа — независимо от того, начинал ли он новое предложение или стоял в середине фразы. Инициал располагался на левом поле либо в межколонном пространстве, почти не нарушая правильной формы столбца. Он привлекал к себе внимание не внешней броскостью, а утончённой пластикой и изящной соразмерностью с текстом и другими элементами декора. Заглавная буква прежде всего оставалась буквой. Исполненная красоты и меры, она никогда не превращалась в самодостаточный узор или сюжетную иллюстрацию — это было уделом заставки. Украшенный инициал в первую очередь безошибочно читался и лишь потом радовал глаз искусным художеством. Письменный знак, соединённый в инициале с живописью, не смешивался с ней, как не смешиваются слитые в общий сосуд вода и масло.

Заглавные буквы в начале текста сначала просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы.

Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Поэтому они легко уживались на одной странице, дополняя и обогащая друг друга, — тем более когда сливались в единое тело общего инициала. Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода.

При внешней однородности текста и иллюстраций (как буквы, так и рисунки нанесены на пергамен коричневыми чернилами — бистром) композиция каждой страницы строится на многочисленных внутренних противопоставлениях. Горизонтальная устремленность изображений, перетекающих с листа на лист и оттого сливающихся в непрерывное «кинематографическое» действие, подчеркивается узкими вертикальными колонками псалмов. Спокойное и широкое, без пробелов между словами римское капитальное письмо, почти вышедшее к тому времени из употребления, является противовесом легким, невесомым фигуркам ангелов, людей и зверей, увлекаемых вихрем безудержной фантазии художника. Сдержанность и порыв от близкого соседства взаимно усиливаются и удерживают страницы в напряженном равновесии.

Детальное описание иллюстрации: Книга в Средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм. При этом поклонение тексту Писания переносилось и на само «здание» книги. Раскрытая во время богослужения, она являла собою весьма пышное зрелище: яркие краски, неторопливые письмена, замысловатые инициалы.

 

 

 



Информация о работе Искусство заглавной буквы