Класицизм XVII - початок XIXст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 в.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Классицизм в живописи 5
3. Классицизм в скульптуре 9
4. Классицизм в архитектуре 12
5. Классицизм в литературе 17
6. Классицизм в дизайнерском искусстве 20
7. Выводы 21
8. Список использованных источников 22

Содержимое работы - 1 файл

дизайн.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822), итальянский скульптор, мастер европейского классицизма. Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX в.  Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция "Венера и Марс", ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822. 

 

Классицизм в архитектуре

 

В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды па греческую архитектуру. Новый стиль - классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломаниюнаполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказуНаполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель —Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурнуюнеоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Классицизм заявляет: «Человек – это звучит гордо». Для классициста само мироздание построено по выверенным канонам, где царствуют стройность и логика и где отсутствуют субъективное и случайное.

Границы классицизма принято определять концом XVII – началом XIX веков (в зависимости от страны). Страны, наиболее приверженные классицизму в архитектуре, – это Франция, Италия, Британия, Германия и Россия. Собственно, классицизм с его идеализмом и равнением на вечность пришелся как раз кстати всем новорожденным империям, которым нужно было подобающим образом обставлять собственное величие. А теория классицизма благодаря развившемуся книгопечатанию распространилась по Европе и за океаном семимильными шагами. Основной труд по геометрии, перспективе и постройкам итальянского автора Себастьяна Серлио хорошо знали везде.

Архитектор классицизма отвергает «взбитые сливки» барокко и настаивает на эталонах гармонии, строгости, логической ясности и монументальности. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет. Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. Человек, как мы помним, это звучит гордо. А регулярность четкость – именно то, что отличает творение человека от стихийной асимметрии природы. Для зданий и парков все это означало появление уходящих в перспективу рядов колонн, идеально подстриженных кустов и десятки метров совершенных скульптур. А завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого.

Архитектор классицизма чаще всего был туристом и ездил в Италию и Грецию смотреть на развалины, творения Палладио, Скамоцци и рисунки Пиранези, а после нес это знание в собственную страну. Так, в частности, случилось и с Иниго Джонсом, ответственным за насаждение классицизма в Британии, и с Робертом Адамом, изменившим облик Шотландии. Немцы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель, сойдя с ума по красотам Парфенона, застраивают в неогреческом духе Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями.

Французы Жак-Жермен Суффло, Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле создали собственные варианты классицизма: первый все больше осваивал пространства вокруг здания, а Леду и Булле увлеклись радикальной геометризацией форм. Французы (а за ними и русские) вообще из всех европейцев оказались самыми чувствительными к роскоши имперского Рима и не стесняясь копировали триумфальные арки и колонны.

Впрочем, имперские замашки в XIX веке прошли, а вот единая градостроительная политика, доставшаяся от империй, осталась. Упорядочивание городской застройки идет именно от классицистских канонов. Красота Санкт-Петербурга, Хельсинки, Варшавы, Дублина, Эдинбурга – результат именно такой планировки. Хотя классицизму же города обязаны появлением типовой застройки, поскольку каноны были общеприняты и менять их было сложно.

 

Классицизм в литературе

 

                  В любом культурном направлении литература играет чуть ли не ведущую роль. Так произошло и с классицизмом. Именно в литературе были полнее всего обоснованы его главные принципы. Благодаря Буало, литература эпохи классицизма приобрела не менее четкий и стройный вид, чем аллеи Версаля.
                  Безликие герои стали главной особенностью классицизма. Причем эта «безличность» вовсе не предполагает, что главный герой должен быть лишен всякой индивидуальности, он просто становится обобщенной моделью описываемого явления, выражая идеалы, стремления и истины своей эпохи. Герой классицизма должен быть идеален и свободен от людских пороков (соответственно, анти-герой состоит исключительно из этих недостатков). 
                  Меняется язык и слог классицизма: уходят из моды просторечные выражения, на первый план выходят строгие, гармоничные размеры стиха. Выдвигаются, так же, новые требования к композиции, работает принцип «одно действие в одном месте и времени», что послужило толчком для развития принципиально нового театрального искусства. Именно в эпоху классицизма проводится четкая граница между жанрами. Так, к «высоким жанрам» причисляются оды, трагедии, эпические произведения, а «низкими» становятся комедии и басни. Высокий жанр требует большей ответственности, пафоса и строгости изложения, тогда как более приземленные комедии призваны высмеивать человеческие пороки, а потому могут быть более просторечны и наивны. Не допускалось так же смешение литературных жанров. 

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден иАлександр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

Информация о работе Класицизм XVII - початок XIXст